Одна из немногих отраслей, где наша страна продолжает сохранять экспортные позиции, — это ремонт и техническое обслуживание авиационной техники советского производства. Обусловлено это тем, что Украина после распада СССР, кроме полного цикла производства самолетов военно-транспортной авиации, получила и несколько достаточно мощных авиаремонтных заводов. Это позволяло обслуживать не только огромный парк самолетов марки «Антонов» по всему миру, но и конкурировать с Россией по ремонту самолетов и вертолетов. Причем если до 2014 г. Москва довольно-таки ощутимо давила наши предприятия политически, то сейчас мы получили свободу действий — понятно, что относительную, так как часть мощностей задействована для ремонта и частичной модернизации техники Воздушных Сил ВСУ.
Пакистан и Шри-Ланка
За последнее время украинским предприятиям удалось заключить целый ряд контрактов, хотя некоторые — на грани демпинга цен, только бы удержать рынок за собой. В частности, на выставке «Зброя та безпека — 2021» государственная компания «Укрспецэкспорт» (входит в состав «Укроборонпрома») подписала контракт на модернизацию и ремонт самолета-заправщика Ил-78МП военно-воздушных сил Пакистана. Это будет уже второй самолет — на первый контракт был подписан в июне 2020 г. Исполнителем работ выступит ГП «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП».
Пикантности ситуации придает тот факт, что, начиная программу капитального ремонта своего парка самолетов-заправщиков Ил-78МП (четыре самолета — все куплены в Украине в 2009-2011 гг.), командование ВВС Пакистана смотрело прежде всего в сторону России. И один самолет в 2017-2018 гг. даже прошел капитально-восстановительный ремонт в России на АО «360-й авиационный ремонтный завод» в Рязани. Однако соотношение «цена — качество» оказалось лучше у нас, поэтому следующие два самолета отдали украинскому предприятию.
Как пояснял осенью 2020 г. генеральный директор ГК «Укрспецэкспорт» Вадим Ноздря, «мы были вынуждены уменьшить наши доходы, для нас главным был политический вопрос — завоевать контракт и загрузить работой завод «Укроборонпрома».
Еще одним важным контрактом стал ремонт четырех легких военно-транспортных самолетов Ан-32Б для Шри-Ланки. Выполнял работы коллектив «Завод 410 Гражданской Авиации» (входит в структуру «Укроборонпрома»). Первые три самолета своим ходом прибыли в Украину в августе 2020 г., следом прилетел и четвертый. К началу июня 2021 г. капитальный ремонт трех самолетов был завершен, машины отправились на родину.
И снова-таки нельзя не отметить, что в тендере украинское предложение оказалось выгоднее российского по ряду показателей, хотя в этом случае россияне выставили даже меньшую цену. Для Шри-Ланки ремонт одной машины обошелся в примерно $2 млн.
А в середине мая нынешнего года упомянутый завод подписал соглашение с командованием Национальной гвардии Республики Казахстан о ремонте и техническом обслуживании самолетов Ан-26 и Ан-74. Оно позволит обеспечить работой коллектив предприятия минимум на 3-4 года.
Перу
Не совсем понятна пока ситуация с еще одним контрактом. В начале июня Агентство по закупкам Вооруженных сил Перу огласило результаты тендера на капитальный ремонт главных узлов и комплектующих для вертолетов Ми-25Д. Победителем была объявлена наша компания «Спецтехноэкспорт».
Однако эту победу нынче пытается опротестовать компания «Вертолеты России», которая направила в Перу письмо с просьбой объявить тендер недействительным. Возмущение россиян вызвали два факта — их не пригласили к участию тендере и ни одна из принимавших участие компаний (были еще литовская Aviabaltika Aviation и белорусская АРЗ 558) не сертифицирована и не уполномочена производителем продавать запасные части и узлы, а также предоставлять услуги по техническому обслуживанию и ремонту военных вертолетов марки «Миль». Перуанцы пообещали в ближайшее время разобраться с ситуацией и определиться с результатами тендера.
Ливия
Из формально гражданских контрактов стоит упомянуть восстановление «Антоновым» тяжелого военно-транспортного самолета Ан-124, который принадлежит управлению гражданской авиации Ливии. Машина был перегнана в Украину в 2010 г. для технического обслуживания, однако затем последовала гражданская война, падение режима Каддафи и ремонтные работы были отложены. Только сейчас новые ливийские власти нашли деньги для оплаты как работ, так и стоянки на АНТК. Глава миссии ливийского посольства в Киеве Адель Исса заявил, что самолет будет готов к возвращению в Ливию до конца нынешнего года.