Картина очень точно передает то безумие и отчаяние, с которым ежедневно сталкиваются ученые-климатологи на протяжении многих лет.
Под Рождество мир увидел новый шедевр от Netflix - на этот раз не сериал, а фильм Не смотрите наверх. С момента выхода ленты обсуждения не утихают: сюжет действительно прекрасно отображает современную действительность. Корреспондент.net приводит мнение ученого, который, по его же словам, "видит это безумие каждый день".
Было бы смешно, если бы не было так грустно
"Не смотрите наверх - сатира. Но, оценивая этот фильм как ученый-климатолог, делающий все возможное, чтобы разбудить людей и не допустить разрушения планеты, могу сказать, что это также самый точный фильм об ужасающем отсутствии реакции общества на климатические изменения, который я когда-либо видел", - пишет в своей статье для The Guardian Питер Калмус, ученый-климатолог, автор книги Being the Change: Live Well and Spark a Climate Revolution.
В фильме режиссера Адама Маккея и писателя Дэвида Сироты рассказывается история студентки-астронома Кейт Дибиаски (актриса Дженнифер Лоуренс) и ее научного руководителя, доктора Рэндалла Минди (Леонардо Ди Каприо), которые открыли комету - "убийцу планет". Она должны достичь Земли чуть более чем через шесть месяцев - вероятность столкновения составляет 99,7%.
Ученые, по сути, остаются с этим знанием один на один, поскольку общество полностью их игнорирует. "Паника и отчаяние, которые они переживают, отражают панику и отчаяние, которые испытывают многие ученые-климатологи", - пишет Калмус.
В одной из сцен Минди задыхается в ванной, в другой Диабаски, выступая в прямом эфире на национальном канале, кричит: "Мы недостаточно понятно объясняем? Мы все на 100% точно умрем!"
"Мне хорошо это знакомо. Вот что значит быть сегодня ученым-климатологом", - говорит Калмус.
Два астронома получают 20-минутную аудиенцию с президентом (Мерил Стрип), которая рада слышать, что вероятность столкновения технически не является стопроцентной. Ставя предвыборную стратегию выше судьбы планеты, она решает "помалкивать и размышлять". В отчаянии ученые отправляются на утреннее шоу, но телеведущие не обращают внимания на их предупреждение (расставание двух звезд шоу-бизнеса интересует их намного больше).
Тем временем неизбежное столкновение подтвердили ученые со всего мира. После некоторых политических событий президент все же инициировала миссию, чтобы сбить комету, но в последний момент передумала. Миллиардер-спонсор (Марк Райланс) убедил ее, что сможет использовать свои технологии и безопасно посадить комету, чтобы извлечь из нее драгоценные металлы. Заголовок на обложке спортивного журнала гласит: "Конец близок. Будет ли Суперкубок?"
Фильм не о комете
"Но фильм не о том, как человечество отреагирует на комету-убийцу. Фильм о том, как человечество уже сейчас реагирует на изменение климата, убивающее планету, - пишет ученый. - Мы живем в обществе, где, несмотря на такую очевидную, существующую и усугубляющуюся опасность, больше половины членов Конгресса - республиканцев по-прежнему считают изменение климата розыгрышем, а многие хотят заблокировать предлагаемые действия. В обществе, где официальная платформа Демократической партии до сих пор сохраняет огромные субсидии для отрасли ископаемого топлива, где президент дает обещание, что "ничего принципиально не изменится", а спикер палаты отвергает даже самый скромный климатический план как "зеленую мечту или что-то в этом роде".
Автор напоминает, что самая большая делегация на климатическом саммите COP26 в Глазго представляла отрасль ископаемого топлива, а Белый дом после саммита продал права на бурение огромного участка Мексиканского залива.
"Мировые лидеры заявляют, что климат представляет собой "экзистенциальную угрозу для человечества", и одновременно расширяют производство ископаемого топлива. Самые авторитетные газеты по-прежнему публикуют рекламу ископаемого топлива, а новости о климате обычно остаются в тени спортивных состязаний. Предприниматели продвигают невероятно рискованные технические решения, а миллиардеры продают абсурдистские фантазии о том, что человечество может просто перебраться на Марс", - негодует Калмус.
Осталось пять лет
После 15 лет работы над тем, чтобы донести до мира неотложность борьбы с изменением климата, ученый пришел к выводу, что "общественность в целом и мировые лидеры в частности недооценивают, насколько быстрым, серьезным и постоянным будет климатический и экологический кризис, если человечество не сможет мобилизоваться".
"Может быть, осталось всего пять лет, прежде чем человечество израсходует оставшийся "углеродный бюджет", позволяющий не превышать 1,5°C для глобального потепления при нынешних объемах выбросов, - я не уверен, что такой уровень нагревания будет совместим с цивилизацией, какой мы ее знаем. И может пройти всего пять лет, прежде чем тропические леса Амазонки и большой антарктический ледяной покров переживут необратимые перемены", - предупреждает климатолог.
Система Земли сейчас рушится с головокружительной скоростью, говорит ученый. И климатологи, по его словам, сталкиваются с еще более непреодолимой задачей коммуникации с общественностью, чем астрономы из Не смотрите наверх. Ведь разрушение климата длится десятилетия - молниеносно, если говорить о планете, но невероятно медленно для цикла новостей. К тому же оно не так очевидно, как комета в небе.
История, показанная в фильме, одновременно смешная и ужасающая, поскольку отражает правду о том, как живут каждый день климатологи и другие люди, которые понимают всю глубину климатической чрезвычайной ситуации.
"Я надеюсь, что этот фильм, в котором комично показано, как трудно нарушать общепринятые нормы, на самом деле поможет прорваться сквозь эти нормы в реальной жизни", - пишет Калмус.
Он также выразил надежду, что Голливуд научится рассказывать важные вещи о климате. По мнению ученого, вместо историй, создающих утешительную дистанцию от серьезной опасности, в которой мы находимся, человечеству нужны истории, подчеркивающие абсурдность ситуации, когда при полном понимании происходящего общество бездействует.
"Нам также нужны истории, показывающие, что человечество рационально реагирует на кризис, - пишет Калмус. - Отсутствие технологий - это не то, что препятствует действию. Вместо этого человечеству необходимо прямо противостоять индустрии ископаемого топлива, признать, что нам нужно потреблять меньше энергии, и переключиться на полноценный аварийный режим".
"Чувство солидарности и облегчения, которое мы испытаем, когда это произойдет - если произойдет, - изменит правила игры для нашего вида. Больше фактов вряд ли сможет подтолкнуть к этому социокультурному переломному моменту, а вот больше хороших историй - может", - резюмирует автор.