Дружим с Опелем GT, ставшим одним из самых ярких автомобилей семидесятых.
Люблю старые автомобили давно и верно.
Однако сейчас ездить на них далеко не всегда одно удовольствие – создавались они совсем для других скоростей и ритмов, для другой жизни.
Но этот пятидесятилетний (1969 года рождения) Opel GT – совсем другое дело.
Его не ощущаешь ни олд-, ни даже янгтаймером.
Он молод, свеж, мускулист и энергичен, как ритмы рок-групп семидесятых, чьи неумирающие композиции звучат из не очень мощных, но и не хрипящих динамиков в салоне этого купе.
А вот и первые такты Highway Star от Deep Purple.
Это нам с Опелем как раз подходит!.
Звезда автострад.
Семидесятые начинались, конечно же, в конце шестидесятых.
С новой музыки и новой моды.
Раскованной, смелой, порою эпатажной.
Если уж расклешенные джинсы, так настолько, что прежде этой материи хватило бы на три пары приличных брюк.
Если юбки-мини, то такие, чтобы выше некуда.
Если уж автомобиль с кузовом купе….
Европа к тому времени стала уже достаточно зажиточной, чтобы интересоваться не только практичными и вместительными семейными машинами, но и чем-то другим – ярким, неординарным.
Машинами, которые просто любят.
Многие европейцы мечтали тогда о заокеанских автомобилях.
А одним из самых вожделенных был, конечно, спортивный Chevrolet Corvette.
И в середине 1960‑х руководство концерна GM решило подготовить некий уменьшенный и удешевленный аналог культового купе.
Opel GT и новый, очень похожий на него Chevrolet Corvette 1968 модельного года вышли на рынок практически одновременно.
Девяносто лошадиных сил, причем честных, не задушенных экологическими нормами, разгоняют Opel GT до максимальных 185 км/ч.
Прототип (теперь сказали бы: концепт-кар) показали на европейских автосалонах еще в 1965 году.
Велосипед изобретать никто не собирался – у фирмы Opel были вполне подходящие для небольшой и легкой машины узлы и агрегаты.
Под изящным приземистым кузовом с мускулистыми, немного гипертрофированными по моде тех лет крыльями поставили стандартную подвеску массовой модели Kadett: спереди – независимую, на поперечной рессоре, сзади – жесткий мост на продольных рычагах и пружинах.
Ничего выдающегося, но в результате получилось очень неплохо!.
Базовый мотор объемом 1,1 литра выдавал 68 сил (это уж Corvette не просто «для бедных», а «для очень бедных»), а еще был 1,9‑литровый двигатель мощностью 90 л.
при 5100 об/мин, работающий в паре с механической четырехступенчатой коробкой передач, – у нас как раз такая машина.
Все эти агрегаты были знакомы по модели Kadett, но на легком двухместном купе они заиграли новыми красками.
Выпуск Опеля GT начали в 1968‑м – на старте новой эпохи.
Легкая жизнь.
Уверен, специальной настройкой выхлопа здесь никто не занимался, – но звучит мотор столь сочно и ярко, что заглушить его может разве что композиция Easy Livin’ команды Uriah Heep, зазвучавшая в салоне, аккурат когда я первый раз отпустил педаль сцепления.
Кстати, о легкости….
Уже через пару километров стало понятно: автомобиль не только хорошо держит направление на прямых участках, но и задорно, уверенно ведет себя в поворотах.
Бесхитростные по конструкции подвеска и рулевое настроены столь грамотно, что вместе с веселым мотором подначивают ехать всё смелее, а порой (сознаюсь!) даже немного хулигански.
Благо, загородная провинциальная дорога пуста, а двигатель предельно отзывчив.
Девяносто лошадиных сил, причем честных, не задушенных драконовскими экологическими требованиями, на 1160 кг полной массы – совсем не мало.
Opel GT 1900 достигал 100 км/ч за 11,5 секунды и развивал максимальные 185 км/ч.
Вполне сравнимо с характеристиками современных автомобилей среднего класса, с двигателями мощностью 120–125 л.
с., но с куда большей массой и худшей аэродинамикой.
Задние фонари выполнены в типичном американском стиле тех лет.
А еще этот Opel легко потягается с ними по части обзорности.
Поначалу, опускаясь в бесхитростное по форме, но вполне удобное кресло, я ждал от низенькой машины обзорности если не на уровне бронетранспортера, то близкой.
Однако низкая линия боковых окон и тоненькие передние стойки позволяют вполне уверенно ездить даже по городу.
Крошечные кругленькие наружные зеркалá смешны? Зато изящны! И привыкнуть к ним совсем не сложно.
Разумеется, нет противобуксовочной системы и даже АБС. Высокие шины 165НR/13 по нынешним меркам смешны и, конечно, дают о себе знать в быстрых поворотах большими боковыми уводами и ранними скольжениями.
#tdi_22_1f5 .td-double.
Slider-2 .td-item1 {.
#tdi_22_1f5 .td-double.
Slider-2 .td-item2 {.
#tdi_22_1f5 .td-double.
Slider-2 .td-item3 {.
1 из 3.
Мощные воздухозаборники – не декорация, а вполне рациональное при таком дизайне решение.
OPEL GT.
Там, где у иных машин багажник, у Опеля – бензобак.
Его горловину расположили без затей, зато удобно.
Это можно считать багажником.
OPEL GT.
Тормозá сзади – барабанные, диски – только спереди.
Но тот, кто относится к автомобилю не просто как к средству передвижения, быстро найдет с этим Опелем общий язык.
В него трудно не влюбиться.
Он веселый, шустрый и, главное, очень честный: не обещает больше, чем может, но очень старается показать всё лучшее, что умеет.
Приводу коробки передач немного не хватает четкости, но, потренировавшись и освоившись, невольно начинаешь разгоняться, утопив педаль в пол.
Только нужно быть готовым грамотно работать тормозами, чьи возможности невелики, и не очень острым с современной точки зрения рулевым управлением – конечно же, без усилителя.
Парировать легкий занос абсолютно не сложно и даже приятно.
Машина недлинная (база всего-то 2431 мм, заметно меньше, чем, например, у Логана), задний свес и вовсе мизерный, а развесовка по осям, похоже, близка к идеальной.
Заднюю ось неплохо загружает топливный бак, расположенный там, где у обычных автомобилей – багажник.
Так бы и не вылезал из этого задорного, дружелюбного купе! Но своего такого у меня, к сожалению, нет.
По крайней мере, пока.
Звездный билет.
Покупатели в конце 1960‑х приняли машину вполне благосклонно, хотя она была не только непрактична (всего два места и маленькая полочка за сиденьями в качестве багажника), но и отнюдь не дешева.
Салон решен в спортивном стиле конца 1960‑х.
Привод выдвижных фар механический, ручка расположена слева от пепельницы, возле рычага переключения передач.
Opel GT 1900 с 90‑сильным мотором стоил в Германии аж 11 880 марок, при том что аналогичный по агрегатам Opel Kadett Rallye 1900 обходился в 8090 марок.
Даже Ford Capri, появившийся в 1969 году как прямой конкурент Опеля и некий аналог заокеанского купе Ford Mustang (так же как Opel GT – аналог купе Chevrolet Corvette), с двухлитровым двигателем такой же мощности, 90‑сильным, стоил 8600 марок.
Справедливости ради отмечу, что на родине, в рачительной и бережливой Германии, за дорогими спортивными Опелями очереди не выстраивались.
Больше 80 % автомобилей шло на экспорт: машина понравилась уже уставшим от своих огромных «дорожных крейсеров» американцам.
В США немецкое купе вполне ожидаемо прозвали Baby Corvette и успешно продавали через дилерскую сеть марки Buick.
Именно для американцев в первую очередь сделали и модификацию с трехступенчатым автоматом, который, думаю, убивал львиную долю достоинств этого Опеля.
Но в стране, где мало кто понимал, зачем в некоторых автомобилях ставят «лишнюю» третью педаль, такой был просто необходим.
#tdi_23_fe1 .td-double.
Slider-2 .td-item1 {.
#tdi_23_fe1 .td-double.
Slider-2 .td-item2 {.
#tdi_23_fe1 .td-double.
Slider-2 .td-item3 {.
1 из 3.
Тахометр в те годы – атрибут именно спортивной модели.
OPEL GT.
Радиоприемник, не самый лучший конечно, – элемент штатной комплектации.
OPEL GT.
Двери в корме у Опеля нет.
Запаску приходилось доставать из салона.
OPEL GT.
Судьба Опеля GT складывалась в целом очень удачно.
Жить бы ему и жить, но вмешались внешние обстоятельства.
Собирали купе в немецком Бохуме, а кузовá делали во Франции.
Контракт с фирмой, их производившей, закончился в 1973 году, и французы предпочли более выгодные заказы концерна Renault.
За всё время успели продать более 100 тысяч спорткупе – для подобных автомобилей достойный тираж.
В общем, Opel GT покинул сцену на взлете карьеры.
А может, оно и к лучшему? Пошли бы какие-нибудь рестайлинги, убивающие гармоничность первоначального облика.
Или, того хуже, кому-нибудь пришло бы в голову сделать более практичную четырехместную версию.
А так Opel GT остался в истории яркой, с неповторимой индивидуальностью звездой, каких много не бывает.
Редакция благодарит за предоставленный автомобиль Оскарса Вашко и Андриса Шмитса.
ЗА РУЛЕМ №1 2020.