Объем грузоперевозок по железным дорогам Украины за первые девять дней марта упал почти на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Примерно одинаковые темпы падения наблюдаются как во внутренних перевозках, так и экспортно-импортных, подсчитали аналитики ГМК-Центра.
Отмечается, что с начала боевых действий существенно изменилась структура перевозимых грузов.
За первые девять дней марта доля угля выросла с 18% до 29% за счет накопления запасов ТЭС. Удельный вес железной руды остался на прежнем уровне – около 30%, поскольку на данный момент это единственный массовый экспортный товар.
Экспорт черных металлов сократился с 8% в прошлом году до нуля сейчас, ведь все заводы переведены в режим простоя, отметили в ГМК-Центре.
Доля нефти и нефтепродуктов увеличилась до 7% при изменении источников и маршрутов поставок. Если раньше поставки шли из России и Белоруссии, то сейчас они идут из Польши и других стран Европы.
Железная дорога остается единственным способом доставки экспортных грузов иностранным получателям в условиях, когда Россия блокирует работу всех морских торговых портов Украины. В то же время пропускная способность железных дорог существенно ограничивает вывоз грузов. Нужно также учитывать, что значительные ресурсы Укрзализныци сейчас направлены на организацию эвакуационных рейсов для вывоза мирного населения из городов, охваченных боевыми действиями.
Руководство УЗ уже заявило, что работает над увеличением пропускной способности западных железнодорожных пограничных переходов со странами ЕС как минимум в два раза. Это должно помочь нарастить экспортные возможности Украины.