Недавнее интервью британского режиссера Ридли Скотта российскому кинокритику Антону Долину превратилось в сенсацию из-за того, что Скотт послал Долина на три веселых буквы. И хоть вскоре выяснилось, что скандал высосан из пальца, эта история стала хорошим поводом поговорить о легендарном мастере кино.
STORYBOOM! рассказывает о культовом британском режиссере и продюсере сэре Ридли Скотте, который недавно доказал, что у старой гвардии есть еще «порох в пороховницах». Путь Ридли Скотта к признанию не был простым. 15 лет он упорно шел к своей цели и, как оказалось, не зря. В 40 лет Ридли Скотт дебютировал со своей первой полнометражной кинолентой «Дуэлянты», за которую получил приз Каннского фестиваля.
А потом наступила эра потрясающих фильмов, среди которых такие мощнейшие работы, как «Чужой», «Бегущий по лезвию», «Гладиатор», «Белый шквал», «Черный ястреб» и другие. В 2021 году состоялись премьеры двух его новых кинодрам – исторической «Последней дуэли» и биографического «Дома Gucci». Второй фильм, вышедший в ноябре, стал 29-ой по счету режиссерской работой Ридли Скотта. А еще в его портфолио – около шести десятков телефильмов и сериалов и более 2500 рекламных проектов.
В детстве плохо учился, но очень любил рисовать
Ридли Скотт в детстве с семьей
Ридли Скотт родился в 1937 году в портовом городе Саут-Шилдс, расположенном в северо-восточной части Англии. Ранние детские годы мальчик с семьей провел в бесконечных переездах по Европе, так как его отца Фрэнсиса Перси Скотта, военного инженера, часто командировали по службе в другие регионы Англии, а потом, когда началась Вторая мировая война, и в Германию.
После войны семья Скоттов обосновалась в Тиссайде, где скромный и застенчивый малыш Ридли пошел в школу. Учеба давалась ему с трудом, а единственным заинтересовавшим мальчика занятием стало рисование. Все свое свободное время маленький Ридли рисовал. Талант заметил учитель рисования и после окончания средней школы помог ему поступить в колледж искусств в Хартлпуле.
Будущий режиссер успешно закончил местный колледж, получил специальность «дизайнер» и продолжил учебу в Королевском колледже искусств в Лондоне.
Читайте также: Смерть в кадре: 10 фильмов, участники которых погибли во время съемок
Первые шаги к режиссерской карьере
Кадр из фильма «Парень и велосипед» с Тони Скоттом в главной роли, 1965 год
Жизнь в столице принесла Ридли Скотту новые впечатления и интересы, главным из которых стало серьезное увлечение кинематографом. Молодой человек превратился в заядлого киномана. Его покорили фильмы режиссеров Акиры Куросавы и Ингмара Бергмана. Вдохновившись их работами, 23-летний Ридли Скотт задумал снять свою первую киноленту «Парень и велосипед».
Это была короткометражка, сценарий к которой он написал сам. Согласно сюжету, главный герой – подросток, катаясь на велосипеде по городу, раздумывает о жизни. Для реализации своей творческой идеи Ридли арендовал в колледже кинокамеру, которую надо было вернуть уже через полтора месяца.
Над подбором актеров он долго не раздумывал: в главной роли решил снять своего 16-летнего младшего брата Тони, а во второстепенной – отца. Этот фильм стал своеобразной точкой отсчета будущей режиссерской карьеры Скотта.
Работа на телевидении и в рекламе
Работа над рекламой хлеба Hovis, 1973 год
Продолжая осваивать профессию дизайнера в Королевском колледже, Ридли Скотт уже не представлял своей жизни без кино. Но эта сфера еще долго оставалась лишь мечтой. Его дебют в качестве художника-постановщика состоялся на телеканале BBC. Молодой человек продолжил там работать и после окончания в 1962 году учебы в колледже. В 1965 году здесь же на BBC ему предложили место режиссера в нескольких шоу и сериалах.
Но работать с актерами оказалось не так-то просто: сказывались отсутствие опыта и профессионального образования. Ридли не умел руководить командой. Ему помог справиться с проблемами актер Иэн Хендри, который посоветовал начинающему режиссеру быть более напористым и не бояться принимать решения.
Режиссерская деятельность на телеканале BBC Ридли Скотту нравилась, но вот зарплата оставляла желать лучшего. В год он зарабатывал 1100 фунтов. Намного больший доход ему приносили съемки рекламных роликов, за которые он имел 13000 в год. Взвесив все «за» и «против», в 1968 году режиссер решил уйти с телевидения и заняться чисто рекламой.
Для этого он создал свою компанию Ridley Scott Associates (RSA Films), сделав своего брата Тони компаньоном. Рискованная затея оказалась весьма успешной: совсем скоро RSA Films стала самой популярной в Великобритании. Среди знаменитых работ Ридли Скотта – реклама хлеба Hovis, парфюма Chanel №5, пивного бренда Guinness.
Компания братьев Скотт процветала, заказы лились рекой. В 70-е Ридли Скотт создавал по полторы сотни рекламных роликов за год, но он не переставал мечтать о съемках собственного полнометражного кинофильма.
Режиссерский дебют в кино
Кит Кэрредин, Харви Кейтель и Ридли Скотт на съемках фильма «Дуэлянты», 1977 год
Ридли Скотту долго не удавалось найти историю с интересным сюжетом. Но однажды в руки ему попался сценарий исторической ленты «Дуэлянты», созданный Джералдом Воэн-Хьюзом по повести «Дуэль» Джозефа Конрада. В центре повествования – два офицера наполеоновской эпохи, враждующие друг с другом. Режиссер был в восторге от этой истории и не задумываясь выложил за сценарий кругленькую сумму из собственного кармана.
Дальше надо было найти деньги на съемки фильма. В поисках продюсера Скотт отправился в Америку, но желающих связываться с режиссером-новичком оказалось немного. Согласился ему помочь лишь британский кинопродюсер Дэвид Паттнэм. Он показал сценарий в компании Paramount, где, к большой радости Ридли Скотта, согласились выделить на фильм 800 000 долларов.
Однако у американской студии было условие: режиссеру надо снять в своем фильме актеров Харви Кейтеля и Кита Кэррадайна. Скотт дал согласие и вскоре начал работать над своим дебютным полнометражным фильмом.
Билет в большое кино
Кадр из фильма «Дуэлянты», 1977 год
Для съемок «Дуэлянтов» режиссер выбрал Францию. Неприятная погода с туманами, дождями и слякотью только порадовала Скотта: он был уверен, что такая атмосфера добавит фильму реалистичности.
Готовую картину Ридли повез на оценку в Paramount. Но оказалось, что боссы киностудии вообще забыли об этом проекте. Когда же они увидели фильм, то были поражены талантливой работой начинающего режиссера.
Картина «Дуэлянты» была представлена в 1977 году на Каннском кинофестивале и стала призером в категории «Лучший дебют». Первый полнометражный фильм, снятый 40-летним Ридли Скоттом, стал для режиссера пропуском в мир большого кино.
Эра научной фантастики
Ридли Скотт на съемках фильма «Чужой», 1979 год
Скотт планировал продолжить снимать исторические фильмы, но после просмотра «Звездных войн» понял, что красочные научно-фантастические проекты с массой спецэффектов намного интереснее зрителю, чем исторические драмы.
Искать сценарий для собственного фильма в этом жанре режиссеру не пришлось: компания Fox как раз предложила ему снять «Чужого», и он согласился. Интересно, что до Ридли Скотта от работы над этим проектом отказались шесть известных режиссеров.
Однако на реализацию масштабной картины нужны были огромные деньги. И Скотту удалось их «выбить»: студия выделила 11 млн. долларов вместо изначально планируемых 4,5 миллионов. Большую часть из этой суммы «съели» декорации и костюмы. Визуальное оформление фильмов для Ридли Скотта как дизайнера по образованию, было и остается одним из самых важных моментов.
Ридли Скотт и Сигурни Уивер на съемках «Чужого», 1979 год
Именно за счет продуманных декораций режиссеру удалось в «Чужом» максимально усилить зловещую атмосферу замкнутого пространства космического корабля.
Фильм «Чужой» вышел в 1979 году и стал лидером проката, собрав около 102 млн. долларов. После подобного фурора Скотт решил не переключаться на другие жанры и продолжить снимать научную фантастику.
Черная полоса
Ридли Скотт и Харрисон Форд на съемках фильма «Бегущий по лезвию», 1982 год
В 1981-м он создал «Бегущего по лезвию». Режиссер считал этот фильм самым личным и любимым, хотя дался он ему нелегко. Первый вариант, вышедший в прокат в 1982 году, Скотту не нравился из-за того, что он не смог смонтировать картину так, как планировал. Причиной стали разногласия с продюсерами, которые считали версию режиссера обреченной на коммерческий провал. В результате фильм вышел на экраны с хеппи-эндом, как и хотели продюсеры, и потерпел полное фиаско.
Репутацию киноленты Ридли Скотт восстановил в 1992 году, выпустив свою версию, а в 2007 вышел финальный вариант фильма, который теперь считается культовым.
Вообще выпуск режиссерских версий – обычная практика для Ридли Скотта. Большинство его фильмов имеют несколько версий или альтернативный конец.
Провал «Бегущего по лезвию» заставил Ридли Скотта вернуться к рекламе. Во время передышки от большого кино он снял свой самый успешный рекламный ролик для компании Apple. Сюжет его был создан по роману Джорджа Оруэлла «1984». Реклама первого персонального компьютера Macintosh появилась на экранах в 1984 году во время «Супербоула» в США.
Но режиссер не смог долго продержаться без кино и после съемок рекламы для Apple приступил к работе над сказочным фэнтези «Легенда». Он хотел создать что-то доброе и светлое после двух пессимистических картин, и чтобы в истории обязательно присутствовали волшебные существа единороги. Сценарист Уильям Юртсберг придумал сказку о любви принцессы и простолюдина. И да, там были единороги.
Ридли Скотт во время съемок фильма «Легенда», 1985 год
Съемки «Легенды» проходили в английской студии Pinewood. По задумке режиссера акцент в картине должен быть сделан на красоте и волшебстве окружающего мира.
Но на стадии постпроизводства начались очередные проблемы: продюсеры и тестовая группа не одобрили финальную 113-минутную версию монтажа. Киноленту беспощадно урезали и выпустили два варианта – 89-минутный для проката в США и 94-минутный для европейского проката. Обе версии не имели успеха ни у критиков, ни у зрителей.
Выход из придуманных миров и продюсерская деятельность
Ридли Скотт на съемках фильма «Тельма и Луиза», 1991 год
Устав от фантастики, Ридли Скотт решил снимать фильмы других жанров: триллеры, боевики, военные и исторические драмы. Вернуться в компанию успешных режиссеров Скотт смог благодаря своей криминальной комедии «Тельма и Луиза», вышедшей в 1991 году. В создании этого фильма он участвовал не только как режиссер, но еще как продюсер и исполнительный продюсер.
Ридли Скотт на съемках фильма «Белый шквал», 1996 год
Фильм был принят на «ура» и его успех убедил Ридли Скотта, что нужно самостоятельно продюсировать свои проекты.
В 1995 он создал компанию Scott Free Productions и опять взял в компаньоны своего брата Тони. Первыми кинофильмами, вышедшими под новым продюсерским брендом, стали военные драмы «Белый шквал» (1996) и «Солдат Джейн» (1997). Но, несмотря на высокие оценки публики и критиков, оба фильма собрали рекордно малые суммы.
Ридли Скотт и Деми Мур на съемках фильма «Солдат Джейн», 1997 год
В очередной раз преодолеть полосу неудач Ридли Скотту помогла историческая драма «Гладиатор» (2000 год), завоевавшая пять премий «Оскар». Режиссера настолько захватила история о Римской империи, что он согласился на съемки даже еще не читая сценария. Интуиция его не подвела: лента произвела фантастический фурор.
Рассел Кроу и Ридли Скотт на съемках фильма «Гладиатор», 2000 год
«Гладиатор» снимался с использованием инновационной компьютерной графики. Разработчики канадской компании CGI создали массовые сцены и многие декорации, а также с помощью компьютерных технологий дорисовали лицо Оливера Рида, после того как актер умер на съемках.
Энтони Хопкинс и Ридли Скотт на съемках фильма «Ганнибал», 2001 год
Не менее успешными, чем «Гладиатор» получились и следующие две картины — сиквел триллера «Молчание ягнят» «Ганнибал» и военная историческая драма «Черный ястреб», за которую Скотт в третий раз был номинирован на «Оскар».
Мировое признание и рыцарский титул
Ридли Скотт и Николас Кейдж на съемках фильма «Великолепная афера», 2003 год
В 2003 году Королева Елизавета II присвоила Ридли Скотту рыцарский титул за его вклад в киноискусство.
После выхода на экраны в этом же году «Великолепной аферы», Скотт занялся масштабной эпической историей «Царство небесное» о рыцарях-крестоносцах, работа над которой заняла 2 года.
Для создания эффекта грандиозности и реалистичности сцен массовых сражений режиссер использовал особый прием расстановки массовки, множество реальных локаций и компьютерную графику. По этому же принципу он снимал и батальные сцены в «Робин Гуде» (2010).
Орландо Блум и Ридли Скотт на съемках фильма «Царство небесное», 2005 год
В 2010 году Ридли Скотт стал лауреатом премии «Британия» за вклад в кинематограф. Ридли Скотту подвластны абсолютно любые жанры, начиная с фэнтези и заканчивая масштабным эпическими картинами. Он готов на самые рискованные эксперименты, но при одном условии: история должна быть интересна.
Метт Деймон и Ридли Скотт на съемках фильма «Марсианин», 2015 год
С 2010 по 2021 год режиссер снял еще 8 кинолент, среди которых такие бестселлеры, как «Прометей» (2012), «Исход: Цари и Боги» (2014), «Марсианин» (2015), «Все деньги мира» (2017) и другие.
Читайте также: Действительно страшно: ТОП-10 культовых фильмов ужасов
Несмотря на свой почтенный возраст (84 года), Ридли Скотт бросать кино и уходить на заслуженный отдых не планирует. Он полон новых идей, активно строит планы на свое творческое будущее и наверняка порадует публику еще не одним киношедевром.
Александр Климов