Последний полет: девять крупнейших крушений украинских самолетов
Последний полет: девять крупнейших крушений украинских самолетов

Последний полет: девять крупнейших крушений украинских самолетов

Чуть больше года назад, 25 сентября 2020-го, под Харьковом потерпел крушение военный борт Ан-26. В авиакатастрофе погибли 26 человек погибли. Эта трагедия заставляет вспомнить о печальной статистике летных происшествий в новейшей истории Украины, которые унесли человеческие жизни. 

Чугуевская авиакатастрофа

Последний полет: девять крупнейших крушений украинских самолетов - Фото 1

Обломки Ан-26 после катастрофы под Чугуевом

25 сентября 2020 во время выполнения учебно-тренировочного полета потерпел крушение самолет ВВС Украины Ан-26. Трагедия произошла в 20.45 в районе 530-го километра трассы Харьков-Киев, недалеко от города Чугуев Харьковской области.

На борту находились 27 человек, в числе которых 20 курсантов 3-го и 5-го курсов Харьковского национального университета ВСУ имени Ивана Кожедуба и 7 членов экипажа. Жертвами катастрофы стали 26 человек. 21-летнему курсанту Вячеславу Золочевскому посчастливилось выжить. Парня накрыл обломок фюзеляжа, образовавшийся в результате взрыва. Это спасло его от огня.

Ответственность за случившееся возложили на командующего украинскими ВВС Сергея Дроздова, начальника ХНУВС, командира воинской части, двух его заместителей и руководителя полетов.

Читайте также: «Часто переступал черту»: Netflix выпустила документальный фильм о гонщике Михаэле Шумахере

Иранская авиакатастрофа

Последний полет: девять крупнейших крушений украинских самолетов - Фото 2

Обломки украинского Боинга после крушения в Иране

8 января 2020 года самолет компании «Международные авиалинии Украины» Boeing 737-800, совершавший рейс из Тегерана в Киев, разбился через несколько минут после вылета из иранского аэропорта. На борту находились 9 членов экипажа и 167 пассажиров из Швеции, Германии, Украины, Канады, Великобритании, Афганистана и Ирана. Из 176 человек никто не выжил.

Власти Ирана изначально выдвинули версию о крушении украинского самолета вследствие технических неполадок в двигателе, из-за чего на борту произошел взрыв. Но уже 11 января командование иранских ВС взяло на себя ответственность за катастрофу. Самолет был сбит силами ПВО по ошибке, так как его приняли за вражескую крылатую ракету, пролетавшую рядом с важным военным объектом.

Семьям погибших Иран выплатил компенсации.

Авиакатастрофа на Львовщине

Последний полет: девять крупнейших крушений украинских самолетов - Фото 3

Авиакатастрофа АН-12 на Львовщине

4 октября 2019 года рядом с аэропортом Львова разбился транспортный борт Ан-12БК, принадлежащий авиакомпании Ukraine Air Alliance. Он летел с грузом весом 13 тонн из испанского города Виго в турецкий город Бурсу. Во Львове самолет должен был выполнить промежуточную посадку для дозаправки.

В 06.20 утра 4 октября воздушное судно вошло в воздушное пространство Украины и начало снижаться для захода на посадку во Львовском аэропорту. В 06.48 связь с бортом внезапно пропала, а через 20 минут на подходе к посадочной прямой аэропорта он пропал с радаров. В 07.29 в службу 101 от одного из членов экипажа поступило сообщение о катастрофе. Как вскоре выяснилось, самолет совершил аварийную посадку на окраине села Сокольники, не успев долететь до начала взлетно-посадочной полосы №31 всего 1,3 км.

Столкновение с деревьями и удар о землю повлекли серьезные повреждения самолета, в частности, полное разрушение кабины пилотов. На борту находились 8 человек, 5 из которых погибли. Все они были членами летного экипажа. Выжить удалось троим: двум инженерам и бортовому технику, но все они были тяжело травмированы.

По версии следственных органов, авиакатастрофа произошла в результате совокупности таких факторов, как перегрузка, ошибка летного экипажа и сложные погодные условия.

Алжирская авиакатастрофа 

Последний полет: девять крупнейших крушений украинских самолетов - Фото 4

Обломки украинского Ан-12 после катастрофы в Алжире

Утром 30 августа 2014 года в горном районе алжирской провинции Таманрассет произошло крушение украинского грузового самолета Ан-12 UR-DWF, принадлежащего компании «Украина-Аэроальянс». Воздушное судно рухнуло через 3 минуты после взлета, на расстоянии 10 миль от аэродрома. На его борту находились 7 членов экипажа, все он были украинцами. Выжить никому не удалось.

Самолет должен был доставить нефтяное оборудование в столицу Экваториальной Гвинеи Малабо из Глазго. Была запланирована промежуточная остановка самолета в алжирском Таманрассете.

Специалисты установили, что украинский самолет потерпел крушение из-за остановки двигателей. Сотрудник Министерства транспорта Алжира рассказал, что сообщения о проблемах в работе двигателей начали поступать от экипажа сразу после взлета, но вернуться на аэродром не было возможности.

Авиакатастрофа в Луганске 

Последний полет: девять крупнейших крушений украинских самолетов - Фото 5

Остатки сбитого в Луганске Ил-76

14 июня 2014 года при заходе на посадку в аэропорт Луганска был сбит украинский военно-транспортный самолет Ил-76МД. Он должен был доставить боеприпасы, бронетехнику и бойцов сводной парашютно-десантной роты 25-й бригады для обороны луганского аэропорта от захвата боевиками самопровозглашенной ЛНР. На борту находились в общей сложности 49 человек: 40 десантников из Днепропетровска и 9 членов экипажа из Мелитопольской бригады транспортной авиации. Все они погибли.

В 00.51 террористы ЛНР открыли огонь по самолету из переносного зенитно-ракетного комплекса. Взорванный транспорт рухнул недалеко от села Красное, в двух километрах от ВВП. По заявлению тогдашнего главы ЛНР Валерия Болотова, украинский самолет нарушил воздушное пространство республики, за что и был сбит.

СБУ квалифицировала действия боевиков ЛНР как терракт.

Авиакатастрофа в Донецке 

Последний полет: девять крупнейших крушений украинских самолетов - Фото 6

Самолет Ан-24 после крушения в Донецке

13 февраля 2014 года самолет Ан-24, принадлежавший украинскому авиаперевозчику «Южные авиалинии», разбился при посадке в аэропорту Донецка. На борту было 52 человека, включая экипаж. Пять человек погибли и 26 были травмированы.

Самолет выполнял чартерный рейс по маршруту Одесса — Донецк. Его пассажирами были одесские болельщики, летевшие в Донецк на футбольный матч между местным «Шахтером» и дортмундской «Боруссией».

С первой попытки экипажу не удалось посадить самолет из-за сильного тумана, а вторая попытка закончилась катастрофой. Повторно заходя на посадку, борт задел 10-метровую метеовышку, в результате чего накренился на правый бок, зацепил крылом и двигателем землю. В результате жесткой посадки на грунт между рулежной дорожкой и ВВП, самолет перевернулся на крышу, раскололся и загорелся.

По заключению экспертов, катастрофа произошла из-за потери скорости при заходе на посадку по вине экипажа, у членов которого не было подготовки и допуска к полетам в сложных метеоусловиях.

Читайте также: Смерть, предательство и власть: история успеха студии “Квартал 95”

Авиакатастрофа в Турции

Последний полет: девять крупнейших крушений украинских самолетов - Фото 7

Як-42Д и кадр с места катастрофы возле турецкого города Трабзон

26 мая 2003 года недалеко от турецкого города Трабзон потерпел крушение пассажирский самолет Як-42Д украинской авиакомпании UM Airlines. 75 человек, находившихся на борту, погибли. В их числе были 12 украинцев, являвшихся членами двух сменных кабинных экипажей, 1 флайт-менеджер — гражданин Беларуси и 62 испанских военнослужащих.

Воздушное судно совершало рейс из Кабула (Афганистан) в Сарагосу (Испания) с заходом в аэропорты Бишкека (Кыргызстан) и Трабзон (Турция). В 30-ти км от Трабзона самолет врезался в горный склон на высоте 1400 метров.

По заключению экспертов, катастрофа произошла по вине экипажа.

Авиакатастрофа в иранской провинции Исфахан 

Последний полет: девять крупнейших крушений украинских самолетов - Фото 8

Цветы на месте катастрофы украинского Ан 140 в иранской провинции Исфахан в 2002

23 декабря 2002 года в окрестностях поселка Баграбад произошло крушение украинского самолета Ан-140, принадлежащего компании «Аэромост-Харьков». Он летел из Харькова в город Исфахан с 38 пассажирами, в числе которых был 7-летний ребенок, и 6 членами экипажа на борту. Никто из 44 человек не выжил.

Среди пассажиров были руководители Харьковского государственного авиапроизводственного предприятия, а также представители российских и украинских компаний, занимающихся авиастроением. Все они должны были присутствовать на показательном полете первого построенного совместно с Ираном самолета IrAn-140. Торжественные мероприятия и демонстрацию нового воздушного судна иранская сторона планировала провести в Исфахане.

Трагедия произошла ночью в горной местности, когда самолет заходил на посадку в аэропорт Исфахана. Причиной крушения судна стали многочисленные ошибки пилотов, из-за которых они не смогли справиться с управлением в сложных погодных условиях.

Скниловская трагедия

Последний полет: девять крупнейших крушений украинских самолетов - Фото 9

Катастрофа истребителя Су-27 ВСУ во время авиашоу на Скниловском аэродроме

27 июля 2002 года во время авиашоу на Скниловском аэродроме во Львове истребитель Су-27 ВСУ врезался в толпу зрителей. Трагедия унесла жизни 77 человек, в том числе 28 детей. Травмы разной степени тяжести получили 543 человека. По количеству раненых и погибших эта катастрофа стала самой крупной в мире за всю историю авиашоу.

Львовское авиашоу было организовано в честь 60-ой годовщины 14-го авиационного корпуса. Борт Су-27УБ под управлением командира экипажа 45-летнего Владимира Топонаря и второго пилота 49-летнего Юрия Егорова демонстрировал фигуру высшего пилотажа. В 12.50 истребитель спикировал вниз для выполнения виража на малой высоте, но попытка вывести машину вверх из виража пилотам не удалась из-за быстрой потери высоты.

Самолет задел дерево и свалился левым крылом не бетон, продолжая по инерции движение по летному полю, заполненному зрителями. Сами пилоты успели заблаговременно катапультироваться. Скользя по земле, Су-27 задел стоящий Ил-76МД и начал переворачиваться, после чего упал и окончательно разрушился. Вследствие падения произошел взрыв и пожар. 

Читайте также: «Пример для радикальных движений по всему миру»: как Талибан захватил власть в Афганистане

В ходе расследования была установлена вина пилотов, которые отклонились от полетного задания и допустили ошибку в управлении истребителем. Оба пилота, а также замкомандующего 14-авиакорпусом, замруководителя полетами и начальник СБ полетов были приговорены к различным срокам (от 14 до 4 лет) лишения свободы и крупным штрафам, несмотря на то, что никто из них своей вины в трагедии не признал. 

Александр Климов

Джерело матеріала
loader
loader