Чтобы создать современную армию нам нужно в пять раз больше денег - Андрей Сенченко/Но проблема не только в недостатке средств
Чтобы создать современную армию нам нужно в пять раз больше денег - Андрей Сенченко/Но проблема не только в недостатке средств

Чтобы создать современную армию нам нужно в пять раз больше денег - Андрей Сенченко/Но проблема не только в недостатке средств

Украинские частные оборонные предприятия объединяются, чтобы влиять на украинское законодательство для его либерализации и выходить на новые рынки. До недавнего времени в Украине было два таких серьезных объединения — Лига оборонных предприятий Украины и Ассоциация производителей вооружения и военной техники Украины. А в прошлом году появилось еще одно, которое делает акцент именно на объединении работодателей. Его название – Национальная ассоциация оборонной промышленности Украины. Команда SECURITY TALKS вместе с Валентином Бадраком на Апостроф TV пообщалась с главой Национальной ассоциации оборонной промышленности Украины (NAUDI) АНДРЕЕМ СЕНЧЕНКО.

— В Украине есть несколько объединений. Вы создали еще одно и многие участвующие в других объединениях предприятия также пришли и к вам. В чем разница или особенность вашей ассоциации?

— Многие разные объединения были сформированы на базе закона "об общественных объединениях". Их количество не ограничивалось, и кто из них влиял или не влиял на решение проблем в украинской оборонке, зависело от многих факторов.

Наше объединение единственное в стране – это объединение работодателей оборонных отраслей. То есть оно сформировано на базе другого закона, которым регулируется вопрос объединения работодателей. Ассоциация работает как по украинским законам, так и по Конвенции Международной организации труда.

Есть такое трехстороннее объединение, пока не очень известное в Украине, — государства, работодателей и профсоюзов. Вот одной из сторон является наше объединение. Мы появились тогда, когда появился Минстратегпром, потому что мы как раз и являемся согласно этой Конвенции официальным партнером Минстратегпрома и профильных профсоюзов в этом трехстороннем партнерстве.

— Какие у нас сегодня самые большие проблемы в оборонной промышленности Украины?

— Я бы сказал, что это не количество денег, которое государство может потратить на вооружение собственной армии, хотя это очень важный вопрос, и их, безусловно, не хватает. Но, прежде всего, это отношения с заказчиками. До сих пор не определена судьба государственных предприятий, потому что есть искусственное противостояние между государственным и частным сектором, и, поверьте, не частный сектор здесь является инициатором.

В чем состоит проблема отношений государства с заказчиками? Берем главного заказчика – Министерство обороны Украины. В любых отношениях, с любым производителем военной техники, вооружения или боеприпасов работает еще известный с советских времен принцип "я - начальник, ты - дурак", то есть существует полный беспредел с точки зрения взаимоотношений. Все мысли, которые приходят в мозги чиновников Минобороны, они потом в ультимативной форме доводят их до производителей.

Есть большая нестабильность, то есть они что-то заказывают, потом отказываются, нет никакого контракта, хотя бы даже на три года - я уж не говорю о пяти. Хотя у нас есть проблема с боеприпасами больших калибров. Она настолько велика, что выходить на уровень, который нужен по обеспеченности собственной армии, государству придется достаточно долго, может быть, лет десять.

А у нас есть небольшие заказы, вот в 2019 году было, а в 2020-м совсем ничего. То есть в этих условиях ни один производитель не может спланировать свои собственные инвестиции в производство. Он не может собрать команду, потому что в следующем году команда может остаться без работы. И люди поедут в Польшу, в Германию, которая сейчас охотно берет наших технических специалистов, инженеров, и с чем останется государство?

Могу привести пример, пять месяцев Минобороны пыталось сформировать техническое задание на ОКР "Сайгак", который должен был выйти на замену советских "УАЗ" в армии. Потребность очень велика, потому что сейчас армия ездит на том, что осталось, и что дали волонтеры. Так вот, пять месяцев они определялись с тем, чего хотят, потом утвердили подписью министра обороны, руководителя Центрального научно-исследовательского института вооружения и военной техники, еще каких-то генералов, а потом появляется новый замминистра, который говорит: "Да нет, это коррупционная идея". Может, тогда он пойдет к министру обороны Тарану и скажет, что тот коррупционер? И этот зам отказывается от разработок, которые были представлены, на которые потратились средства, и говорит, что купят автомобиль в автосалоне. Вы знаете хотя бы одну страну НАТО, где бы военные ездили на автомобиле из автосалона?

Но вопрос в том, что шесть производителей потратили средства, чтобы прийти на открытый конкурс, а новый клерк говорит: "Да нет, никакого конкурса не будет". А кто компенсирует издержки производителям?

— То есть фактически вы говорите, что нет системы в государстве?

— Нет военно-технической политики совсем, есть волюнтаризм, и есть, к сожалению, коррупция. И вот вторая проблема, ее не было раньше в таком масштабе, но сейчас она проявилась безумно в прошлом и в этом году это импортные закупки. Это при том, что наше государство может производить все, кроме ядерного оружия и истребителей пятого поколения.

— А как достичь баланса между импортом и внутренним заказом?

— Я бы даже не говорил о балансе, я считаю, что нужно на законодательном уровне ввести жесткие ограничения на закупку вооружения, военной техники и боеприпасов у иностранных производителей. Разрешение должно предоставляться при условии наличия доказательств критической необходимость в товаре, а украинская промышленность ни в этом, ни в следующем году не сможет производить его. И второе, когда одно из государств-партнеров, например США, выделяют безвозвратную финансовую помощь на повышение обороноспособности страны, они могут сформулировать условия, что за эти средства мы покупаем у них оружие. И все, других случаев быть не должно.

— А кто именно должен определять, что это критическая потребность? Вот мы покупаем у Британии их ракетные катера, а у Турции корветы класса Ada, как определиться?

— Здесь вы затронули более масштабный вопрос. У нас не очень богатая страна в силу того, как развивалась экономика последние 30 лет. И сколько мы можем выделить из бюджета нашей армии, столько и можем. И это значительная часть в процентах от ВВП. К сожалению, в абсолютных цифрах это в разы меньше, чем финансирование армии Польши, например.

Но деньги выделяются, и раньше часть бюджетного финансирования армии уходила на две вещи — обеспечение текущей боеспособности войск и развитие вооружения. Что касается второго, то речь шла о модернизации существующих образцов, и немного финансировалось что-то перспективное. И этих средств не хватало даже на эти две задачи. Но отдельно была проблема, которая не финансировалась за счет бюджета ВСУ.

В чем же эта проблема? Возьмем, например, транспортную авиацию, вот возникает вопрос, сегодня украинской армии для обеспечения текущей боеспособности нужны новые военно-транспортные самолеты? Нет, у нас еще есть Ил-76, у которых еще есть ресурс, и на сегодняшний день новые нам не нужны. Но если у государства не найдутся средства по заказу новых военно-транспортных самолетов, то государство потеряет отрасль, потеряет конкурентное преимущество, потому что государств, которые могут строить самолеты, в мире даже не два десятка. И мы можем из этого клуба выйти навсегда. Поэтому надо удержать эту конкурентную отрасль, а для этого заказать армии самолеты, но за другие деньги.

Я считаю, что на самом деле в Украине необходимы два бюджета на закупку военной техники и вооружения. Вот то, что я уже говорил, на обеспечение текущей боеспособности и развитие вооружения — это у Минобороны, а вот такие стратегические закупки перспективных образцов как АН-178, АН-74, танки "Оплот", ударные вертолеты и прочее должны идти через другой бюджет, который будет выделяться на два ведомства - Минобороны и Минстратегпром. Безусловно, согласовывая закупки с Генштабом, потому что им воевать. А деньги выделять Минстратегпрому, пусть они покупают. Но держателем этой техники должно быть Минобороны.

Александр Носов, профильный заместитель министра обороны, во время координационной платформы сказал, что в Украине на следующий год будет примерно 26 млрд грн на вооружение, но 10 млрд мы должны отдать за то, что мы платим по кредитам, а вообще-то должно быть 70 млрд грн. Где же взять эти деньги?

— Он прав, нужно 70 млрд. Но если раньше из приблизительно 20 млрд, которые выделяются на вооружение и военную технику, более или менее все средства тратились по назначению, то в следующем году только четверть этих денег планируется потратить на обеспечение текущей боеспособности. А все остальные – на эти проекты будущего. Они важны для страны, но мы не можем финансировать их за счет собственной армии. Потому что у нас будут самолеты, но армии не будет.

— Как глава ассоциации вы хорошо знаете внутреннюю кухню предприятий оборонной промышленности. Чем можно, кроме денег, заинтересовать частные предприятия в оборонной промышленности?

— Люди мотивированы. Еще 7 лет назад у нас совсем не было частных предприятий в оборонке, сейчас они на 60% обеспечивают потребности ВС.

Что им нужно? Им нужно понимать перспективы, хотя бы стратегические направления очертить. В один год говорят, что нам нужны украинские БМП, а в следующем году уже не нужны, а через год снова нужны. Но решения нет. Если это утверждено, объявляйте конкурс, озвучивайте условия и так далее. Главный стимул – это стабильность.

— Не раз слышал о такой проблеме, что частные предприятия находятся в неравных условиях с государственными. Возможно ли, например, когда частное предприятие участвует в государственном заказе, чтобы подготовку производства ему обеспечило государство? К примеру, предоставило оборудование в лизинг?

— И частные и государственные предприятия находятся в сложных условиях, и у каждого они свои. У государственных — это недоликвидированный "Укроборонпром". Все понимают, что нужно ликвидировать, но принят закон, который фактически затормозил ликвидацию, и происходит просто смена вывески.

У частных проблема в системе ценообразования на оборонную продукцию. Приведу пример, с точки зрения разработки новых образцов частные предприятия значительно более динамичны и эффективны, чем любые государственные. Почему? Владельцы этих предприятий достают свои средства и, не согласовывая ни с кем, тратят их на эту разработку. Ладно, разработали они удачный образец, протестировали, все хорошо. Но дальше его надо производить. И здесь возникает вопрос, что этим предприятиям ничего по наследству не осталось от Советского Союза, никаких производственных площадей или оборудования. И они начинают на коленях строить производство. А рядом стоят десятки госпредприятий без работы. Это абсурд.

Возникает вопрос, а почему они не размещают заказы на этих государственных предприятиях? А потому что в механизме ценообразования (РКМ), который нам достался с советских времен, заложено, что если предприятие, разработавшее этот образец вооружения, но заказавшее что-то, например, на заводе "Артем", получению заказа в окончательную цену на свою продукцию сможет для себя прибавить только 1%. За 1% они даже не покроют телефонные переговоры по выполнению этого заказа.

Берем другой вариант. Частная компания разработала какое-то вооружение и готова передать всю техническую документацию госпредприятию для дальнейшего производства и поставок Министерству обороны. А взамен за свою разработку они получат роялти. Но невозможно по украинскому существующему порядку добавить размер роялти в цену товара.

Но в чем проблема сломать этот механизм? На мой взгляд, эти РКМ могут на время остаться только для образцов военной техники, у которых нет аналогов.

— Многие говорят о необходимости трансформации оборонной промышленности и даже утвердили закон № 3822 (об особенностях реформирования госпредприятий оборонно-промышленного комплекса). Но сейчас мы слышим от самой промышленности очень настороженные месседжи о том, что во время реализации этого закона, которое продлится около 4–5 месяцев, директора предприятий будут лишены своего статуса и будут работать на основании доверенности. Они говорят, что не смогут даже ставить подписи.

Это только часть проблемы. Я считаю, что малейшим негативным последствием такого пути реформирования "Укроборонпрома", который заложен в этом законе, будет торможение даже не на месяцы, а на несколько лет каких-либо положительных изменений. А максимально это может привести к окончательному разрушению. Здесь только вопрос в том, сколько пройдет времени до включения мозга, и этот закон отменят. А затем последуют понятным путем ликвидации "Укроборонпрома", а не изменением вывески.

Мы затронули вопрос импорта, а я хотел бы еще сказать об экспорте, и это тоже отчасти отвечает на вопрос: а где брать деньги? А деньги нужно зарабатывать. И украинская промышленность уже научилась производить конкурентоспособные образцы вооружения, и нужно перейти от лозунгов к реальной либерализации экспорта.

У нас есть предохранитель от нарушения интересов государства или международных соглашений — это комиссия экспортного контроля, и она работает очень четко. А все остальное это просто коррупционный механизм.

— Вы говорите, что эту сферу нужно настолько либерализовать, чтобы у нас фактически появились частные спецэкспортеры?

Нет, не совсем так. Первое — нужно убрать этот коррупционный анахронизм — лицензию на экспорт собственной продукции. Что касается перепродажи, то есть не собственной продукции, то здесь, безусловно, следует сохранить лицензию, и во многих странах она есть. Почему? Потому что без нее каждый ФЛП сможет на мировом рынке торговать оружием.

Так вот, эти спецэкспортеры имеют право быть и частными, и государственными, но они не могут иметь монополию. Вот когда убирается эта лицензия, начинает работать рынок. Как он работает? Если это крупное предприятие, например, "Заря" — "Машпроект", они могут у себя иметь службу экспортного контроля, внешнеэкономическую службу, они могут тратить средства на участие в зарубежных выставках вооружения. Но если мы берем среднее или маленькое предприятие, то у них возникает вопрос: либо я начинаю тратить средства и придумывать этот велосипед лично для себя, либо здесь есть четыре-пять спецэкспортеров, среди которых я проведу тендер. И предприятие будет сравнивать предложение такого спецэкспортера с собственными затратами, если он пойдет самостоятельно. И все, тогда он определится. Это рынок.

— Вы сказали, что нужно больше инвестировать в оборонные предприятия или заказывать на большие суммы. Вот по вашему мнению, для надлежащего перевооружения украинской армии, сколько ежегодно нужно выделять средств на закупку вооружения?

— Для того, чтобы мы сформировали профессиональную, боеспособную, гибкую, современную армию, которая будет ориентирована на современные войны, а не войны прошлого, нужно в пять раз больше денег, чем сейчас.

Можно сказать, что это мечта, но у нас нет иного пути. Решать это нужно параллельно несколькими путями. В первую очередь нужно поднимать национальную экономику, в частности убирать препятствия на пути экспорта, благодаря чему предприятия будут получать средства, которые потратят на модернизацию, новое оборудование, снижение цен и прочее.

Во-вторых, нужно, чтобы значительно быстрее проводилось испытание техники, чтобы она ставилась на вооружение. Потому что нет лучшей рекламы для украинской военной техники, вооружения и боеприпасов, чем факт ее закупки собственной армией.

И, конечно, нужно работать с нашими западными партнерами, и мы не должны ходить с протянутой рукой, нам нужно предъявлять счета. Потому что в свое время наша страна пошла на беспрецедентный шаг, до сих пор работающий на снижение угрозы ядерной войны во всем мире.

Теги за темою
Україна Збройні сили України Зброя Армія
Джерело матеріала
loader
loader