В конце марта в Индии обнаружили новую разновидность коронавируса, более заразную, чем тот, который пришел в наш мир из китайского Уханя. Новый штамм вызвал вторую волну COVID-19 в Индии и в апреле, начале мая буквально поставил страну на грань катастрофы - более 400 тыс. новых заболевших и свыше 4 тысяч смертей ежесуточно. Сейчас из-за жесткого локдауна ситуация с COVID-19, в целом, несколько улучшилась, но это можно уверенно сказать лишь о столице - городе Дели. В отдаленных городках и селах ситуация по-прежнему остается катастрофической. Об этом "Апострофу" рассказал гражданин Индии, связанный с торговлей медпрепаратами у себя на родине, ДЖИТЕНДРА КУМАР.
- Могли бы вы рассказать, в каком городе находитесь и как там состоят дела с коронавирусом?
- Я нахожусь в столице Индии – в городе Дели. То есть, сейчас в нашем городе – полный локдаун, открыты только аптеки и продуктовые магазины. Ситуация с "короной" на данный момент улучшается. 13 мая вирус обнаружили всего лишь у 10,5 тыс. человек – хотя еще две недели назад было 25 тыс. в один день.
Но дела все равно еще очень плохи. Я связан с медициной – и тоже заболел, лежал в больнице. Мне было страшно от того, что я там видел. В ожидании помощи люди лежали в проходах, у входа – было похоже, что идет война и люди ранены. Многие бегали из одной больницы в другую и не могли найти либо кровать, либо баллон от кислорода. Многие таким образом потеряли своих родных, потому, что в больницах не было мест либо кислорода. Сейчас сохраняется проблема с кислородом для больных в Дели.
Больные коронавируусом в Индии в ожидании помощиФото: Reuters
Но Дели – это столица, все глаза смотрят на Дели. А если говорить о других городах, о маленьких деревнях, о которых не пишут в газетах и не говорят в СМИ, то там ситуация еще хуже. Там врачи часто пишут диагноз "брюшной тиф", потому что они не знают настоящую причину заболевания, там нет тестов и нет центров для тестирования. Другая проблема в том, что в маленьких городах люди боятся делать тест. Они боятся узнать, что у них может быть "корона". И они боятся идти в больницу, потому что они слышали, что те, у кого есть "корона", те умирают. Психологически люди не готовы делать тест. И только когда состояние ухудшается, наступает последняя стадия, они бегают по больницам – и там не могут им помочь, потому что становится слишком поздно. Заболевшие коронавирусом должны начать получать лечение сразу, на самой первой стадии, в первые три дня. Многие люди начинают домашнее лечение, не принимают лекарства, например, ивермектин. И потом сталкиваются с дефицитом лекарств, кислорода, врачей – все это принесло очень большие потери. Не было мест на кладбищах, не было деревьев, чтобы сжигать тела. Люди сутками сжигали покойников у входа на кладбища, чтобы похоронить родных.
Индия вообще не была готова к этому. Наши министры думали, что мы все победили, были очень горды собой. Потом начались выборы, праздники, люди начали собираться на улицах – и у нас появилась вторая волна. Я потерял троих человек – бабушку, мужа моей двоюродной сестры и еще одного родственника.
Когда на кладбищах мест больше нетФото: BBC
- То есть, люди стали начали меньше болеть, потому что власти ввели локдаун и на улицах стало меньше народу?
- Конечно, причина в том, что люди стали меньше выходить из дома – они идут разве что в больницу, чтобы сделать тест или на вакцинацию, или в аптеку, или за продуктами. Но я предполагаю, что есть другая причина - люди стали делать меньше тестов. Раньше у нас тоже статистика была невысокая, но просто потому что в стране не было тестов. Сейчас же наше местное правительство говорит, что ситуация в Дели стала лучше, мол в больницах есть уже пустые кровати.
- Не получится ли так, что сейчас люди опять расслаблятся и наступит очередной пик?
- У нас уже начали говорить о третьей волне. Потому что в штате Махараштра начали болеть дети – это первый такой случай. По состоянию на 13 мая, около 20 детей болели "короной". Тогда же отмечался праздник Ураза-Байрам. И, как говорится, Индия – страна праздников. Потому люди опять начнут выходить на улицы, и будет третья волна.
Если сравнивать Европу с Индией, то существует одна большая разница. В Европе может быть полный локдаун – люди могут не выходить месяц или два из дома и выжить. В Индии люди ходят на работу каждый день, потому что с этих денег они едят. Государство обещает, что даст бесплатный рис, муку, сахар – но на самом деле многие даже не знают, где это получить. И я понимаю, почему многие хотят выходить из дома и зарабатывать деньги, ведь сидеть два месяца дома и голодать - намного хуже. Я говорил с одним человеком, который водит "тук-тук" (моторикша, вид общественного транспорта, - "Апостроф"), и он говорит: либо я выхожу из дому и зарабатываю деньги, либо не выхожу – и тогда могу умереть от голода. И таких людей очень много. Поэтому от долгого локдауна Индия очень экономически страдает. Так что вполне возможна третья волна, потому что люди хотят выходить и зарабатывать деньги.
Также у нас были выборы. Очень "большие люди" проводили выступления, рассказывали, что может делать их партия – на этих выступлениях собиралось очень-очень много людей. И это одна из причин, почему у нас такая плохая ситуация в Индии. Получается, что по телевизору они призывают одеть маски, мыть руки, а сами зовут людей собираться – какая логика?
- Есть ли какие-то особенности в обычаях индийцев, которые способствовали распространению коронавируса?
- Люди должны носить маски и, как нам говорят, находиться на расстоянии больше одного метра друг от друга. Но у нас люди носят маски из-за штрафа в 2 тыс. рупий (около 750 гривен). Пока не начали показывать по телевизору, как люди страдают, хотят дышать, но не могут, после чего умирают – никто этого не боялся. Также у нас очень многолюдные рынки в городах, а население страны очень большое, как вы знаете. Люди не придерживаются правил санитарии, не моют руки после туалета – это еще один вопрос. Ну, и, конечно, праздники. Недавно люди собрались на очень большой фестиваль, где купались в реке Ганг. Купались все вместе, в том числе и больные – и не носили никаких масок.
Так в 2021 году в Индии отмечали религиозный праздник Кумбха Мела
- Вы сказали, что тоже болели коронавирусом. Можете рассказать о вашем личном опыте?
- Я болел дважды – в прошлом году и в этом, потому что есть разные мутации вируса. У меня была три дня очень высокая температура, на четвертый день она упала, а на пятый день начался сухой кашель и я чувствовал боль и тяжесть в груди. Я каждый день принимал парацетамол, потому что тоже думал, что у меня обычная простуда. С шестого дня у меня начались трудности с дыханием. Я мог дойти только до туалета – и все. Было сложно даже говорить. Я пробовал лечиться с помощью ингаляторов, дышал паром, принимал ремдесивир и мне помогло. Мы с братом, который тоже болел, оба потеряли вкус и обоняние на два дня. И хотя моя работа, как я уже сказал, связана с медициной, мы не могли найти медикаменты, которые нам врачи выписывали. Очень много магазинов-оптовиков и аптек были закрыты, потому что их работники тоже боялись заразиться. Кроме того, люди, которые не болели, тоже начали покупать и хранить дома лекарства от коронавируса. Но сейчас ситуация с лекарствами очень улучшилась.
Но самое плохое, что происходит с пациентами сейчас – это образование тромбов, что может стать причиной инфаркта. Это симптомы нового мутированного вируса.
- Индия сама производит вакцину. Власти говорят, что индийцы очень хотят вакцинироваться. Но имеют ли они для этого возможности?
- Да, завод "Серум" производит вакцины – но сравните наше население и объемы производства. Пока только 17 миллионов человек вакцинировались. В первые дни вакцинировали только пожилых, потом людей в возрасте 45+ и только около двух недель назад (разговор происходил в середине мая, - "Апостроф") начали вакцинировать детей до 18 лет. Но во многих городах, даже в Дели, нет вакцины, это правда.
Они сделали сайт, где можно зарегистрироваться и выбрать место для вакцинации. И после регистрации вы получите код и в ближайшем центре вам поставят укол. Однако мы ждем код очень долго – из-за того, что у нас нет нужного количества доз. Люди обвиняют сейчас государство в том то, что оно экспортировало такое большое количество вакцин, когда знало о численности и нуждах собственного населения.
Но есть хорошая новость в том, что в Индии начались клинические испытания вакцины, как я понимаю, специально для детей до 18 лет.
- А что происходит в небольших городках и селах? Могут ли там люди получить вакцины?
- У нас 32 штата. В далеких маленьких городах очень плохая ситуация, потому что они не получают вакцины, медикаменты и кислород. У них нет очень популярного лекарства от коронавируса - ремдесивира – надо шесть флаконов, две иньекции в один день и потом по одному флакону еще четыре дня. Но это даже в Дели не очень доступно. Я не представляю, как врачи работают в деревнях или маленьких городах. Они просто поднимают руки вверх, говорят пациентам – лежите и ждите. Дели помогают другие страны с кислородом. А до маленьких городов ничего не доходит, люди там умирают дома.
Далеко не все жители Индии могут получить помощь в больницахФото: Getty Images
- Какие самые большие ошибки, по-вашему мнению допустила власть, из-за чего возникла такая ситуация?
- Они с самого начала не контролировали ситуацию. После первого локдауна люди расслабились. Появились те, кто говорил, что коронавируса не существует, это придуманная болезнь. И люди начали собираться, проводить свадьбы. Были ограничения, но индийский народ такого не понимает. Пока домой не приходит проблема, индийский народ ничего не понимает.
Власть допустила ошибку в том, как проводила выборы. Если в Дели на улице без маски выпишут штраф, то на встречах с политиками вообще не было никакого контроля, люди там чихали, кашляли. Сотни тысяч людей так собирались, чтобы послушать премьер-министра. Представители власти рассказывали, что они победили коронавирус, что они самые лучшие. И люди просто расслабились. Но сейчас же власть может все контролировать! Просто они не захотели делать этого раньше.