28 июля Православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира - крестителя Руси.
Князь Владимир Святославович начал править в Киеве примерно в 980 году. О его жизни известно не слишком много. Все, что мы знаем - это свидетельство летописей, важнейшая из которых «Повесть временных лет». Напомним, Владимир был внебрачным сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши - ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Известно, что князь был не раз женат, имел 12 сыновей и 9 дочерей. Киевский престол получил в результате борьбы со старшим братом Ярополком, которого по приказу Владимира убили два варяга, состоявшие у него на службе.
Владимир реформировал законодательство, провел административную реформу, заменив в основных центрах русских земель племенных вождей (издавна сидевших там и постоянно стремившихся «отпасть») посадниками - своими сыновьями и доверенными боярами, что обеспечило территориальное единство государства.
Сначала князь пытался реформировать язычество, однако из этого ничего не вышло, ведь старая религия, чертами которой были многобожие, многоженство и кровавые жертвоприношения, себя исчерпала. Владимир принял христианство из Византии и ввел его в качестве государственной религии на Руси - шаг абсолютно рациональный, ведь Византия в то время была самой мощной и богатой державой континента, центром цивилизации. Согласно летописи, Владимир окрестил своих подданных в 988 году, в Киеве, на реке Почайна, притоке Днепра.
Между 996 и 998 годами была образована Киевская митрополия, которая была наибольшей среди церквей, подвластных Константинопольскому патриархату. Кроме того, в глазах Византии принятия Русью христианства окончательно закрепило легитимность власти киевских князей.
Принятие христианства способствовало укреплению связей с европейскими странами. Под его влиянием обогатилась культура восточнославянских земель, получили распространение заимствованные из Византии церковное и государственное право, письменность, литература, живопись, архитектура.
Отмечается в Украине, согласно Указу Президента от 25 июля 2008 года, ежегодно в этот день.
События дня
В этот день, в 1834 году, торжественно открыт Киевский университет св. Владимира. В 20-х годах XIX в. единственным высшим учебным заведением Киева была Духовная академия, которая появилась на месте старой Киево-Могилянской, но практически была ее наследницей. В декабре 1833 года было принято решение о переводе в Киев закрытого незадолго перед тем Кременецкого лицея с библиотекой и научными коллекциями и создании на этой основе университета св. Владимира. На то время Университет состоял из двух факультетов - философского (который в 1850 году разделился на историко-филологический и физико-математический) и юридического. В 1841 году в связи с закрытием Виленской медико-хирургической академии (причина - оппозиционные польско-литовские настроения среди преподавателей и студентов) к ним добавился и медицинский факультет. Ко времени открытия в Университете было всего 56 студентов (26 на философском и 30 на юридическом). В 1838 году в Университете обучалось уже 267 студентов, из которых 235 - дворян. К слову, в Киево-Могилянской академии в ее лучшие времена (середина XVIII вв.) обучалось более 1000 юношей из всех сословий староукраинского общества - казаков, духовенства, мещан, шляхты, крестьян.
В этот день родились
Владимир Винниченко (1880-1951) - писатель, публицист, художник, политический и общественный деятель (заместитель председателя Центральной Рады, председатель Директории УНР (1918 - 1919).
Появление его произведений приветствовали Иван Франко и Леся Украинка. Винниченко - автор одного из первых в украинской литературе утопических (хотя некоторые считают его антиутопическим) романов «Солнечная машина» (1924 г.).
Как политический деятель - фигура достаточно противоречивая. Винниченко был автором многих деклараций и законодательных актов УНР. Хотя именно Винниченко, известный в то время публицист, в своих политических статьях негативно высказывался о тех немногих украинских государственниках-самостийниках, твердо стоявших на позициях независимости Украины.
Уже в эмиграции, в Вене, написал трехтомный мемуарно-публицистический труд «Возрождение нации (История украинской революции: март 1917 - декабрь 1919)» - широкомасштабное полотно, которое служит важным источником для изучения и понимания сложных политических процессов того времени.
Узнать больше о сложной натуре и не менее сложной жизни Винниченко можно тут: https://www.ukrinform.ua/rubric-culture/2742421-volodimir-vinnicenko-2-ukrainskokurtuaznij-don-kihot.html
Оксана Грудзинская (1923) – художник декоративного и монументального искусства, автор керамических панно на станции метро «Крещатик».
Россиянка, которая настолько прониклась духом украинского народного искусства, что ее по праву можно считать одной из украинских художниц.
Окончила Московский институт декоративного и прикладного искусства, ее педагогами по специальности были известные художники Александр Дейнека, Роберт Фальк. Дипломной работой Грудзинской стало керамическое панно «Украинские танцы».
По окончании вуза работала в Киеве, где проявила себя как неординарный монументалист. Ее авторства - многочисленные мозаичные панно во многих музеях, учебных заведениях, санаториях Украины.
Именно Грудзинская разрабатывала декоративные панно в подземном вестибюле станции метро "Крещатик". Оно состоит из 12 типов прямоугольных плиток со множеством вариантов компоновки. В основе композиции - характерные для Украины мотивы растительного орнамента.
Больше об Оксане Грудзинской и ее работах тут: https://m.day.kyiv.ua/uk/article/kultura/kozhnu-plytku-stvoryuvala-vlasnoruch и https://life.pravda.com.ua/columns/2018 / 05/17/230979 /
Иван Остафийчук (1940) - художник, всемирно известный график.
Родился на Ивано-Франковщине. Учился в Выжницком училище прикладного искусства и Львовском государственном институте прикладного и декоративного искусства (1960-1965) на отделении текстиля, специализировался на графике, живописи, художественном текстиле и керамике.
Графические произведения Остафийчука очень быстро попадают на международные выставки в Литве, Польше, Армении, Германии, Канаде. В 1980-м он получает золотую награду престижного Девятого биеннале графического искусства в Брно (Чехословакия). В этот период он создает цикл работ по мотивам украинских народных песен, которые можно считать одной из вершин украинской графики второй половины XX века.
У1970-1980-х годах иллюстрирует стихи Николая Винграновского, Лины Костенко, Ивана Драча, Тараса Шевченко.
Постоянные упреки в его чрезмерных «национальных акцентах» со стороны режимных органов привели к отчаянному решению художника эмигрировать - сначала в Хорватию, затем в Канаду.
С восстановлением независимости, художник вернулся в Украину и с 1992г. Живет и работает во Львове.
Смотреть произведения Остафийчука тут:
http://museum.net.ua/news/ivan-ostafijchuk-vistavka-zhivopisu-ta-grafiki/
http://museum.net.ua/news/%D1%96van-ostaf%D1%96jchuk-graf%D1%96ka-malyarstvo/
https://art.lviv-online.com/ivan-ostafijchuk/
Джемиль Кариков (1960) - крымскотатарский музыкант-фольклорист и композитор.
До оккупации Крыма был музыкальным руководителем ансамбля «Хайтарма» и главным дирижером Крымскотатарского драматического театра. Преподавал в Симферопольском музыкальном училище им. П. И. Чайковского.
В 2004 году инициировал создание ансамбля традиционной музыки «Maqam», благодаря деятельности которого было возвращено, как из небытия, большое количество почти забытых народных песен и возрожден целый ряд национальных музыкальных инструментов (саз, баглама, кавал, сантир, кеменче, зурна, най) .
Представлял крымскотатарское музыкальное искусство в Украине, Турции, Германии, Польши, России.
В 2014 году выехал на материковую часть Украины.
Интервью с Джемилем Карикова тут: https://ua.krymr.com/a/29094332.html