Уникальный Opel GT, или Corvette по-европейски: история взлета и падения
Уникальный Opel GT, или Corvette по-европейски: история взлета и падения

Уникальный Opel GT, или Corvette по-европейски: история взлета и падения

Дружим с Опелем GT, ставшим одним из самых ярких автомобилей семидесятых.

Люблю старые автомобили давно и верно.

Однако сейчас ездить на них далеко не всегда одно удовольствие – создавались они совсем для других скоростей и ритмов, для другой жизни.

Но этот пятидесятилетний (1969 года рождения) Opel GT – совсем другое дело.

Его не ощущаешь ни олд-, ни даже янгтаймером.

Он молод, свеж, мускулист и энергичен, как ритмы рок-групп семидесятых, чьи неумирающие композиции звучат из не очень мощных, но и не хрипящих динамиков в салоне этого купе.

А вот и первые такты Highway Star от Deep Purple.

Это нам с Опелем как раз подходит!.

Звезда автострад.

Семидесятые начинались, конечно же, в конце шестидесятых.

С новой музыки и новой моды.

Раскованной, смелой, порою эпатажной.

Если уж расклешенные джинсы, так настолько, что прежде этой материи хватило бы на три пары приличных брюк.

Если юбки-мини, то такие, чтобы выше некуда.

Если уж автомобиль с кузовом купе….

Европа к тому времени стала уже достаточно зажиточной, чтобы интересоваться не только практичными и вместительными семейными машинами, но и чем-то другим – ярким, неординарным.

Машинами, которые просто любят.

Многие европейцы мечтали тогда о заокеанских автомобилях.

А одним из самых вожделенных был, конечно, спортивный Chevrolet Corvette.

И в середине 1960‑х руководство концерна GM решило подготовить некий уменьшенный и удешевленный аналог культового купе.

Opel GT и новый, очень похожий на него Chevrolet Corvette 1968 модельного года вышли на рынок практически одновременно.

Девяносто лошадиных сил, причем честных, не задушенных экологическими нормами, разгоняют Opel GT до максимальных 185 км/ч.

Прототип (теперь сказали бы: концепт-кар) показали на европейских автосалонах еще в 1965 году.

Велосипед изобретать никто не собирался – у фирмы Opel были вполне подходящие для небольшой и легкой машины узлы и агрегаты.

Под изящным приземистым кузовом с мускулистыми, немного гипертрофированными по моде тех лет крыльями поставили стандартную подвеску массовой модели Kadett: спереди – независимую, на поперечной рессоре, сзади – жесткий мост на продольных рычагах и пружинах.

Ничего выдающегося, но в результате получилось очень неплохо!.

Базовый мотор объемом 1,1 литра выдавал 68 сил (это уж Corvette не просто «для бедных», а «для очень бедных»), а еще был 1,9‑литровый двигатель мощностью 90 л.

при 5100 об/мин, работающий в паре с механической четырехступенчатой коробкой передач, – у нас как раз такая машина.

Все эти агрегаты были знакомы по модели Kadett, но на легком двухместном купе они заиграли новыми красками.

Выпуск Опеля GT начали в 1968‑м – на старте новой эпохи.

Легкая жизнь.

Уверен, специальной настройкой выхлопа здесь никто не занимался, – но звучит мотор столь сочно и ярко, что заглушить его может разве что композиция Easy Livin’ команды Uriah Heep, зазвучавшая в салоне, аккурат когда я первый раз отпустил педаль сцепления.

Кстати, о легкости….

Уже через пару километров стало понятно: автомобиль не только хорошо держит напра­вление на прямых участках, но и задорно, уверенно ведет себя в поворотах.

Бесхитростные по конструкции подвеска и рулевое настроены столь грамотно, что вместе с веселым мотором подначивают ехать всё смелее, а порой (сознаюсь!) даже немного хулигански.

Благо, загородная провинциальная дорога пуста, а двигатель предельно отзывчив.

Девяносто лошадиных сил, причем честных, не задушенных драконовскими экологическими требованиями, на 1160 кг полной массы – совсем не мало.

Opel GT 1900 достигал 100 км/ч за 11,5 секунды и развивал максимальные 185 км/ч.

Вполне сравнимо с характеристиками современных автомобилей среднего класса, с двигателями мощностью 120–125 л.

с., но с куда большей массой и худшей аэродинамикой.

Задние фонари выполнены в типичном американском стиле тех лет.

А еще этот Opel легко потягается с ними по части обзорности.

Поначалу, опускаясь в бесхитростное по форме, но вполне удобное кресло, я ждал от низенькой машины обзорности если не на уровне бронетранспортера, то близкой.

Однако низкая линия боковых окон и тоненькие передние стойки позволяют вполне уверенно ездить даже по городу.

Крошечные кругленькие наружные зеркалá смешны? Зато изящны! И привыкнуть к ним совсем не сложно.

Разумеется, нет противобуксовочной системы и даже АБС. Высокие шины 165НR/13 по нынешним меркам смешны и, конечно, дают о себе знать в быстрых поворотах большими боковыми уводами и ранними скольжениями.

#tdi_22_1f5 .td-double.

Slider-2 .td-item1 {.

#tdi_22_1f5 .td-double.

Slider-2 .td-item2 {.

#tdi_22_1f5 .td-double.

Slider-2 .td-item3 {.

1 из 3.

Мощные воздухозаборники – не декорация, а вполне рациональное при таком дизайне решение.

OPEL GT.

Там, где у иных машин багажник, у Опеля – бензобак.

Его горловину расположили без затей, зато удобно.

Это можно считать багажником.

OPEL GT.

Тормозá сзади – барабанные, диски – только спереди.

Но тот, кто относится к автомобилю не просто как к средству передвижения, быстро найдет с этим Опелем общий язык.

В него трудно не влюбиться.

Он веселый, шустрый и, главное, очень честный: не обещает больше, чем может, но очень старается показать всё лучшее, что умеет.

Приводу коробки передач немного не хватает четкости, но, потренировавшись и освоившись, невольно начинаешь разгоняться, утопив педаль в пол.

Только нужно быть готовым грамотно работать тормозами, чьи возможности невелики, и не очень острым с современной точки зрения рулевым управлением – конечно же, без усилителя.

Парировать легкий занос абсолютно не сложно и даже приятно.

Машина недлинная (база всего-то 2431 мм, заметно меньше, чем, например, у Логана), задний свес и вовсе мизерный, а развесовка по осям, похоже, близка к идеальной.

Заднюю ось неплохо загружает топливный бак, расположенный там, где у обычных автомобилей – багажник.

Так бы и не вылезал из этого задорного, дружелюбного купе! Но своего такого у меня, к сожалению, нет.

По крайней мере, пока.

Звездный билет.

Покупатели в конце 1960‑х приняли машину вполне благосклонно, хотя она была не только непрактична (всего два места и маленькая полочка за сиденьями в качестве багажника), но и отнюдь не дешева.

Салон решен в спортивном стиле конца 1960‑х.

Привод выдвижных фар механический, ручка расположена слева от пепельницы, возле рычага переключения передач.

Opel GT 1900 с 90‑сильным мотором стоил в Германии аж 11 880 марок, при том что аналогичный по агрегатам Opel Kadett Rallye 1900 обходился в 8090 марок.

Даже Ford Capri, появившийся в 1969 году как прямой конкурент Опеля и некий аналог заокеанского купе Ford Mustang (так же как Opel GT – аналог купе Chevrolet Corvette), с двухлитровым двигателем такой же мощности, 90‑сильным, стоил 8600 марок.

Справедливости ради отмечу, что на родине, в рачительной и бережливой Германии, за дорогими спортивными Опелями очереди не выстраивались.

Больше 80 % автомобилей шло на экспорт: машина понравилась уже уставшим от своих огромных «дорожных крейсеров» американцам.

В США немецкое купе вполне ожидаемо прозвали Baby Corvette и успешно продавали через дилерскую сеть марки Buick.

Именно для американцев в первую очередь сделали и модификацию с трехступенчатым автоматом, который, думаю, убивал львиную долю достоинств этого Опеля.

Но в стране, где мало кто понимал, зачем в некоторых автомобилях ставят «лишнюю» третью педаль, такой был просто необходим.

#tdi_23_fe1 .td-double.

Slider-2 .td-item1 {.

#tdi_23_fe1 .td-double.

Slider-2 .td-item2 {.

#tdi_23_fe1 .td-double.

Slider-2 .td-item3 {.

1 из 3.

Тахометр в те годы – атрибут именно спортивной модели.

OPEL GT.

Радиоприемник, не самый лучший конечно, – элемент штатной комплектации.

OPEL GT.

Двери в корме у Опеля нет.

Запаску приходилось доставать из салона.

OPEL GT.

Судьба Опеля GT складывалась в целом очень удачно.

Жить бы ему и жить, но вмешались внешние обстоятельства.

Собирали купе в немецком Бохуме, а кузовá делали во Франции.

Контракт с фирмой, их производившей, закончился в 1973 году, и французы предпочли более выгодные заказы концерна Renault.

За всё время успели продать более 100 тысяч спорткупе – для подобных автомобилей достойный тираж.

В общем, Opel GT покинул сцену на взлете карьеры.

А может, оно и к лучшему? Пошли бы какие-нибудь рестайлинги, убивающие гармоничность первоначального облика.

Или, того хуже, кому-нибудь пришло бы в голову сделать более практичную четырехместную ­версию.

А так Opel GT остался в истории яркой, с неповторимой индивидуальностью звездой, каких много не бывает.

Редакция благодарит за предоставленный автомобиль Оскарса Вашко и Андриса Шмитса.

ЗА РУЛЕМ №1 2020.

Джерело матеріала
loader
loader