Лишь каждый десятый украинец считает высоким качество отечественного образования
Лишь каждый десятый украинец считает высоким качество отечественного образования

Лишь каждый десятый украинец считает высоким качество отечественного образования

Большинство украинцев недовольно качеством знаний, которое обеспечивает отечественная образовательная система – об этом свидетельствует опрос в рамках мониторинга общественного мнения по проблемам образования и его реформирования.

Опрос проводился Институтом социальной и политической психологии НАПН совместно с Ассоциацией политических психологов Украины. Его результаты имеются в распоряжении Укринформа.

По мнению 51,6% опрошенных, качество образования среднее, четверть (24,6%) считает его низким, и только каждый десятый (9,7%) высоко оценивает качество образования.

Как отмечается, самые плохие оценки качества отечественного образования выставили в южном регионе Украины, где 37% респондентов считают его низким, лучшими – в центральных областях, где почти 15% опрошенных ответили, что качество отечественного образования высокое.

При этом более трети респондентов (35,1%) в той или иной степени соглашаются, что качественное образование доступно для всех граждан Украины, а 55,5% – не соглашаются. Показательно, что оценки учеников и студентов почти зеркально противоположны: 50% из них считают качественное образование общедоступным для всех в Украине и 36,8% – недоступным.

Согласно данным мониторинга, более 67% респондентов считают, что украинское образованиенуждается в реформировании, и только 12% с этим не согласны. При этом лишь четверть респондентов (25,8%) по всей стране оценивает ход реформирования системы образования целиком или скорее положительно; для 40,1% респондентов реальные реформы в образовании заслуживают негативную оценку.

Оценки отдельных нововведений в образовании значительно различаются. Наиболее одобрительным является отношение к профилизации старшей школы: этот аспект реформы положительно оценивают 71% опрошенных в целом по выборке, 75,1% респондентов, в семьях которых есть ученики или студенты, и 86,2% работников образования. Отрицательно оценивает профилизацию каждый десятый респондент (11,7%), а среди педагогических работников – только 3,4%.

К внедрению внешнего независимого оценивания (ВНО) положительно относятся почти 57% респондентов, а среди членов семей абитуриентов этого года данный показатель достигает 62,5%.

А вот перспективу введения 12-летнего школьного образования общество до сих пор оценивает отрицательно (65,1%). Положительно относится к этому новшеству только каждый пятый респондент (19%). Хотя это и больше, чем в предыдущие годы (12,4% в 2015 году, 16,5% – в 2018-м, 18% – в 2019-м), такой уровень поддержки явно недостаточен для успешного введения 12-летки.

Авторы мониторинга также отмечают, что более половины респондентов (55,1%) не считают себя хорошо информированными о планируемых и проводимых сегодня реформах в области образования. В частности, почти 56% респондентов не знают, в чем состоит образовательная реформа под названием «Новая украинская школа» (НУШ). Частично или полностью осведомлены в этом вопросе менее 30% опрошенных.

Лишь четверть респондентов (25,7%) уверены, что вхождение нашего образования в европейское образовательное пространство является важнейшей и первоочередной задачей образовательной реформы. Более трети (36,7%) считают эту задачу важной, но не первоочередной. И 17,3% опрошенных возражают против интеграции украинского образования в европейское образовательное пространство, поскольку отечественное образование кажется им лучше европейского.

По данным мониторинга, полностью или скорее доверяют Министерству образования и науки 34% респондентов. Если учитывать временное снижение в 2020 году до 27,6%, такой уровень доверия к образовательному ведомству можно считать базовым, поскольку он сохраняется в течение как минимум последних пяти лет. Полностью или скорее не доверяют министерству 42% респондентов.

Институт социальной и политической психологии НАПН Украины совместно с Ассоциацией политических психологов Украины 1-10 октября 2021 года провели опрос в рамках ежегодного мониторинга общественного мнения относительно проблем образования и мер по его реформированию.

Опрос проводился методом интервьюирования, по выборке, которая представляет взрослое население Украины в возрасте от 18 лет. Вместе с генеральной совокупностью были исследованы подвыборки по отдельным категориям респондентов (педагогические работники, респонденты, в семьях которых есть ученики, абитуриенты или студенты), то есть был применен принцип так называемой выпуклой выборки. Были опрошены 2000 респондентов во всех регионах Украины, за исключением АР Крым, г. Севастополь и оккупированных районов Донецкой и Луганской областей. Ошибка выборки составляет 3,2%.

Теги за темою
Освіта
Джерело матеріала
loader
loader