Apple не сможет быстро решить производственные проблемы в Китае
Apple не сможет быстро решить производственные проблемы в Китае

Apple не сможет быстро решить производственные проблемы в Китае

Китай даёт Apple всё больше поводов для беспокойства: производственные партнёры компании вынуждены снижать мощности из-за карантинных мер, а местный потребитель всё меньше интересуется её продукцией, предпочитая бюджетный сегмент. И избавиться от китайской зависимости быстро не получится.

Долгосрочный рост продаж в Китае до недавнего времени считался одним из важнейших достижений главы Apple Тима Кука (Tim Cook). Столь же позитивно воспринимался план по формированию в стране гигантской производственной базы — это помогло существенно снизить издержки. Теперь же централизация производства представляется все более рискованной затеей: в мае рабочие на заводе одного из поставщиков компании в Шанхае устроили настоящие беспорядки — власти слишком долго удерживали их на предприятии в попытке обуздать очередной всплеск пандемии.

Негативные тренды отмечаются и в самой Apple: в ходе последнего финансового отчёта компания предупредила, что из-за дефицита чипов и вызванных карантинными ограничениями сбоев в производстве выручка по итогам текущего квартала может снизиться на $8 млрд от запланированного показателя. Недавно это ощутили и американские потребители: при заказе 14- и 16-дюймовой версий MacBook Pro им теперь приходится ждать до 2 месяцев, а представленные в минувший понедельник MacBook Air нового поколения поступят в продажу только в июле.

Apple уже начала предпринимать шаги по снижению своей зависимости от Китая: в ходе недавней беседы с инвесторами глава компании Тим Кук назвал цепочку поставок Apple «по-настоящему глобальной». Это действительно так: некоторое число iPhone действительно уже выпускается в Индии и Бразилии, а часть производства iPad и MacBook удалось перенести во Вьетнам. Однако масштабы этих предприятий ничтожны в сравнении с гигантскими мощностями Китая.

Задачу по адаптации цепочек поставок решить в спешке не получится: той же Foxconn для выхода на теперешние масштабы деятельности потребовалось более 30 лет — этому способствовало и постепенное расширение деятельности её партнёров. Сегодня ни одна страна мира не сможет изыскать ресурсы, чтобы в одночасье воссоздать производственные мощности, сопоставимые по показателям с предприятиями Foxconn, способными привлечь до нескольких сотен тысяч работников.

Вместе с тем, и самому Китаю сейчас приходится прикладывать нешуточные усилия, чтобы удержать экономику страны на должном уровне: снижение потребительского спроса здесь уже грозит падением всему мировому рынку смартфонов по итогам текущего года. У Apple дела идут немного лучше, чем у конкурентов, но и лидер рынка надеется лишь сохранить производство iPhone на уровне прошлого года — о росте речи уже не идёт.

Вопрос диверсификации производства сейчас поднимают и другие мировые бренды, стремящиеся снизить свою зависимость от Китая, поэтому не исключено, что страна рано или поздно утратит звание как крупнейшего в мире подрядчика, так и самого объёмного рынка, перспективного и растущего. Однако смена приоритетов окажется болезненным процессом для всех игроков.

Джерело матеріала
loader
loader