Как известно, начало украинскому книгопечатанию положил в 1574 году первопечатник Иван Федоров. Первыми центрами книгопечатания в Украине были Острог и Львов. Основателем типографии Киево-Печерской лавры (1615) был Елисей Плетенецкий. Главным помощником архимандрита в работе над «Часословом» стал Захария Копистенский. Именно он написал вторую, после Плетенецкого, предисловие к книге. Автором гравюр в «Часослове» стал Памво Беринда. Особенностью киевского «Часослова» являются помещенные в него песнопения Антонию и Феодосию Печерским, княгине Ольге, князю Владимиру, Борису и Глебу, митрополитам киевским Петру и Алексею. Печать книги позволяла, во-первых, стандартизировать уровень образования, во-вторых – сделать его более массовым явлением. 100 экземпляров для того времени, а именно таким тиражом вышел «Часослов», – это большая цифра, ведь книги были рукописными, и печать «Часослова» стала прорывом в просвещение и культуру. Он стал главной книгой для священнослужителей того времени. «Часослов» - также памятка истории украинского языка, в частности, религиозного стиля. Книга содержит тексты из Библии и Псалтири. Также есть исторические свидетельства того, что «Часослов» долгое время выполнял функции учебника. Экземпляр «Часослова», как и многих других украинских старопечатных изданий и других памятников, хранится в фондах Российской государственной библиотеки в Москве.
В этот день в 1829 году в селе Сокиринцы на Черниговщине было завершено строительство уникального дворцово-паркового комплекса - имения Галаганов.
В 1717 гетман Иван Скоропадский отдал село Сокиринцы прилуцкому полковнику Игнату Галагану, и с тех пор Сокиринцами владел род Галаганов. Строительство имения началось в 1825 году, когда этими землями владел Павел Григорьевич Галаган. Спроектировал величественный каменный дворец на 60 комнат в стиле ампир с высоким декоративным куполом архитектор Павел Дубровский. В то же время садовник-австриец Бистерфельд разбил вокруг дворца большой ландшафтный парк с беседками, церковью и часовней, плотиной и двумя мостами. Во дворце была большая художественная галерея (она стала основой Черниговского художественного музея), уникальная ценная коллекция посуды и оружия. Здесь выступали крепостной театр и хор. Поэтому Сокиринцы когда-то называли «украинским Парнасом». Сокиринский парк создавался постепенно, с 1793 по 1835 год, преимущественно местными знатоками паркового строительства. Его территория – 40 га. Прекрасный старинный дворец и английский ландшафтный парк с озерами, парковыми сооружениями и скульптурами - настоящий памятник садово-паркового искусства прошлого, жемчужина архитектурно-ландшафтного наследия Украины.
В 1845 году имение Григория Галагана в Сокиринцах посетил Тарас Шевченко. С владельцем имения поэт был знаком по Петербургу, подарил ему с дарственной надписью отдельное издание поэмы «Тризна». Впечатление о пребывании в Сокиринцах отражено в повести «Музыкант». В Сокиринцах сохранился явор Шевченко, где, по местным преданиям, любил отдыхать поэт. Здесь же долгое время жил и умер один из самых известных украинских кобзарей – Остап Вересай (1803-1890). Там находится его могила.
События дня
В 1930 году в Праге при украинском высшем педагогическом институте им. Драгоманова основано Украинское педагогическое общество.
Организатор и глава Общества – украинский общественный деятель, педагог и библиолог, профессор Степан Сирополко. Украинское педагогическое общество глубоко изучало теоретические и практические основы педагогики на украинских землях за рубежом, плодотворно сотрудничало с педагогическими и культурно-просветительскими организациями Закарпатья, Галичины, Буковины, Канады, способствовало трудоустройству украинских педагогов из Чехии в закарпатские учебные заведения. Общество начало заниматься тем, чтобы в чешских и словацких школьных учебниках появились сведения об украинской истории, культуре, традициях. Однако с началом Второй мировой войны, в 1939 году, УПО было ликвидировано.
В этот день родились
в Украине…
Святослав Гординский (1906-1993), художник, график, искусствовед, поэт, переводчик, редактор и журналист.
Ирма Витовская (настоящее имя Ирина, 1974), актриса театра и кино, продюсер, общественная деятельница.
Родилась в Ивано-Франковске. Окончила Львовский государственный музыкальный институт по специальности актриса драматического театра. С 1998 г. служит в Молодом театре (Киев). Параллельно снимается в кино (чаще всего – у режиссеров Олеся Янчука, Александра Березаня, Александра Даруги, Анатолия Матешко, Игоря Забары, Антонио Лукича). На телевидении работала на канале ICTV в проектах «Народная звезда», «Брачные игры», на канале «Украина» – в вокальном шоу «Народная звезда», на «1+1» – в шоу «Маленькие гиганты». Ирма Витовская – двукратный лауреат национальной кинопремии «Золота дзига» (2019, 2020), лучшая актриса национальной премии от кинокритиков «Киноколо» – за главные роли в фильмах «Брама» (2018 год) и «Мои мысли тихие» (2019 год) обладательница двух национальных премий "Телетриумф", обладательница "Золотого Дюка" на Одесском международном кинофестивале 2019 года. Ирма Витовская стала первой лауреаткой Премии Women in Arts от HeForShe в категории "Театр и кино", созданной ООН и Украинским институтом. 2020 получила премию «Киев» им. И. Миколайчука за весомый вклад в развитие украинского киноискусства. Лауреат национальной премии «Благотворительная Украина» за проект-спектакль «Оскар и розовая дама» (режиссер Р. Держипольский), где исполнила главную роль. Одновременно была инициатором и креативной продюсером этого проекта по развитию системы детской паллиативной помощи в Украине. Театральная постановка получила Гран-при "Киевская Пектораль" (2016 год). Ирма Витовская поддерживала Оранжевую Революцию, была активисткой «Языкового Майдана» и «Революции Достоинства». После российской вооруженной агрессии против Украины отказалась от сотрудничества с российскими кинопроизводителями.
…и в мире
Редьярд Киплинг (1865–1936), английский поэт и прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1907) «за большую фантазию и зрелость идей». Автор романа «Свет погас», поэтических сборников «Песни казармы», «Семь морей», «Пять наций» и т.д.
Украинцам более известен как создатель детских сказок о Маугли, любопытном слоненке, гуляющей самой по себе Кошке, об отважном мангусте Рики-Тикки-Тави и многих других. Аргентинец Хорхе Луис Борхес писал: «Творчество Киплинга – его стихи и проза – намного сложнее мысли, которую они отстаивают. Наряду с «Плохим концом», «Садовником» даже лучшие рассказы Мопассана – скажем, «Пышка», или «Мадемуазель Фифи» – кажутся детскими каракулями. Второстепенные обстоятельства – то, что Киплинг написал несколько книг для детей, а в литературе предпочитал недосказанность – заслоняют эту истину… Прежде всего, он был мастером. Мастером изобретательным, потаенным и недовольным, как Джеймс Джойс или Малларме. Ничего равного пристрастия к слову в его пестрой жизни не было».
Пол Боулз (1910-1999), американский писатель-нонконформист (хотя некоторые критики называют его единственным американским экзистенциалистом), композитор.
Пола Боулза знают, прежде всего, по фильму Бернардо Бертолуччи «Под покровом небес» (1990; один из шедевров итальянского кинорежиссера), снятого по одноименному роману писателя. После выхода фильма на широкий экран роман стал мировым бестселлером. Пол Боулз – любимец нью-йоркского художественного истеблишмента, критиков, поэтов-битников и рок-звезд. Принадлежит к легендарному литературному поколению – его современниками и друзьями были Гертруда Стайн, Трумэн Капоте, Теннеси Уильямс, Гор Видал, а затем и писатели-битники – Гинзберг, Берроуз, Керуак. Около 60 лет Боулз прожил в марокканском Танжере. Следует заметить, что в 50-х годах прошлого века Марокко (особенно Танжер) было своеобразным культовым местом для европейской и американской творческой богемы.
Творческую карьеру Пол Боулз начинал с писания «автоматических стихотворений», но после того, как Гертруда Стайн их забраковала, перешел исключительно на прозу. Помимо романа «Под покровом небес», признанного экспертами «Тайм» одним из лучших романов ХХ века, Боулз является автором романов «Вверху над миром», «Дом паука», сборников рассказов, мемуаров. Кроме родного английского, Боулз прекрасно владел французским и арабским. Он стал первым европейцем, собравшим коллекцию устных рассказов курильщиков гашиша, многовековой марокканской традиции так называемых «историй кайфа».
Что касается музыки, то Пол Боулз был учеником композитора Арона Копланда. У него была прекрасная возможность сделать успешную музыкальную карьеру, но отказался от этого в пользу литературы и аскетического затворничества в Северной Африке. Пол Боулз ко всему еще был фотографом – вышло несколько альбомов его марокканских фотографий. Проза Боулза бесстрастна и отстранена, иногда ее называют магической, но подразумевают совершенно противоположное тому, когда говорят о «магическом реализме» Маркеса. Кто не хочет читать роман, может посмотреть замечательный фильм Бертолуччи, где главные герои – три человека и пустыня. И пустыня – главный протагонист, выходит победителем в этом бескомпромиссном противостоянии. Кстати, в начале и конце фильма можно увидеть и самого автора – 80-летнего Пола Боулза.
Патти Смит (1946), легендарная американская поэтесса и певица, которую называют «крестной мамой» панк-рока – именно ее группа в начале 70-х стала предтечей панк-революции, не дав таким образом слушателям утонуть в море (скорее, болоте) сладкоголосой попсы. .
Помимо нескольких десятков поэтических книг, Патти Смит издала две книги очень интересной прозы. Первая из них – мемуары «Просто дети», где речь идет о ее отношениях с выдающимся фотографом Робертом Мепплторпом, давно стала бестселлером. Вторая – «Поезд М» – причудливое сплетение отрывков воспоминаний, были, сюрреалистических рассказов и фантазий. Где действительность, а где вымысел – отличить крайне трудно, а то и вовсе невозможно. Несмотря на солидный возраст, Патти остается собой – большим ребенком, непосредственным, чистосердечным, готовым удивляться и вдохновляться от чего угодно.