Все говорят о “метавселенной”. Что это такое? И какое будущее моды в ней?
Все говорят о “метавселенной”. Что это такое? И какое будущее моды в ней?

Все говорят о “метавселенной”. Что это такое? И какое будущее моды в ней?

Хотим мы того или нет, мир перемещается в метавселенную. Тех-футурист Кэти Хакл (также известная как "крестная мать" метавселенной) определяет термин как "слияние физической и цифровой жизни".

"Интернет вырвался из "прямоугольников" в наших руках, и теперь окружает нас повсюду", — объясняет она. Фактически, метавселенная состоит из социальных сетей, дополненной реальности, виртуальных магазинов, видеоигр и NFT. Все незнакомые слова придется выучить ради выживания в будущем.

 

Мы уже в будущем

Учеба в школе и в университете проходит онлайн, рабочие переговоры — в зуме, общение с друзьями сводится к инстаграму и мессенджерам. Одежда по последним трендам если кому и нужна, то только ради фотографий в соцсетях. Gucci это знают: модный дом уже создал пару кроссовок за $ 12 и платья за $ 2 000, носить которые можно только в “метавселенной”. У нас уже есть диджитал-макияж и аксессуары в виде масок дополненной реальности, которые легко сменить за секунду. Зачем покупать физические вещи, которые никто не увидит? На их место придет виртуальная одежа,  носить которую будет ваш аватар. Звучит безумно, но это уже происходит: вспомните виртуального инфлюэнсера Lil Miquela, которая записывает музыку и борется за права ЛГБТК+. Отсутствие физического тела вовсе не смущает ее 3 миллиона подписчиков в инстаграме.

 

Тренд: одежда, которой не существует в реальном мире

RTFKT Studios (произносится как артефакт) создали 620 виртуальных кроссовок с художником Fewocious, заработав $ 3,1 миллиона менее чем за пять минут. "Думаю, мы все были удивлены. Но по-настоящему здорово то, что мы — новый бренд, — говорит Бенуа Паготто, основатель RTFKT. — Мы полностью изменили правила игры, представление о том, как выпускают тот или иной дроп модного дома, или пару кроссовок".

Мода не вызывает у него восхищения. В своем диджитал-бренде он ссылается на аниме, фэнтези и видеоигры, а вовсе не на историю моды. И у него есть большие сомнения по поводу успеха "классических" модных брендов в метавселенной: "Это культура, которую они не понимают. В лучшем случае об этом позаботится команда инноваций... Но, честно говоря, я давно не видел инноваций от модных брендов".

Вирджил Абло хотел это исправить. До своей смерти в ноябре 2021 года основатель Off White и креативный директор мужской линейки Louis Vuitton планировал запустить диджитал-бренд. Он нанял Марка Болла — венчурного капиталиста и эксперта по метавселенной, который работает с Марком Цукербергом над перезапуском фейсбука. Марк считает, что метавселенная наступит уже через 5-10 лет. А Вирджил хотел подготовить к этим изменениям модную индустрию.

 

Время нанять директора по метавселенной?

Его инициативу поддержали другие дизайнеры. Burberry провели трансляцию показа на гейминг-платформе Twitch, Balenciaga выпустили диджитал-коллекцию одежды для игры Fortnite. Популярная в начале пандемии игра Animal Crossing объединила едва ли не все главные бренды современности: Jaquemus, Louis Vuitton, Marc Jacobs, Valentino и дальше по списку. Dolce & Gabbana продали 9 вещей из коллекции в формате NFT, заработав 1,885.719 Ethereum, что равняется примерно $6 миллионам.

“Время нанять директора по метавселенной?” — спрашивают Vogue Business, издание для профессионалов индустрии. Похоже, что некоторые издания уже это сделали: Vogue Сингапур создали диджитал-обложки в формате NFT, а совместное издание чешского и словацкого Vogue выбрали для Мэй Маск диджитал-платья.

 

Спасти планету

Платья для Мэй создали украинки Дарья Шаповалова и Наталья Моденова: их стартап DressX объединяет коллекции современных брендов и 3D-дизайнеров в диджитал-версии. Цифровая мода — один из способов минимизации негативного влияния индустрии на экологию.

“В DressX мы верим, что количество производимой сегодня одежды намного превышает потребности человечества, — рассказывает BURO. Дарья. — Мы разделяем красоту и эмоции, которые создает физическая мода, но считаем, что есть способы производить меньше, более этично, а иногда и вовсе заменить производство некоторой части одежды ее диджитализацией”.

Ежегодно фэшн-индустрия изготавливает более 100 миллиардов вещей, 3-5 миллиардов из которых попадают на свалку в течении 12 месяцев. В то же время, по словам Дарьи, виртуальная мода минимизирует выбросы СО2 на 97% и ликвидирует любые расходы на содержание и утилизацию одежды.

“Мы хотим модернизировать процесс так, чтобы инфлюэнсеры и те, кто покупают изделия лишь для фото или особого случая, переходили от fast fashion к более устойчивому потреблению. Конечно, такой формат не заменит “аналоговую” одежду полностью, но точно войдет в индустрию и станет ее неотъемлемой частью”, — объясняет Дарья.

Преимущество цифровой одежды еще и в том, что она выходит за рамки физических возможностей. "В этом красота цифровой моды, — говорит Норман Тан, главный редактор сингапурского Vogue. — Она не должна быть реалистичной, не должна подчиняться законам физики".

 

Как мода может использовать NFT?

Тан — большой энтузиаст NFT, явления, которое полностью изменило арт-рынок. Выпуск NFT для него — это отличный маркетинговый ход. Населения Сингапура составляет всего 5 миллионов человек, а выход на международный “цифровой” рынок умножает эту цифру в несколько раз. Так о Vogue узнает куда больше людей.

С каждым новым номером издание продолжает создавать NFT вместе с диджитал-художниками. А в 2022 году планируют нанять “редактора метавселенной”. "Он или она может быть создателем [NFT], писателем или коллекционером, — говорит Тан. — Этот человек станет связующим звеном и расскажет модным читателям о том, что актуально в этой вселенной".

Кэти Хакл считает, что для модных домов и глянцевых изданий метавселенная может стать прекрасным способом монетизации. Архивы из культовых коллекций или съемок имеют коллекционную ценность. Их можно продать как NFT, не жертвуя при этом оригиналом.

NFT-одежда может стать не только инвестицией (пример: цена корсетов Jean Paul Gaultier растет с каждым родом из-за их редкости), но и частью диджитал-гардероба. DressX уже создавали одежду в формате NFT, в том числе с Vogue Singapore.

Как ее носить? В режиме дополненной реальности. “Каждый из покупателей NFT от DressX или компаний-партнеров получает уникальный код, открывающий его эксклюзивный NFT в дополненной реальности приложения DressX для личного использования, создания контента и так далее, — объясняет Дарья Шаповалова. — Вскоре, DressX запустит собственный маркетплейс, где функция ‘надевания’ NFT на фото и видео станет доступной для всех владельцев NFT от DressX”.

Будущее уже наступило.

 

Смотрите также:

Все говорят об NFT. Как (и зачем) использовать блокчейн-технологии в моде.

10 наивных вопросов о том, как токены изменят нашу жизнь.

Забавы ради: Как модные бренды создают видеоигры (и зачем им это надо).

Tribute Brand продает за $699 рубашку, которой не существует.

nft
метавселенная
Джерело матеріала
Згадувані персони
loader
loader