Митрополит Андрей Шептицкий заложил его во Львове как частную коллекцию «Церковный музей» в феврале 1905 года. Директором музея стал историк и искусствовед Илларион Свенцицкий, проработавший в нем до 1952 года. Коллекция постоянно разрасталась, поэтому в 1911 году для его экспозиции митрополит приобрел Дворец Дуниковских XIX века по улице Драгоманова, 42. Музей был переименован в «Национальный музей. Юбилейный научный фонд галицкого митрополита Андрея Шептицкого». А уже 13 декабря 1913 торжественным актом музей был передан в дар украинскому народу, и в тот же день его двери открылись для посетителей. Сегодня Национальный музей во Львове им. Андрея Шептицкого хранит более ста тысяч артефактов украинского искусства и национальной культуры. Предметом особой гордости является самая большая и полная в Украине коллекция средневекового украинского сакрального искусства XII-XVIII веков. Это иконы, скульптура, рукописи и старопечатные издания, декоративная резьба, металлопластика, вышитые церковные ткани и т.д.
События дня
13 декабря 1917 Центральный Совет официально образовал Воздушный флот.
После ликвидации Российской империи в Украине остались довольно значительные в то время силы российской военной авиации – более 300 боевых самолетов Юго-Западного и Румынского фронтов и Черноморского флота и Эскадра воздушных кораблей – 16 тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец» (конструктор – Игорь Сикорский). Часть из них, более или менее исправная, и стала основой будущего Воздушного флота УНР. Первым командующим авиации был назначен подполковник Виктор Павленко. Ему удалось к январю 1918 г. сформировать военные подразделения из 188 самолетов 26 различных типов – как «трофейных» российских, так и специально закупленных во Франции и Германии. Интересно, что в ряды Воздушного флота УНР попросился и 13-й корпусный авиационный отряд, дислоцировавшийся далеко от Украины – в районе Двинска на Северном фронте. Правда, из-за своей удаленности от Украины окончательно войти в состав армии УНР он не смог. Наряду с боевыми операциями (ведение разведки, нанесение бомбоштурмовых ударов с целью поддержки наземных войск) не менее важной работой военно-воздушного флота УНР были курьерские полеты для связи с заграницей. Предполагалось даже создать целую сеть регулярных авиационных линий, которые бы соединили Украину с другими странами. В дальнейшем силы авиации УНР постепенно снижались и осенью 1920 года были сведены в единый авиаотряд – 1-й Запорожский, который насчитывал 3-5 самолетов. Но и это мизерное в количественном отношении подразделение активно участвовало в боевых действиях до последних боев в ноябре 1920 года.
В этот день родились
в Украине…
Николай Ярошенко (1846 –1898), художник-передвижник.
Родился в Полтаве. Окончил Полтавский кадетский корпус, 1-ю Санкт-Петербургскую военную гимназию и Михайловскую артиллерийскую академию. В 1870 году военный инженер, штабс-капитан Николай Ярошенко назначен на Петербургский патронный завод, где он проработал более двадцати лет и вышел в отставку в звании генерал-майора.
Параллельно с военным образованием овладел профессией художника – в мастерской Адриана Волкова, вечерней школе рисования Общества поощрения художников, на вечерних классах Петербургской Академии Искусств. Его учителем и идейным руководителем был Иван Крамский. Николай Ярошенко часто приезжал в Украину, в частности, в последние годы жизни – на Полтавщину и Черниговщину. За свою творческую жизнь создал более 400 полотен и 1000 рисунков. В частности, написал галерею портретов выдающихся людей культуры, среди которых Николай Ге, Владимир Короленко, Владимир Соловьев. Самые известные произведения художника – «Кочегар», «Узник», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны». Произведения на украинские темы: «Калеки под Киевом», «Нищие из Киево-Печерской Лавры», «На качелях», «Всюду жизнь» и т.д.
Николай Садовский (наст. Тобилевич; 1856-1933), украинский актер и режиссер, один из корифеев украинского театра.
В истории украинской культуры трудно найти семью, которая дала бы одновременно такое созвездие талантов, как скромная хуторская семья Тобилевичей. Четверо из шести детей Тобилевичей связали свою жизнь с украинским театром: драматург и актер Иван Карпенко-Карий, актеры Николай Садовский и Опанас Саксаганский, их сестра, известная актриса Мария Садовская-Барилотти. Самым деятельным среди Тобилевичей был Николай Садовский. Он родился в с. Каменно-Косоватом на Херсонщине. Отец Карп Адамович происходил из обнищавших дворян, служил приказчиком в помещичьих имениях. Мать Евдокия Зиновьевна была крепостной, которую выкупил из неволи Карп Тобилевич. У не было чудесное лирическое сопрано, и дети многие песни слышали именно в ее исполнении. «Университеты» начались для Николая в 1864 году с Бобринецкой уездной школы, затем были гимназия в Херсоне, Елисаветградское реальное училище. С Бобринца берет начало дружбы с Марком Кропивницким, который часто заходил в семью Ивана Карпенко-Карого, где жил и Николай Садовский. Они втроем образовывали музыкальное трио, где Николай играл на виолончели. В 1877 году началась война с Турцией, и Николай ушел добровольцем на фронт. Участвовал в обороне Шипки, дошел до Константинополя, был награжден Георгиевским крестом. С войны вернулся унтер-офицером. Без театра Садовский жить не мог, поэтому организовал при офицерском собрании драматический кружок, где и встретился с супругой артиллериста Марией Адасовской-Хлыстовой, позже взявшей себе сценическую фамилию Заньковецкая. С того времени началась история их сотрудничества, а также любви – страстной, порой драматичной. Николай Садовский любил «скакать в гречку». Потом следовали сцены, слезы, ссоры, увещевания. Так было много раз, пока оба окончательно не поняли, что лучше жить врозь.
В 1882 году Кропивницкий создал свою труппу, актером которой был Садовский, а годом позже Садовский становится директором, а Кропивницкий – главным режиссером. В украинском репертуаре Садовский дебютировал в роли Николая в «Наталке Полтавке». В целом же украинскому театру Николай Садовский отдал сорок лет жизни, сыграв за это время несколько ролей. Пришлось странствовать от Балтики до Каспия, от Варшавы и за Урал. В 1905 году Садовский возглавляет театр в Галичине, а в 1907-м создает в Киеве постоянный украинский театр, просуществовавший 14 лет. В 1921-1923 годах Садовский жил за границей в Праге, куда эмигрировал вместе с армией Петлюры. Только благодаря ходатайству Гната Юры и Алексея Ватули ему удалось получить разрешение на возвращение в Украину. В 73 года он снялся в фильме «Последний лоцман» (1929). Снимался без дублера, хотя нужно было нырять в холодные днепровские волны…
Оценивая актерскую деятельность Садовского, Людмила Старицкая-Черняховская писала: «Как артист Садовский – глубоко национальный украинский талант. Красота его – народность его. Каждый художник имеет свой колорит, и этот колорит придает известную красоту и оригинальность его произведению. Такой колоритный артист и Садовский. По силе драматической передачи психологии человека, по колоритности игры он имеет мало себе равных среди российских артистов. Это чисто украинский национальный театр.
Николай Леонтович (1877-1921), композитор, хоровой дирижер, музыкально-общественный деятель, педагог, собиратель украинского фольклора.
Автор знаменитых обработок классических произведений для хора, украинских народных песен (более 150, в т.ч. знаменитого «Щедрика»), оперы «На русалчин великдень» (ее закончил, отредактировал и оркестровал Мирослав Скорик).
Родился Николай Леонтович на Подолье, в селе Монастырок. Его отец был священником, человеком образованным, музыкальным. Мать хорошо пела. В семье Леонтовичей всегда звучала музыка. Однако родители готовили Николая в священники. После окончания Шаргородской бурсы он учится в Каменец-Подольской духовной семинарии. Не имея возможности учиться в специальном музыкальном заведении, он занимается самообразованием (штудирует музыкальные учебники, овладевает игрой на скрипке, фортепиано), знакомится с произведениями мировой музыкальной классики. С 1898 г., после окончания семинарии, он работает учителем сельской школы в Чукове, где организует хор, оркестр, привлекая туда учеников. На свои средства покупает инструменты. Именно тогда Леонтович составил свой «Первый сборник песен с Подолья» и работал над «Вторым сборником песен с Подолья», ставшим первым его изданием, которое было напечатано. В свободные от работы летние месяцы 1903-1904 гг. занимается в учебных классах Петербургской придворной певческой капеллы, являвшейся настоящим центром музыкально-хорового искусства. Осенью 1904 года Леонтович стал преподавателем пения в школе на станции Гришино Донецкой области. Там он основал хор, с которым выступал в разных городах и селах этого края. Впоследствии Леонтович переезжает в Тульчин, где также учительствует, занимается хоровым делом, композицией. С 1918 г. композитор в Киеве. Его приглашают преподавателем хорового дела в Киевский музыкально драматический институт имени Лысенко. Вместе с Григорием Веревкой, известным дирижером, он работает в народной консерватории, которая ставила своей целью музыкальное воспитание народа.
Жизнь композитора трагически оборвалась в ночь с 22 на 23 января 1921 года. Николай Дмитриевич заехал в село Марковцы, чтобы навестить своего отца, служившего там священником. И именно в родительском доме его на рассвете застрелил неизвестный, которого пустили переночевать в дом. Николаю Дмитриевичу Леонтовичу было 44 года.
Больше о жизни и гибели Николая Леонтовича: https://chas.news/past/kulya-proti-not-yak-chekist-zastreliv-avtora-schedrika
Николай Хвылевой (Николай Фитилев; 1893-1933), писатель, ведущий деятель украинского возрождения 20-х годов ХХ века, один из оппонентов Москвы.
Автор острополемических памфлетов «Камо грядеши», «Думки проти течії», «Україна чи Малоросія?»; рассказов, новелл, стихов. Николай Хвылевой – один из основателей художественной элитарной организации украинских писателей ВАПЛИТЕ, где было сосредоточено большинство талантливых в то время художников. Успех к Хвылевому пришел после выхода в свет прозаического сборника «Синие этюды» (1923), который стилистически и тематически положил начало новому современному течению в украинской литературе. Он был популярнейшим украинским советским прозаиком своего времени. Академик Александр Иванович Белецкий назвал Хвылевого «основателем настоящей новой украинской прозы». Московских идеологов, призывавших «ходить строем и петь хором», чрезвычайно беспокоила и раздражала деятельность Николая Хвылевого, ведь он четко сформулировал ключевые «болевые точки» взаимоотношений со «старшим братом» – во-первых, никакого «старшего брата» он не признавал, выступая за равноправные отношения между государствами во всех областях; во-вторых, по его мнению, украинское искусство должно было приобщаться к мировому, в первую очередь западноевропейскому искусству, а еще Россия должна была прекратить гегемонию в Украине, отойдя в свои этнографические границы, ведь так же, как Россия самостоятельное государство, самостоятельна и Украина. . Кремль боялся, что опасные лозунги «Прочь от Москвы» и «курс на Европу» распространятся и на другие советские республики, поэтому начал на Хвылевого настоящую охоту. Писатель покончил жизнь самоубийством 13 мая 1933 года. На момент смерти ему было всего 39 лет. Можно сказать, что это было демонстративное и протестное самоубийство – жизнелюб, влюбленный в человека и художественное слово, он не мог дальше жить в идеологическом духе московского тоталитаризма.
Читать больше: https://www.istpravda.com.ua/research/5191e0c066718/