28 декабря 1895 г. в подвале «Гранд кафе» на бульваре Капуцинок в Париже состоялся первый публичный платный сеанс «синематографа», изобретенного братьями Люмьер.
Пионеры мирового кинопроизводства и кинорежиссуры братья Луи и Огюст Люмьеры представили зрителям несколько своих короткометражных фильмов. Со временем они официально признаны родоначальниками кино.
Первые фильмы были сняты с натуры: «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Разрушение стены» и др., а комическая сценка «Политый поливальщик» – первая постановочная комедия. Время проекции фильмов составляло всего 45-50 секунд. Отсутствие фабулы, звука, цвета, неустойчивость прыгающего изображения – все это не помешало зрителям получить настоящее потрясение. На первый в истории киносеанс, показанный публике за деньги, было продано 35 билетов по одному франку.
Примечательно, что всего через год, 2 декабря 1896 года в помещении Харьковского оперного театра украинский художник-фотограф Альфред Федецкий провел первый в Украине публичный киносеанс. Во время сеанса демонстрировалась первая украинская лента «Торжественный перенос чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков» (в Покровский монастырь). Показом французских фильмов начался первый киносеанс во Львове 13 сентября 1896 в Пассаже Гаусмана (ныне проезд Кривая Липа). К миру киноиллюзий Киев присоединился 14 декабря 1896 года. В этот день в театре Соловцова (ныне Театр русской драмы) состоялся пересмотр люмьеровских лент, которые имели чрезвычайный успех.
Первые игровые ленты в Украине появились в 1907 году, с 1909 начали выпускаться комедии, драмы, водевили из репертуара и в исполнении актеров украинских театров: "Шельменко-денщик", "Москаль-чаривник", "Ночь перед Рождеством". Существовали небольшие студии в Екатеринославе (Днепре), Одессе, Киеве.
Потом были по-настоящему «революционные» для украинского кино 20-е годы ХХ века, когда появились фильмы Довженко «Звенигора» (1928), «Арсенал» (1929), «Земля» (1930). С появлением звука украинский кинематограф получил новое дыхание. В 30-х годах Иван Кавалеридзе снимает «Колиевщину» (1933), «Прометея» (1935), «Наталку Полтавку» (1936), «Запорожца за Дунаем» (1937).
После Второй мировой войны, несмотря на жесткую цензуру и давление со стороны тоталитарного государства, на экраны кинотеатров выходят фильмы Леонида Осыки, Сергея Параджанова, Киры Муратовой, Юрия Ильенко и других выдающихся украинских кинорежиссеров, где до сих пор немеркнущим светом сияют звезды актерского таланта Леонида Быкова, Ларисы Кадочниковой и Ады Роговцевой, Богдана Ступки и Константина Степанкова.
В новейшее время, несмотря на все препятствия, наше кино продолжает не просто жить, но и набирать обороты мирового масштаба. Стоит вспомнить хотя бы фильмы Сергея Лозницы, Мирослава Слабошпицкого, Марины Вроды, Олеся Санина, Михаила Ильенко, Ахтема Сеитаблаева.
В этот день родились
в Украине…
Владимир Татлин (1885-1953), художник, скульптор, дизайнер, архитектор, родоначальник конструктивизма, один из лидеров мирового авангарда
Родился в Харькове. В 1896 году поступил в Харьковское реальное училище, где получил первые профессиональные навыки рисунка и живописи. Но окончив три класса училища, Владимир сбежал из дома, добрался до Одессы и устроился юнгой на торгово-пассажирский пароход. В сентябре 1902 г. поступил в Московское училище живописи, скульптуры и архитектуры, но вскоре был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». В конце концов, в 1910 году получил диплом художника в Пензенском художественном училище. Во время учебы состоялось знакомство с художниками и поэтами футуристического направления – братьями Давидом, Владимиром и Николаем Бурлюками, Михаилом Ларионовым, Велимиром Хлебниковым, Алексеем Крученым. Два года спустя 52 работы художника-конструктивиста – театральные эскизы, пейзажи, натюрморты, рисунки и акварели на морскую тему – были представлены на громкой выставке группы молодых художников «Ослиный хвост».
Среди увлечений модерниста Татлина – игра на бандуре и изготовление этого инструмента. В 1914 году Татлин в образе слепого бандуриста сопровождал кустарную выставку в Берлине. Он настолько поразил кайзера Германии Вильгельма II игрой на бандуре и исполнением казацких дум, что тот подарил ему свои золотые часы. Часы художник продал и отправился в Париж, где побывал в мастерской великого Пабло Пикассо.
В 1920-х годах Татлин отказался от формалистических изысканий и занялся проектированием вещей, необходимых в быту. В этой области он стал новатором, заложив своей деятельностью основу развития отечественной школы дизайнеров. Занимался художественным конструированием одежды, посуды, мебели. Он – автор памятника-башни Третьему Интернационалу (1919–1920) и летательному аппарату «Летатлин» (1929–1932). В 1925-1928 годах Владимир Татлин – профессор Киевского художественного института, возглавлял факультет ФОРТЕХ (формально-технических дисциплин). Кроме педагогической деятельности Владимир Татлин много работал в Харькове и Киеве как книжный график – иллюстрировал сборники стихов украинских поэтов-футуристов Николая Бажана, Михаила Семенко, Гео Шкурупия, киевский журнал «Кино».
Как сценограф и художник по костюмам Владимир Татлин принимал участие в постановке спектакля «По зорі» по одноименной пьесе украинского писателя В. Гжицкого, которая впервые была поставлена в 1924 году в Харьковском ТЮЗе и имела большой успех. Он также работал с Лесем Курбасом над спектаклем «Зангези», в котором выступил в трех ипостасях – как режиссер, художник-конструктор и исполнитель главной роли. Оформил спектакль «Гайдамаки» по поэме Тараса Шевченко. Был одним из основателей украинского детского театра.
Даниил Заболотный (1866–1929), микробиолог и эпидемиолог.
В 1919–1923 годах был ректором Одесского медицинского института, где организовал первую в мире кафедру эпидемиологии. Заболотный - также основатель Института микробиологии (1929 г.; ныне институт микробиологии и вирусологии им. Д.К.Заболотного). Ученый первым доказал, что носители смертоносных бацилл чумы – это грызуны. Благодаря этому открытию болезнь научились локализовать еще в зародыше, предотвращая масштабные эпидемии, а украинец Заболотный снискал славу победителя черной смерти или, как он в шутку говорил, чумогона. Не меньше была заслуга нашего земляка и в преодолении эпидемий холеры. Уже находясь на вершине славы, Заболотный не сторонился своего украинства и, как вспоминал его младший коллега Николай Стражеско, у профессора «из-под воротника расстегнутого сюртука всегда выглядывала украинская вышиванка». Известно, что академик Заболотный был одним из немногих протестующих против арестов Сергея Ефремова и Агатангела Крымского.
Иван Андрусяк (1968), поэт, детский писатель, прозаик, литературный критик, переводчик.
Родом с Ивано-Франковщины. Вошел в литературу в начале 1990-х как участник литературной группировки "Новая дегенерация". Критика считает его одним из главных поэтов поколения «девятидесятников». Выработал собственную узнаваемую поэтическую манеру, основанную на метафоризме. Проза Ивана Андрусяка характеризуется как густая символическая метафорика с активным использованием диалектов. В 2000-х годах активно выступал как литературный критик, анализируя в основном поэзию и отстаивая моральные принципы в литературе и разграничение «высокой письменности» и «попсы». В 2007 году повестью «Стефа и ее Чакалка» входит в детскую литературу, которая, наравне с поэзией, через несколько лет становится ведущей в творчестве писателя. Лауреат первой премии конкурса издательства «Смолоскип», литературных премий «Благовест», им. Бориса Нечерды, первой премии конкурса произведений для детей «Золотий Лелека», международной премии «Corona Carpatica», Корнейчуковской премии в номинации «Поэзия для детей», премии имени Леси Украинки.
…и в мире
Томас Вудро Вильсон (1856–1924), государственный деятель США. 28-й президент США в 1913-1921 годах, демократ.
Один из создателей Версальско-Вашингтонской системы. В его президентство США сделали новый шаг в развитии демократии, укрепили свои позиции на международной арене. В галерее американских президентов, как и Линкольн, Вудро Вильсон стоит чуть в стороне. Если все американские президенты, как правило, были выходцами из среды профессиональных политиков, юристов или ведущих экономических групп, то Вильсон принадлежал к университетско-академическому слою. Он родился в семье пресвитерианского пастора и преподавателя в Стоктоне, Виргиния. От отца унаследовал талант оратора и организатора. Окончил Принстонский университет. После этого начал заниматься адвокатской практикой в Атланте (штат Джорджия), но все более очевидным становилось что это не его призвание. Вильсона интересовала прежде всего политико-публицистическая деятельность. Именно поэтому он записывается на курс политических наук в университет Джона Гопкинса в Балтиморе, который уже тогда принадлежал ведущим американским вузам. Достаточно быстро он сделал себе имя, которое хорошо знали в академических кругах. В 1902 году Вильсон становится президентом Принстонского университета.
Казалось, что в 46 лет он достиг вершины своей жизни – в университете и вне его очень уважали, экономически он был обеспечен, жил в счастливом браке с женой Элен, с которой у него было три дочери. Но здесь начинается новый виток его карьеры и судьбы. В 1910 году Вильсон избирается губернатором штата Нью-Джерси. А 4 марта 1913 г. становится президентом США. Следует заметить, что Вильсон изначально был политиком ориентированным на внутреннюю политику США. «Было бы «иронией», если бы мне пришлось в дальнейшем заниматься внешней политикой», – заметил он однажды.
Однако очень большую часть своего президентства ему все же пришлось посвятить решению внешнеполитических задач, ведь стоять в стороне от событий Первой мировой войны было просто невозможно. Вильсон до последнего оттягивал участие США в войне. Лишь 6 апреля 1917 года США объявили войну Германии (практически при единодушной поддержке Конгресса). Второй срок его президентства был отмечен не только вступлением в войну, но и активными дипломатическими усилиями президента по мирному урегулированию, выраженными в 14 пунктах. Вильсон стал первым президентом США, посетившим с официальным визитом Европу, участвуя в работе Парижской мирной конференции. Предложения Вильсона были положены в основу Версальского договора (именно за «Версальский мир» Уилсон был удостоен Нобелевской премии мира 1919 года). Вильсон был одним из инициаторов создания Лиги Наций, однако Сенат США отказал во вступлении в эту организацию (впоследствии к идеям Вильсона вернется Рузвельт). В последние годы президентства Вудро Вильсона были омрачены тяжелой болезнью (его разбил паралич) и политическими неудачами.
Дензел Вашингтон (1954), американский киноактер.
Снимался в фильмах: «Слава», «Малкольм Икс», «Много шума из ничего», «Филадельфия», «Ураган», «Тренировочный день». В общей сложности на его счету 50 киноролей. За свои работы Вашингтон трижды отмечался "Золотыми глобусами" и дважды "Оскарами". Он второй актер афроамериканского происхождения, после Сидни Пуатье, получивший "Оскар" в категории лучший актер.