Пятая серия «Паломницы» оказалась самой «игровой» из предыдущих серий. Оксана изобразила в ней нищенку и представила себя не в самом выгодном свете.
Об єтом в своей статье на news24ua.com написал журналист Дмитрий Скворцов.
Он напоминает, что в четвёртой серии, Оксана называла себя маловерной – всё ещё не способной поверить в чудеса, которые и в наше время являет Господь. И как крестный ход, встречи во время этого шествия, укрепили её веру. На самом деле это обычное состояние любого настоящего христианина. Каждый из таковых отчасти Фома «неверующий». Тем не менее, как и апостол, веру свою готовый подтвердить смертью за Христа. Просто, между сомнением и верой каждому нужно пройти своим крестным ходом.
"В начале же пятой серии нашей паломнице ещё не хватает жертвенности. Нет, речь идёт не о пассионарности вроде горения Жанны д’Арк. Такового как раз у Оксаны хватает. Это было заметно ещё на презентации киноцикла, когда она говорила о своём отношении к Церкви. Но христианская жизнь чаще складывается из «прозаических мелочей» – тут такую-то заповедь исполни, тут – такую-то…", - пишет публицист.
Вот и встаёт вопрос, уверен он, что тяжелее – жертвовать собой (первый описанный нами тип) или жертвовать от себя. Пусть, даже какую-то мелочь. Но – для бомжа отталкивающего вида, который возник ну совсем не вовремя. Да и не жалко тебе той купюры, но ты сейчас совсем в других мирах витаешь, а, может, даже судьбами всего мира озабочена…
Скворцов рассказывает, что фильм Оксаны Марченко о том, как нашему, относительно благополучному миру, пойти на поклон миру сирых и убогих.
"Оксана приходит к ответу – только переступив через собственную гордыню. Но как это сделать? О том и лента. Легко рассуждать о грехе. Подвиг – обнаружить его в себе и признать. Дабы искоренить. Что мы и наблюдаем в хэппи-энде серии. И я лично верю в эту очередную победу сестры Ксении. Вся эта сюжетная линия заверчена вокруг киевской Голосеевской обители. Это один из самых молодых монастырей. Но уже один из самых любимых у киевлян. В первую очередь, благодаря почившей подвижнице матушке Алипии и действующему, любимому паствой наместнику епископу Исаакию", - пишет он в материале.
Традиционно, в ленте рассказывается несколько сюжетов о чудесах и подвигах, совершённых в монастыре. Прихожанин Голосеевского, лидер рок-группы «Братья Карамазовы» Олег Кривошея (Карамазов) повествует не только о своём – как всё у него трагикомическом – преображении именно в этой обители, но и о монахине Елене Голосеевской. Она пожертвовала собой во время Великой Отечественной войны ради маленьких вечно голодных киевлян. Зная, что одно из полей по периметру линии обороны города не разминировано, она, тем не менее, собирала на нём овощи, раздавая затем детям. И в один из дней подорвалась на мине.
Говоря же о себе, Олег, как и предыдущие знаменитости-герои «Паломницы», признаётся в тех собственных сомнениях, которыми не каждый православный поделится. Не говоря уже о гордом, «прогрессивном человеке без предрассудков».
Разумеется, обширный эпизод (с элементами детектива) посвящён легендарной Алипии Киевской. Но в первые – не только ей одной. «В отличие от монахини Алипии, о её помощницах сегодня вспоминают редко, – говорит автор фильма. – А ведь жизнь этих простых искренних женщин тоже можно назвать подвигом. Такие преданные чада, как келейница Мария Скидан, забыв о себе, отдавали все свои силы ради служения ближнему». И вот за это огромная благодарность Оксане Марченко – что запечатлела для нас последних живых свидетельниц праведного жития и в этом – святом смысле – сожительниц м. Алипии.
"Ну и, конечно, сериал продолжается как образовательный для многих из нас. Главное, что после просмотра становится четче понятна важная истина: мы все одинаково любимы Создателем нашим. И каждый на своём месте способен творить как добро, так и зло. По мере сил и возможностей. Своим фильмом Оксана Марченко призывает творить добро. Но считает, что это не возможно, если прежде не полюбим друг друга. И демонстрирует мастер-класс любви. Не мимимишной. А действенной", - резюмировал автор.