/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2Fbbda0fdca6f92fd3512823aadd2c2363.png)
"Должен 50 тыс. грн по кредитам, которых не брал": украинец заявил о взломе "Дія" и BankID
В ГП "Дія" и Минцифры заявили, что украсть документы и оформить кредиты с помощью приложения невозможно, а полиция отказалась от расследования.
Жительница Вышгорода Юлия Переведенцева обратилась к эксперту по кибербезопасности Константину Корсуну и заявила, что телефон ее сына Ростислава взломали и взяли на его имя несколько кредитов. Фокус попытался разобраться, что же произошло на самом деле.
Взломали смартфон, а потом "Дію": история Ростислава Переведенцева
Константин Корсун на своей странице в Facebook поделился рассказом Юлии Переведенцевой о том, как ее сын Ростислав случайно стал жертвой мошенников. Парень нажал на рекламу в социальной сети "ВКонтакте", после чего в ночь на 1 ноября 2021 года были взломаны его почта, Google-диск, аккаунт в "Приватбанке", мессенджеры Viber и Telegram. Кроме того, злоумышленники зарегистрировались от имени Ростислава на сайтах кредитных компаний, на сайте OLX и авторизовались в приложении "Дія". Об авторизации мошенников в госсервисе молодой человек узнал, получив уведомление о входе в "Дія" через BankID банка, в котором открыли счет на его имя без его ведома (в своем посте Корсун, ссылаясь на слова матери потерпевшего, указывает, что таких банков было два).
Константин Корсун предположил, что пользователь подхватил в соцсети так называемый "пэйлоад" (payload) вредоносное ПО (malware), которое распространяли, используя технологии социальной инженерии (социнженерия подразумевает психологическое манипулирование людьми, чтобы заставить их совершать определенные действия или выдать конфиденциальную информацию, — ред.).
"Случайно нажал на рекламу, пытаясь закрыть. Никакого ввода данных не потребовалось — просто начались внезапные регистрации в разных интернет-ресурсах наподобие OLX, так же были регистрации на некоторых сайтах микрозаймов (интернет-кредиты). Я пытался заблокировать свой номер, позвонил мобильному оператору "Киевстар", но они меня не слышали. То есть, злоумышленники как-то глушили, что ли, я без понятия, но меня было попросту не слышно", — рассказал Ростислав Переведенцев в телефонном разговоре с Фокусом.
Он добавил, что после взлома сменил телефонный номер, заблокировав старый, поменял пароли в электронной почте и мессенджерах, заблокировал аккаунт в "Приватбанке". Серьезные опасения вызвал взлом Google-диска, потому как там автоматически сохранились фотографии документов, которые парень раньше использовал для взятия кредитов в микрофинансовых организациях. Как утверждает Ростислав, он не знал о наличие этих файлов в "облаке", пока случайно туда не зашел, и сразу же их удалил, но у мошенников было время их украсть.
"Я считал, что этого будет достаточно, но, видимо, нет. Или до момента изменения данных они успели скопировать все, что им было необходимо", — поделился Ростислав. — "Кредитные компании в переписке сообщили, что была проведена процедура BankID для входа в мои личные кабинеты. 1 декабря 2021 года как-то подключились к моей "Дії", было уведомление о подключении нового устройства".
Вскоре после этого на имя Ростислава начали оформлять кредиты. По его словам, первым "звоночком" стало уведомление об отсоединении номера телефона от личного кабинета в МФО MyCredit — служба поддержки сообщила, что произошла автоматическая авторизация через BankID. На пользователя "повесили" четыре кредита примерно на 11 тысяч гривен, однако Ростислав узнал о них лишь в январе 2022-го, когда коллекторы начали требовать выплат – к тому моменту с учетом пеней и процентов общая сумма выросла почти до 50 тысяч гривен.
В CreditBox парню сообщили, что регистрация для оформления кредита была осуществлена через BankID "Мегабанка", с которым он никогда не сотрудничал. Ростислав решил проверить, не зарегистрировались ли мошенники под его именем в качестве клиента "Мегабанка", и в финучреждении ему сообщили, что он клиентом не является. Сотрудники банка сказали, что "не имеют никакого понятия", каким образом произошла авторизация. утверждает пострадавший.
Три МФО, — MyCredit, CreditBox, "Швидко Гроші", — посоветовали ему обратиться в киберполицию, чтобы данные внесли в Единый реестр досудебных решений, и сотрудники компаний смогли проверить ситуацию со своей стороны. Ростислав Переведенцев сообщил, что 14 декабря 2021 года обратился в киберполицию с заявлением о "взломе приложения Дія". Киберпол за неимением следственного отдела перенаправил документы в Вышгородское районное управление полиции, а там отказались регистрировать данные в ЕРДР ввиду отсутствия признаков преступления (см. документы ниже). По словам Ростислава, правоохранители мотивировали отказ тем, что он не понес материального ущерба. Сейчас парень отстаивает свою позицию при помощи адвоката.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F91898e13a7f168ee17d50e504a355f25.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F51d605177011987ba13d54d3c7ec9655.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F6aad37730d512ca8f4c1d4b1469590af.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F0045173088e28b3eacba78136f743af4.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F41b4da57a7182050055fc2197b621c5a.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2Fdafd0e7dcca0dd252e93a632e7778411.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2Fd6250a94102291d3bc731b0ac4889a76.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F266e3a8babbb874f5f2381b4821661de.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F9fe2800b0ffdb25d3bf3f924cfa27f3c.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F83a6b29165899d61a16952237eb9eb71.jpg)
"Я три дня ходил в полицию, пытаясь выловить своего следователя. На третий день я на него таки попал, и он сказал, что у них просто нет знаний, умений и инструментов для того, чтобы мне помочь, и криминальное дело по этому заявлению никто открывать не будет", — отметил Ростислав.
Комментарии экспертов и чиновников Минцифры по поводу возможного взлома "Дії"
"Если бы у парня был открыт счет в каком-то банке с соответствующим приложением в смартфоне, и в том же смартфоне было приложение МФО-шки, в которой он хотя бы раз брал кредит, а его телефон хакнули – то мошенники имели возможность оперировать только этими двумя приложениями, банковским и МФО-шным. Но каким-то странным образом воры открыли еще два счета в двух банках и взяли кредиты в четырех МФО-шках, у которых он раньше никогда ничего не занимал. Так как это возможно? Что здесь может быть общим знаменателем? Думаю, рабочая версия пока одна: "Дія", — предположил эксперт по кибербезопасности Константин Корсун.
Заместитель министра цифровой трансформации Алексей Выскуб в комментарии под постом Константина Корсуна заявил, что у Ростислава Переведенцева нет цифрового паспорта в "Діє". По его словам, именно это и является причиной невозможности проведения любых операций с банками, а с МФО, заявил он, государственный сервис уже год как не работает.
"Мы можем 100% сказать, например, что открытия счета черед "Дію" не было. В данном случае и не могло быть, потому что нет е-паспорта. Но кредит ведь есть. Он, скорее всего получен через МФО, а вот его детали может предоставить только киберпол, а такие расследования быстро не проводятся", — написал Алексей Выскуб.
Начальник отдела разработки программного обеспечения ГП "Дія" Евгений Горбачов в комментарии предоставил следующую инструкцию по работе с приложением:
- Открыть и войти в приложение "Дія";
- Перейти в "Меню" (справа в нижнем углу);
- Перейти в раздел "Подключенные устройства";
- Найти нужную сессию по дате и времени;
- Нажать на эту сессию и открыть ее;
- Внизу есть графа "Запросы на копии цифровых документов" — отображается счетчик в виде кружочка с цифрой, которая обозначает сколько было операций в рамках сессии;
- Отсутствие счетчика означает, что документы через "Дію" не передавались;
- Если счетчик есть, то можно зайти в раздел "Запросы на копии цифровых документов", и узнать о них подробнее: когда, куда передавались документы и была ли попытка успешной — в этом случае появляется надпись "Выполнено".
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F665f37794c17316141129b6c42344da2.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2Fd2b672bedde97af51592296a47a9786b.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F6d2f2df4a77d7fcd7177fbd837d36732.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F965fcac0ae8d667b359fda82c838ade1.jpg)
"Все операции фиксируются и становятся доступными пользователю. Нет способа, как можно пошерить документы через "Дію", не зафиксировав эту операцию в разделе "Подключенные устройства". Удалить операции оттуда невозможно, можно сделать только сессию неактивной, но вся история останется. Таким образом все чувствительные действия пользователя и упаси боже мошенника, четко фиксируются", — подчеркнул Евгений Горбачов.
Ростислав Переведенцев сообщил Фокусу, что у него в приложении отображается счетчик запросов документов на двух сессиях: 20 и 3 попытки соответственно. По всем попыткам был отказ. Как подчеркнул пользователь, после авторизации и оформления кредитов через "Мегабанк" данные об авторизации и передаче данных были удалены, а новое устройство пропало из списка подключенных.
"Писали, что авторизация сохраняется в данном случае, но нет. Я не знаю, или она по идее должна сохраняться, или она по истечению некоторого времени сама пропадает, но авторизация через "Мегабанк" и BankID просто пропала в один определенный момент", — прокомментировал Ростислав.
В одном из комментариев Евгений Горбачов подтвердил, что сессию из "Дії" можно удалить вместе с подключенным устройством:
"Cообщения приходят и мошеннику, однако мошенник не может удалить легитимное устройство, не удалив свое при этом. Удаляются всегда все сессии всех подключенных устройств и это сделано целенаправленно. То есть монополизировать контроль над аккаунтом мошенник не может".
Фокус запросил комментарии у киберполиции, "Мегабанка" и CreditBox. Следите за нашими новостями.
Ранее стало известно о "сливе" данных миллионов украинцев, якобы полученных из портала "Дія". Автор публикации на сайте RaidForums выставил их на продажу за $15 тысяч. предоставив фрагменты для ознакомления.

