Энергетический партнер Германии. Украина и водород
Энергетический партнер Германии. Украина и водород

Энергетический партнер Германии. Украина и водород

Альтернативная энергетика является мировым и европейским трендом. Водородная трансформация называется шансом Украины на энергонезависимость, усиление экономики и ускорение интеграцию с ЕС.

Украинская газотранспортная система оказалась в подвешенном состоянии из-за договоренности США и Германии о завершении строительства российского газопровода Северный поток-2, который будет поставлять газ в Европу в обход Украины.

Однако в ЕС все чаще обсуждают водород в контексте перехода на зеленую энергетику. Этот газ может заменить метан, уголь и другие энергоносители. В качестве одного из ключевых партнеров для реализации этих планов ЕС рассматривает Украину.

Председатель Восточного комитета немецкой экономики Оливер Хермес рассказывает о перспективах Украины, как зеленого энергетического партнера Германии. Корреспондент.net приводит перевод его статьи в издании Handelsblatt.

 

Новый импульс

Ровно год назад, в августе 2020 года, Берлин и Киев договорились о более тесном сотрудничестве в области энергетики.

Приоритетом было выбрано развитие возобновляемых источников энергии, совместное производство водорода и повышение эффективности энергетики, а также поддержка Украины в структурной модернизации регионов, где добывается уголь.

Благодаря соглашению по газопроводу Северный поток-2 между Германией и Соединенными Штатами, в рамках которого Берлин объявил о намерении сделать значительные инвестиции в энергетику Украины и развитие водородной промышленности, инициатива получила новый импульс.

Восточный комитет немецкой экономики содействует сотрудничеству между Украиной и Германией в области энергетики с самого начала.

Вместе с представителями немецких компаний мы регулярно говорим с украинскими ответственными лицами о возобновляемых источниках энергии, водороде, интеграции Украины в энергетический рынок Евросоюза, а также о превращении Украины в газораспределительный центр.

Развитие возобновляемых источников энергии, в особенности энергии ветра, вполне успешно продвигалось в последние годы. Местным и зарубежным инвесторам на сегодняшний день удалось реализовать проекты в области ветряной энергетики на сумму почти в один миллиард евро.

Это развитие было подкреплено не только кредитами таких международных финансовых институтов как Европейский банк реконструкции и развития, но и политической поддержкой стран Большой семерки.

Однако развитие этой отрасли происходит не без проблем: закон о поддержке возобновляемой энергии был принят в Украине до политических изменений 2014 года.

В нем есть положения, которые дают особые привилегии отдельным группам интересов, в частности это касается "зеленых тарифов", которые позже стали тяжелым бременем для госбюджета и были снижены только в прошлом году.

В то же время операторы ветряных энергетических комплексов получали свои деньги с большим опозданием. В итоге сумма их непогашенных долгов достигла одного миллиарда евро.

Надежное и долговременное решение этой проблемы - центральная предпосылка для будущих инвестиций в возобновляемую энергетику в Украине. В Киеве родилась идея выпуска "зеленых бондов", доходы от их продажи должны пойти на погашение долгов. Это призвано смягчить проблему.

 

Развитие двустороннего сотрудничества в энергетике

Несмотря на сложную окружающую обстановку, дискуссия об интегрировании Украины в европейскую и немецкую водородную стратегию набирает обороты.

В рамках немецкой программы H2Global в будущем должны быть созданы предпосылки для производства зеленого водорода за рубежом. Украина может сыграть в этом деле центральную роль.

И в европейской водородной стратегии от июля 2020 года Украина особо упоминается как возможных партнер Евросоюза по производству водорода.

Действительно, у Украины есть не только большой потенциал для развития возобновляемых источников энергии, но - как показывает спор о Севпотоке-2 - и функционирующей, хотя и нуждающейся в модернизации экспортной инфраструктурой для транспортировки газа в Западную Европу.

Сейчас Украина уже и формально интегрируется в общий энергетический рынок ЕС.

Развитие двухстороннего партнерства в энергетике было одной из центральных тем визита главы МИД Украины Дмитрия Кулебы в немецкую столицу в начале лета.

Восточный комитет организовал экономический диалог, в ходе которого Кулеба встретился с представителями немецких компаний, готовящих проекты для развития ветряной и солнечной энергетики в Украине. Эти проекты могут быть реализованы и без "зеленых тарифов": они могут частично финансироваться собственными средствами компаний.

Но в привлечении стороннего капитала компании еще испытывают серьезные проблемы, поскольку желаемое в политической сфере партнерство тормозится ограниченными возможностями страхования рисков путем предоставления государством инвестиционных или кредитных гарантий.

Подобная сдержанность инвесторов объясняется "нестабильными" рамочными условиями в Украине. Действительно, стране хотелось бы пожелать большей стабильности, что открыло бы путь для инвестиций из Германии в зеленую энергетику и соответственно в производство зеленого водорода.

 

Активная декарбонизация

Соглашение по Севпотоку-2 между Германией и США, предусматривающее, среди прочего, создание зеленого фонда в размере одного миллиарда для поддержки энергетического поворота в Украине и куда Федеративная республика в качестве первого шага уже внесла 175 миллионов долларов, открывает в любом случае новые финансовые возможности.

Активная декарбонизация и для украинской (экспортной) экономики имеет большое значение. Планы по введению углеродного налога (Carbon Border Adjustment Mechanism) в рамках "зеленой сделки" ЕС обретают все более конкретные очертания.

Подобный углеродный налог должен защитить конкурентоспособность европейских производителей и в то же время побудить импортеров сделать свои товары менее углеродоемкими.

Кризис неизбежен. Эпохе дешевого газа пришел конец

Компании или страны, продукты которых оставляют большой углеродный след, должны настроиться на дополнительные расходы. При этом будут учитываться усилия стран по уменьшению выбросов СО2.

В данный момент цена одной тонны попавшего в атмосферу СО2 в Украине оценивается в 15 центов, а в ЕС - 50 центов. С учетом нынешнего состояния дел затраты для украинской экономики резко возрастут.

Если посмотреть на украинскую сталелитейную промышленность, играющую для страны ключевую роль, то становится ясно, насколько важно быстро провести декарбонизацию экономики, например, продвижением пилотных проектов.

Использование зеленого водорода в производстве может и тут сыграть решающую роль. Многие немецкие фирмы покупают у украинских поставщиков продукты сталелитейной промышленности и хотят делать это и в будущем.

 

За заявлениями должны последовать дела

Повышение эффективности энергетики, произведенная экологичными методами электроэнергия и зеленый водород могут сыграть решающую роль в производстве стали.

Для сохранения экспортных возможностей экономики Украины использование зеленой электроэнергии и водорода внутри самой страны важнее, чем их экспорт. Немецкая экономика может и хочет помочь Украине в ее зеленой перестройке.

Сейчас настало время выйти за рамки планирования и разговоров. Теперь за политическими заявлениями должны последовать конкретные дела, украино-немецкое сотрудничество в области энергетики должно стать историей успеха, с которой сейчас связывают столько надежд.

Украина должна как можно скорее создать структурные рамочные условия ради инвестиций в возобновляемую энергетику и финансирования в водородные проекты на приемлемых условиях.

Германия со своей стороны объединить политическую волю, направленную на углубление сотрудничества с Украиной в области энергетики, с большей решительностью, что позволит быстро воплотить в жизнь уже готовые к реализации проекты немецкой экономики.

Многие компании готовы немедленно начать работу. Политики и экономисты в Германии и в Украине должны сейчас совместными усилиями начать создавать зеленое будущее.

По материалам: ИноСМИ

Теги за темою
Німеччина енергетика Екологія ГТС
Джерело матеріала
loader
loader