Григорий Косинка (наст. фамилия – Стрелец; 1899-1934) – автор сборников новелл и рассказов «На золотых богов», «Сон, украшенный цветами», «За воротами», «Мать», «Политика», «Сердце». Косынку считали лучшим украинским прозаиком первой половины двадцатых годов – наряду с Хвылевым и Подмогильным. Николай Хвылевой называл его «одним из наших лучших мастеров слова». Осенью 1929 г. вождь большевиков Станислав Косиор назвал Косынку «буржуазным националистом», и уже в начале 30-х годов ситуация резко изменилась – цензура запретила распространять напечатанный сборник «Сердце». Официальная советская критика обвиняла Косынку в «кулацкой идеологии» и «национализме». Косынка начинает заниматься переводческой деятельностью (перевел на украинский «Мертвые души» Н. Гоголя), писать сценарии для фильмов, так и не вышедших на экран.
В июне 1934 года в Харькове состоялась конференция писателей, на которой обсуждали – после тотального истребления украинского крестьянства, Голодомора 1932-1933 годов – успехи коллективизации. После стандартных речей выступил Косынка, сказав буквально следующее: «Мы становимся не инженерами, а милиционерами человеческих душ». Виктор Домонтович вспоминает: «Вместо того, чтобы ограничиться трафаретными словами вынужденных заявлений, как это делали другие, он разразился потоком жалоб, нареканий, протестов. С резкой и вспыльчивой яростью он начал говорить на тему: «Братья писатели, в вашей судьбе что-то лежит роковое». Он говорил о том, что в условиях «социального заказа», когда человека взяли за горло, он не может творить. Это была не речь. Это была истерия. Крик отчаяния в одинокой пустоте тьмы. Коммунисты встретили речь Косынки свистом и возгласами возмущения, с неосвещенной галерки писателя приветствовали бурными аплодисментами».
4 ноября 1934 года Григорий Косынка был похищен НКВД и заключен в тюрьму. Он проходил по судебному делу вместе с писателями Антоном и Иваном Крушельницкими, Костем Буревием, Олексой Влизько, Дмитрием Фальковским. Всех их обвиняли в подготовке к покушению на жизнь коммунистических руководителей. Григорий Косынка был расстрелян 15 декабря 1934 года. Из тюрьмы уже перед смертью Косынка писал жене Тамаре Мороз (украинская писательница, литературовед): «Прости, что так много горя принес тебе за короткий век. Прости, дорогая жена, а простив – прощай. Не горюй, говорю: слезами горя не залить. Пожелаю тебе здоровья. Свиданий не проси, не надо! Передачу, когда будет возможность, передавай, но не часто. Вот, кажется, все…».
В этот день родились
в Украине…
Григорий Квитка-Основьяненко (наст. фамилия – Квитка; 1778-1843), основоположник художественной прозы в новой украинской литературе.
Высокими достижениями Квитки-Основьяненко считаются комедия «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе», которая по сюжету и характеру персонажей предшествовала появлению «Ревизора» Гоголя, социально-бытовые комедии «Сватовство на Гончаровке» и «Шельменко-денщик», а также бессмертная «Конотопская ведьма». Лучшие произведения Квитки-Основьяненко одними из первых представили украинскую литературу в царской России и Европе. Он участвовал в подготовке и открытии Харьковского университета, занимал должность директора Харьковского театра, его стараниями был создан и издавался ряд журналов. Мальчиком Григорий Квитка видел знаменитого на всю Украину странствующего философа Григория Сковороду (однажды августовским утром тот забрел на бахчу), а в конце жизни познакомился с Тарасом Шевченко. Лично художники не встречались, а только переписывались.
Татьяна Назарова (1960), артистка. Народная артистка Украины, академик Национальной академии искусств Украины.
Родилась в Бердянске. В 1982 году окончила Киевский государственный институт театрального искусства им. Карпенко-Карого, где преподает с 1991 года. Работает в Национальном русском драматическом театре им. Леси Украинки, участвовала в спектаклях Киевского театра «Сузір'я». С 1991 года снимается в кино: "Записки юного врача", "Леся Украинка", "Маруся Чурай", "Этот симпатичный бес", "Роксолана", "День рождения Буржуя", "Доярка из Хацапетовки" и т.д.
Народная артистка Украины, академик Национальной академии искусств Украины.
…и в мире
Джоэл Коэн (1954), американский кинорежиссер, сценарист, продюсер.
Старший из братьев Коэн (младший Итан), или как их называют друзья, «двухглавый режиссер». Братья Коэн постановили фильмы «Воспитывая Аризону» (очень смешная комедия, замечательная актерская игра 23-летнего Николаса Кейджа), «Бартон Финк» (приз МКФ в Канне, 1991), «Фарго» (приз МКФ в Канне, 1996; премии « Оскар», «Золотой глобус», 1997), «Большой Лебовски», «Человек, которого не было» (приз МКФ в Канне, 2001), «Брат, где ты?», «Старикам тут не место» (премии ВАFTA, «Оскар», 2008), «После прочтения сжечь», «Настоящее мужество», «Внутри Льюина Дэвиса» (приз МКФ в Канне, 2013), «Аве, Цезарь!». В общей сложности кинорежиссеры получили четыре премии «Оскар», две премии BAFTA, «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и более 70 наград ведущих кинематографических конкурсов и фестивалей. Фирменный стиль от братьев Коэн – это уважение к традициям и стандартам жанра, неожиданные сюжетные повороты, а также непревзойденный черный юмор и сарказм.