Волга ГАЗ-21: между Фордом и Крайслером
Волга ГАЗ-21: между Фордом и Крайслером

Волга ГАЗ-21: между Фордом и Крайслером

Волга ГАЗ-21: между Фордом и Крайслером - Фото 1

Что позаимствовали конструкторы знаменитой Волги ГАЗ‑21 у Форда, а что – у Крайслера?.

Автор Сергей Канунников.

Самая прославленная и самая почитаемая Волга – да и вообще одна из самых любимых машин времен СССР – встала на конвейер в 1956 году.

ГАЗ‑21 оказался второй после Москвича‑402 новой моделью времен оттепели и одним из символов обновления страны и роста ее промышленного потенциала.

По тем временам Волга была вполне современным, а отчасти и передовым автомобилем.

А вот насколько ее конструкция и дизайн оригинальны? Об этом спорят по сей день.

Причем всё жарче и непримиримее.

Попробуем разобраться в этом спокойно.

Волга ГАЗ-21: между Фордом и Крайслером - Фото 2

Прототип ГАЗ-М21 1955 года выглядел свежо и, пожалуй, даже современнее иных западных аналогов.

В определенной мере Волга стилистически тяготела к американскому дизайну, но в те годы по этому пути шли очень многие европейские фирмы.

Первая Волга ГАЗ-М21 – один из самых самобытных и оригинальных советских автомобилей.

Сказался уже богатый опыт инженеров и стилистов, накопленный при создании Победы и ЗИМа.

ГАЗ‑21 не копировал какой-либо конкретный западный образец.

Создатели Волги лишь творчески использовали последние достижения западных, в первую очередь американских, компаний.

Подобным образом действовали и некоторые европейские дизайнеры и конструкторы тех лет.

Волга ГАЗ-21: между Фордом и Крайслером - Фото 3

Ford Mainline, дебютировавший в 1952 году, – один из главных аналогов ГАЗ-М21.

Но схожих черт в дизайне совсем немного, в целом они общие для многих американских и европейских машин тех лет.

К середине 1960‑х Волга стала стремительно устаревать на фоне западных аналогов: она так и не получила независимую заднюю подвеску, более мощный двигатель и тормозá, автоматическую или хотя бы четырехступенчатую коробку передач.

Кое-что внедрили на ГАЗ‑24 в 1968 году, но многие недостатки так и не изжили.

Но это тема отдельного, долгого разговора.

Волга ГАЗ-21: между Фордом и Крайслером - Фото 4

По легенде, на изменении решетки радиатора прототипа настоял маршал Жуков.

Кругляк со звездой сделал Волгу более похожей на Ford.

Зарубежные дилеры к советскому символу отнеслись, понятно, прохладно.

Через пару лет решетку изменили, сделав почти такой же, как на прототипе 1955 года.

Волга ГАЗ‑21 – типичный автомобиль своего времени: классическая компоновка, передняя подвеска – независимая, пружинная, задняя – на продольных рессорах.

В качестве аналогов на ГАЗе изучали (а потом на испытаниях сравнивали с Волгой) в первую очередь американские Ford Mainline и Chevrolet Styleline.

Но в части конструкции кýзова у этих машин заимствовать было нечего.

Американские образцы – рамные, а кузов Волги – несущий.

У газовцев был уже богатый опыт создания подобных конструкций для Победы и ЗИМа.

Конструктивно кузов ГАЗ-М21 похож скорее на Москвич‑402, поскольку последний тоже проектировали в Горьком.

Волга ГАЗ-21: между Фордом и Крайслером - Фото 5

В салоне Волги использовали лишь некоторые мотивы Форда, в первую очередь – спидометр, да и то заметно переработанный.

Волга ГАЗ-21: между Фордом и Крайслером - Фото 6

Волга ГАЗ-21: между Фордом и Крайслером - Фото 7

На первых Волгах стоял нижнеклапанный мотор – вари­ация на тему двигателя Победы.

Но основным стал совершенно новый алюминиевый верхнеклапанный агрегат (70–85 л.

в зависимости от степени сжатия), который прямых аналогов не имел.

Лишь по геометрическим параметрам цилиндров (92 × 92 мм) мотор унифицировали с V8 Чайки ГАЗ‑13.

А в основе ее агрегата лежала конструкция Крайслера.

Мотор Волги в модернизированном виде, но уже явно устарев, ­ прожил на конвейере фактически полвека.

Волга ГАЗ-21: между Фордом и Крайслером - Фото 8

Волга ГАЗ-21: между Фордом и Крайслером - Фото 9

Многие компании, в том числе Ford на американских моделях, в середине 1950‑х, сохранив общую схему пружинной подвески с телескопическими амортизаторами, перешли от шкворней к шаровым опорам.

На Волге от шкворней и игольчатых подшипников отказались лишь в начале ХХI столетия.

Волга ГАЗ-21: между Фордом и Крайслером - Фото 10

Передняя независимая пружинная подвеска Волги – типичная для ­своего времени конструкция.

Подобные на автомобилях США применяли с середины 1930‑х годов.

На первых Волгах были рычажные амортиза­торы, телескопические появились в 1960‑м.

Волга ГАЗ-21: между Фордом и Крайслером - Фото 11

ГАЗ-М21 – первый советский легковой автомобиль с серийной автоматической коробкой передач.

Но таковой оснастили лишь несколько сотен машин.

Ни соответствующей культуры производства, ни подходящего масла, ни квалифицированного обслуживания в стране просто не было.

На часть уже выпущенных с автоматом машин позднее даже установили обычную механику.

Автомат прижился лишь на мелкосерийной правительственной Чайке ГАЗ‑13.

Волга ГАЗ-21: между Фордом и Крайслером - Фото 12

Волга ГАЗ‑21 – типичный автомобиль своего времени: классическая компоновка, передняя подвеска – независимая, пружинная, задняя – на продольных рессорах.

В качестве аналогов на ГАЗе изучали (а потом на испытаниях сравнивали с Волгой) в первую очередь американские Ford Mainline и Chevrolet Styleline.

Но в части конструкции кýзова у этих машин заимствовать было нечего.

Американские образцы – рамные, а кузов Волги – несущий.

У газовцев был уже богатый опыт создания подобных конструкций для Победы и ЗИМа.

Конструктивно кузов ГАЗ-М21 похож скорее на Москвич‑402, поскольку последний тоже проектировали в Горьком.

Волга ГАЗ-21: между Фордом и Крайслером - Фото 13

ЗА РУЛЕМ №06 2019.

Джерело матеріала
loader
loader