В какую сторону крутить педали: догонит ли Украина на велосипеде Европу
В какую сторону крутить педали: догонит ли Украина на велосипеде Европу

В какую сторону крутить педали: догонит ли Украина на велосипеде Европу

Велогород и Полесье.

Славутич – город на Киевщине, построенный для переселенцев из Чернобыльской зоны.

В ближайшие два года его планируют превратить в туристический веломагнит Украины.

За счет средств, полученных от ЕС, там планируют реализовать проект «Славутич - межрегиональная велорекреация для оздоровления и отдыха».

Выбор на этот город пал не случайно: местный горсовет стал одним из победителей конкурсного отбора проектов регионального развития, которые могут реализовываться за счет средств государственного бюджета, полученных от ЕС в 2021 году.

Главным распорядителем этих средств является Минрегион.

«Именно от успешности общин зависит экономический рост страны, - заявил министр развития общин и территорий Алексей ЧЕРНЫШОВ.

- Поэтому проекты, которые могут дать второе дыхание регионам, привлечь инвестиции, туристов, создать рабочие места, являются приоритетными для финансирования в рамках секторальной бюджетной программы.

Именно таким проектом является создание велоинфраструктуры в городе Славутич».

Этот проект будет финансироваться по программе регионального развития «Поддержка развития депрессивных территорий».

Его общая стоимость – 14,6 млн грн (из госбюджета выделят 12,3 млн грн, из местного – 2,3 млн).

Срок реализации, согласно плану, - два года.

Всего же в Украине будет профинансировано 84 подобных местных проекта различной направленности на общую сумму 668,3 млн грн.

Славутич - самый молодой город в нашей стране, построенный для бывших жителей Чернобыльской зоны.

Сейчас в нем около 20 тыс.

Проектировали этот населенный пункт с учетом современных требований, и изначально была предусмотрена велоинфраструктура.

Однако в ней есть существенные недостатки: разрушено покрытие многих велодорожек, высокие бордюры при пересечении веломаршрутов с проезжей частью, отсутствие закольцованного велопути, отсутствие велопарковок.

«Благодаря воплощению этого проекта горсовет Славутича планирует усовершенствовать и развивать велоинфраструктуру и сделать город удобным для передвижения маломобильных групп населения, - считает мэр города Юрий ФОМИЧЕВ.

- Ведь Славутич первым среди украинских городов присоединился к реализации инициативы первой леди Елены Зеленской «Без барьеров».

Соответствующий меморандум о развитии безбарьерной архитектуры Минрегион, Киевская ОГА и Славутичский горсовет подписали в конце прошлого года».

Планируется укладка 3,2 км новых велодорожек и реконструкция 8,5 км существующих, строительство новых велопарковок, велогаражей с системой видеонаблюдения, установка соответствующих дорожных знаков, нанесение разметки и уменьшение высоты бордюров в местах пересечения велодорожек с проезжей частью.

Местные власти рассчитывают, что этот проект даст толчок к экономическому развитию города.

В дальнейших планах - межрегиональное сотрудничество по совместному развитию велоинфраструктуры региона.

Но больше всего надежд в Славутиче возлагают на привлечение туристов, полагая, что для велолюбителей город станет туристическим магнитом.

До Берлина– 8 лет, до Амстердама - 30.

Как не старались бы в отдельных городах популяризировать велосипеды, в целом до уровня европейских стран нам пока далековато.

Но ситуация не безнадежна.

Веру в это вселяют люди, которые не одну сотню километров проехали на велосипеде и в Украине, и за границей.

Одна из них - консультант программы развития ООН по разработке велосипедной стратегии Украины Ирина БОНДАРЕНКО, которая ответила на наши вопросы.

В последнее время стало заметно, что в Киеве все больше людей ездят на велосипедах.

Что этому способствует?.

Киев был одним из первых городов Украины, где начали говорить о развитии велоинфраструктуры.

В 2011 году была первая попытка разработки развития инфраструктуры в Дарницком районе столицы.

Его помогали создавать немецкие эксперты.

Этот план не был реализован, но он стал основой для дальнейших разработок.

Чуть позже, в 2016 году, уже появилась концепция развития велоинфраструктуры Киева.

Потом активисты длительное время требовали от городских властей принятия ее.

И в 2018 году эту концепцию начали реализовывать.

На тот момент на некоторых улицах уже была часть велодорожек, построенных раньше.

Но они были слишком узкими, с неправильным переходом через перекрестки, располагались далеко от дороги.

Современные дорожки и полосы более удобны.

Дорожки отделены от проезжей части, полосы проходят по дорогам.

И уже есть госстандарт, в котором прописаны все требования к велосипедной инфраструктуре.

Его разрабатывали по инициативе и рекомендациям общественности в ГП «ГосдорНИИ».

Эти стандарты уже применяются на практике.

В Департаменте транспортной инфраструктуры КГГА в 2019 году открыли велосектор.

Сначала там работал один человек, сейчас – уже четыре сотрудника.

Согласно подсчетам этого отдела, в Киеве сейчас более 100 км веломаршрутов.

Но, надо понимать, что в это количество вошли и полосы общественного транспорта, по которым можно ездить велосипедистам.

А в некоторых случаях посчитали маршруты с двух сторон дорог.

Фактически, велоинфраструктура столицы составляет около 60 км.

И продолжает развиваться.

Опыт столицы перенимают регионы?.

Сейчас даже небольшие города разрабатывают или в процессе создания концепции развития велоинфраструктуры.

Но велосипедной столицей я бы назвала все-таки не Киев, а Львов.

Там начали развивать велоинфраструктуру еще раньше, чем в Киеве.

Там пока не все построили, что планировали, но постоянно строят, усовершенствуют.

Вот во Львове действительно около 100 км веломаршрутов.

На второе место я бы поставила Винницу, где на всех улицах при реконструкции строят велодорожки.

В Украине уже начали строительство веломаршрутов между городами.

Львовская область в этом плане - первая.

Очень популярна велодорожка Львов – Брюховичи.

Она широкая и ее любят велосипедисты.

На автобанах между городами предусмотрено место для велосипедистов?.

Все строится согласно строительным нормам.

В них внесены изменения, согласно которым на строящихся дорогах в городской черте обязательно должны быть дорожки для велосипедистов, а на междугородных трассах они рекомендованы, но не обязательны.

Соответственно, между городами их очень мало.

Поэтому нужно вносить изменения и «рекомендовано» изменить на «обязательно».

Ведь многим людям приходится ездить на велосипедах по оживленным трассам между небольшими городами.

У нас растет число велосипедистов?.

Есть правило для транспорта: постройте дороги (дорожки), и по ним будут ездить.

Если строить только автотрассы, то на них будут появляться новые автомобили.

А там, где построят велодорожки, станет больше велосипедистов.

Так это и есть.

Весной прошлого года в Киеве в начале локдауна, когда транспорт закрыли для всех, велосипедистов было в 2,5 раза больше, чем годом раньше.

Что мешает безопасности велосипедистов во время пути?.

Главный фактор опасности – большая скорость автомобилей.

А чем больше скорость, тем тяжелее последствия аварий.

И вопрос даже не столько к ПДД (правилам дорожного движения), сколько к тому, что на дорогах слишком мало камер контроля скорости.

Они есть в Киеве, Киевской и Львовской областях, превышение фиксируют автоматически и так же автоматически присылают штрафы.

Нужен такой контроль по всей стране.

Еще момент: в населенных пунктах допускается скорость 50 км/час.

Но в админкодексе сказано, что штрафуется превышение скорости на более чем 20 км/час.

Соответственно, все в Киеве и других населенных пунктах ездят почти по 70 км/час.

Хотя это и нарушение, но не штрафуется, превышение скорости – не более 20 км.

Это проблема, которую тоже надо решить - отменить или снизить нештрафованое превышение скорости.

Это коллизия, которую надо решить.

В Европе, где я ездила, можно передвигаться между полосами, как автомобиль.

Но у нас такой маневр может быть опасным, поскольку автомобилисты массово превышают скорость.

В городе нередко по тротуару ездят на велосипедах.

Нарушаются правила?.

Нарушаются, поскольку тротуары – для пешеходов.

По ним имеют право ездить на велосипедах только дети до 7 лет.

К сожалению, в ПДД ничего не сказано о том, где могут ездить дети от 7 до 14 лет.

Гендерное равенство среди велосипедистов есть?.

В Киеве примерно 9-12% женщин среди всех велосипедистов, а в Миргороде Полтавской обл.

- 30% женщин среди тех, кто ездит на велосипеде.

Город меньше, чем столица, соответственно, и меньше автотранспорта там.

Значит, более безопасно ездить на велосипеде.

А женщины, по исследованиям, более чутко реагируют на потенциальную опасность, чем мужчины.

Гендерное равенство будет у нас тогда, когда веломаршруты будут более безопасными.

В Берлине, где с этим все в порядке, соотношение между мужчинами и женщинами, которые ездят на велосипедах - 50 на 50.

Отсутствие у нас велопарковок – тоже проблема?.

Не такая и большая.

Люди паркуются к столбам и дорожным знакам - это некрасиво, но возможно.

Те, кто не хотят, чтобы их велосипеды украли, паркуются с помощью специального приспособления, которое называется U-lock.

Он металлический и очень тяжелый, выглядит в виде английской буквы U.

Настолько тяжелый, что я вожу его не в рюкзаке, а на багажнике велосипеда.

Зато его невозможно «перекусить».

Велозамки в виде тросов тоже непросто «перекусываются», помогут только огромные кусачки, по которым вора сразу заметят.

Воровство велосипедов – конечно, проблема, но 90% их крадут не на улице, не на парковках, а на этажах домов, даже если они пристегнуты к батареям.

Если велопарковки нет, велозамком-тросом можно пристегивать заднее колесо к раме.

Тогда велосипед можно будет только унести, что у кого-то, возможно, вызовет подозрение.

Перевозка велосипедов у нас в общественном транспорте проблематична?.

В Украине этот вопрос не урегулирован.

Раньше, когда по всей стране действовали общие правила об электротранспорте, они разрешали перевозить велосипед без чехла и в троллейбусах, и в трамваях.

Но несколько лет назад каждый город получил право вносить в эти правила свои коррективы.

Во Львове, как и раньше, велосипеды в трамвае можно перевозить, а в Киеве – нельзя.

В метро недавно заявили, что хотят разрешить возить их в чехлах (хотя это и не было запрещено).

Для этого нужно снимать колесо и ставить велосипед в большой пакет.

Это неудобно.

Только в фуникулере можно перевозить велосипеды без чехлов, однако эта услуга небесплатна.

В поезде можно везти велосипед бесплатно, но нелегко там найти для него место.

Только в плацкартном вагоне есть возможность положить на третью полку, а в Интерсити разрешили возить в чехлах, если есть место в багажном отсеке.

Кстати, в электричках, которые недавно пустили из пригорода в столицу, есть специальные крюки на стенах для того, чтобы вешать на них велосипеды.

Они появились после реконструкции вагонов.

Это очень удобно.

И чехол не нужен.

В США, где я жила три года, на всех автобусах впереди есть огромные конструкции, в которые можно поставить два-три велосипеда, причем бесплатно.

Надеюсь, что и у нас такое когда-нибудь будет.

Соединяют ли веломаршруты Украину с Европой?.

Есть европейская сеть маршрутов Euro.

Например, ты можешь начать свой путь во Франции, доехать до Берлина, потом – Швейцария и финишируешь в Румынии.

Один из таких маршрутов Euro.

Velo-4 должен проходить через Украину.

Он начинается во Франции, потом - Германия, Польша, и возле Львова заходит в нашу страну и идет до Киева.

Он запланирован, но пока у нас не спроектирован.

Если этот проект воплотим, то можем ждать велотуристов из Европы.

Какие отзывы о поездках на велосипеде в нашей стране у европейцев?.

Они дипломатичны.

И не забыли, что лет 30 назад у них все точно так же начиналось, как сейчас у нас.

Поэтому только подсказывают, что и как лучше сделать.

И с каждым годом мы все больше будем приближаться к ним.

Возможно, так удобно ездить, как в Берлине, мы сможем лет через восемь, а так естественно, как в Амстердаме – лет через 30.

Вверх – на двухколесном.

Туристический проект «Вело.

Бескиды» победил от Львовщины в конкурсе Государственного фонда регионального развития.

Он предусматривает строительство туристической вело- и пешеходной инфраструктуры в пределах городов Борислав, Сходница, Трускавец и село Орив.

Как сообщает пресс-служба управления туризма и курортов Львовской обладминистрации, общая стоимость проекта – 11,8 млн грн, из которых 9,44 млн выделят из госбюджета, а 2,36 - из местного бюджета.

Проект «Вело.

Бескиды» планируют реализовать в период с февраля по декабрь 2021 года.

Он будет заключаться в том, что вокруг Борислава построят велодорожки и велотрассы различной сложности общей протяженностью 34,32 км, обустроят байк-парк, обустроят 59,64 км пешеходных туристических маршрутов.

Там будет оздоровительная трасса - терренкур, предусматривающая чередование пешеходной прогулки с физическими упражнениями.

А на горе Цюхив Верх (940 м) возле села Орив построят смотровую башню.

Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой.

ua в Telegram.

Джерело матеріала
loader
loader