После фактической победы украинской армии в Зборовской битве между гетманом Украины Богданом Хмельницким и польским королем Яном II Казимиром в Зборове (ныне Тернопольская обл.), был заключен мирный договор. Договор был подписан под давлением союзника украинцев крымского хана Ислам-Гирея III, который, стараясь не допустить государственного усиления Украины, поддержал польские усилия к заключению перемирия.
По условиям Зборовского мира Украинское государство - Гетманщина - признавалось польским правительством в рамках Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств. Волынь и Подолье оставались под властью польского короля. В Гетманщине власть принадлежала гетману (отсюда и название), резиденция которого находилась в Чигирине. Сохранялись также Вольности Войска Запорожского, число реестровых казаков устанавливалось в 40 тыс. человек и объявлялась амнистия всем участникам национально-освободительной войны. Католическая и православная шляхта уравнивалась в правах, а православный киевский митрополит должен был войти в польский сейм. Несмотря на ряд невыгодных для Украины условий, в целом Зборовский мирный договор позволил Богдану Хмельницкому укрепить положение Украинского государства. Зборовский мир был первым официальным документом, который зафиксировал появление казацкой автономии. Под Зборовом Гетманщина пробилась на карту Европы: текст договора напечатала немецкая, английская и французская пресса. А портрет Богдана Хмельницкого вскоре появился в альбоме-реестре тогдашних европейских правителей. Именно от Зборовского мира 1649 года ведет отсчет Казацкое государство, официально называемое Войском Запорожским.
События дня:
В этот день 1941 года, в Запорожье, советские войска, отступая под натиском гитлеровских войск, взорвали плотину Днепрогэса - крупнейшей гидроэлектростанции в Европе. Мощный взрыв прогремел около 20 часов вечера. Огромная тридцатиметровая волна накрыла нижнюю часть Хортицы и южные районы города. Тогда в днепровских водах, по разным оценкам, погибло от 20 до 100 тысяч человек - преимущественно мирные жители и советские солдаты, которые переправлялись на левый берег Днепра. Это была спецоперация НКВД, осуществленная по приказу Сталина. О ней не знали ни жители Запорожья, ни военное командование.
Потом немцы починили дамбу, установили новые турбины, и станция вырабатывала ток. В декабре 1943-го, отступая, они пытались тоже подорвать Днепрогэс, но не успели - слишком стремительно наступала советская армия. На Нюрнбергском процессе представители СССР пытались убедить мировое сообщество в том, что подрыв ДнепроГЭСа в 1941 году совершили нацисты. Но ввести в заблуждение придирчивых в судебных делах британцев и американцев им не удалось. Долгие годы коммунистическая власть о последствиях той трагедии предпочла молчать. Лишь 18 августа 2013 года в Запорожье установлен памятный крест в честь утонувших.
Еще одно трагическое событие произошло в этот день в 1941 году. На фоне страшной войны началась депортация жителей Крымского полуострова немецкой национальности и лиц, родственно связанных с немцами, на Урал, в Сибирь и Казахстан. Только за два дня - с 18 по 20 августа, было выселено почти 60 тысяч человек - женщин, детей, стариков, больных и немощных. Позже (8-9 сентября) вывезли еще 2000.
В этот день родились
Александр Конисский (1836-1900), писатель, издатель, общественный деятель либерального направления. Автор слов песни «Молитва за Украину», положенной на музыку Николаем Лысенко.
Родился на Черниговщине. Получил юридическое образование. В Полтаве, где он служил, организовал воскресные школы, писал и издавал для них учебники. Как член Киевского городского совета добивался введения в школах украинского языка. Налаживал связи с украинскими деятелями в Галичине.
Обвиненный в распространении «малороссийской пропаганды», Конисский в 1863 году без следствия и суда был сослан в Вологду. Его роман «Не дари золотом и не бей молотом» в 1871 году во время очередного обыска конфисковала и уничтожила полиция. После снятия полицейского надзора, вернулся в Киев, работал в газете «Киевский Телеграф».
Во второй половине 1890-х годов помогал Владимиру Антоновичу основать всеукраинскую политическую организацию, которая должна объединить все круги национально сознательных украинский Российской империи. Основал в Киеве издательство «Век», которое за 15 лет опубликовало более 100 книг на украинском языке.
Конисский был одним из основателей Литературного общества им. Т.Шевченко во Львове, а позже - инициатором преобразования его в Научное общество им. Т.Шевченко.
С конца 1920-х годов произведения Александра Конисского в СССР были под запретом (за исключением нескольких стихотворений).
Послушать «Молитву за Украину»: https://www.youtube.com/watch?v=9ICZ_LCkKDY
Анна Крушельницкая (1887-1965), оперная и концертная певица.
Несмотря на высокую одаренность, замечательный голос и отличную вокальную школу, все же уступала славой сестре - знаменитой Соломии Крушельницкой.
Анна закончила Высший музыкальный институт во Львове и Миланскую консерваторию. Записала на грампластинки три украинские песни - «З мого тяжкого болю», «Ой місяцю, місяченьку», «Широкий лист на дубочку» (Львов, «Граммофон», 1904, 1905). В 1907-1914 годах пела на оперных сценах Варшавы, Львова, Милана, Венеции, Рима и других. В 1914-1928 годах выступала также как концертная певица во Львове, в частности участвовала в благотворительных концертах. В 1928 году оставила сцену.
Больше узнать об Анне и семье Крушельницких: https://photo-lviv.in.ua/molodsha-krushelnytska/
Василий Бородай (1917-2010), скульптор, автор знаковых монументов в столице Укрианы.
Родился в Екатеринославе (ныне Днипро). Участвовал в советско-немецкой войне, командовал ротой разведчиков. После войны учился в Киевском художественном институте.
С 1953 года - скульптор научно-реставрационной мастерской при Архитектурном управлении Совета Министров УССР. В 1966-1973 годах - ректор Киевского художественного института.
Художник Василий Бородай был выдающимся скульптором, но не только это обеспечило ему прижизненное признание и награды. Он хорошо понимал, что нужно «партии и правительству» и работал в соответствующем русле.
За памятник партизанам-ковпаковцам в Яремче Ивано-Франковской области Бородай получил золотую медаль имени М.Б.Грекова, а за мемориальный комплекс в Киеве, ныне носящий название «Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне», с монументом Батькивщини- матери - Ленинскую премию.
Памятник Чекистам и памятник Октябрьской революции работы Бородая в Киеве уже демонтированы, до сих пор идут истории дискуссии о монумента Николаю Щорсу...
Вместе с тем, многие его работы не только не вызывают никаких дискуссий, но и давно стали визитными карточками столицы, в частности, это памятный знак в честь основания Киева - Кию, Щеку, Хориву и сестре их Лыбеди. Есть у Бородая и более «камерные» работы, которые есть и будут ценимы, например, памятник «А мать ждет ...» в с. Николаевка на Киевщине или памятник Леси Украинке в Мариинском парке.
Сергей Маслобойщиков (1957), график, сценограф, актер, кино- и театральный режиссер.
Уроженец Киева. Окончил Киевский художественный институт и Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве, Киевский государственный институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого.
В 80-х работал художником-постановщиком Киевского Театра эстрады, главным художником Киевского Молодого театра. С 1990 года режиссером-постановщиком на Киевской киностудии Довженко. С 2016 года преподает на кафедре сценографии Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.
Лауреат театральной премии «Киевская пектораль» в 1997, 2001 и 2011 годах за спектакли «Дон Жуан» Мольера, «Гедда Габлер» Генрика Ибсена в Молодом театре, и спектакль «Буря» Уильяма Шекспира - в Национальном драматическом театре им. И. Франко.
В 2018 году получил премию «Киевская пектораль» за лучшую сценографию балета «За двумя зайцами» Михаила Старицкого в Национальном театре оперы и балета им. Т. Шевченко.
Лучшая художественная картина в биографии Сергея Маслобойщикова - «Певица Жозефина и мышиный народ» 1994 года. Фильм о том, что люди сосредоточены на ежедневной суете и ослеплены кажущимися жизненными ценностями.
На Майданы 2004 и 2013-14 годов режиссер отозвался созданием документальных лент «Люди Майдана. Nevseremos » и «Украинская аргумент».
Летом 2020 года Маслобойщиков снимает полнометражный художественный фильм «Яса» - это камерная драма о взаимоотношениях двух людей, чьи миры - противоположные, как прошлое и будущее, но объединены настоящим.
Интересное интервью с режиссером: https://day.kyiv.ua/uk/article/kultura/sergiy-masloboyshchykov-u-mene-ye-zhadibnist-do-zhyttya