Рынок персональных компьютеров показал сильнейший спад за последние девять лет. Сказались геополитические и экономические проблемы, а также трудности в цепочках поставок во всех регионах мира.
По данным аналитиков Gartner, глобальные поставки десктопов, ноутбуков и гибридных лэптопов (могут трансформироваться в планшеты) в апреле-июне 2022 года составили 72 млн штук, снизившись на 12,6% в сравнении с аналогичным периодом 2021-го. Падение рынка во втором квартале ускорилось по сравнению с первым кварталом года "в условиях продолжающейся геополитической нестабильности", связанной с ситуацией вокруг Украины, инфляционным давлением на расходы и резким спадом спроса на хромбуки, отметил директор по исследованиям в Gartner Микако Китагава (Mikako Kitagawa). По его словам, главной причиной задержек с поставками ПК теперь стали логистические проблемы, а не дефицит комплектующих.
"Чтобы сохранить прибыли в условиях, когда из-за инфляции растут издержки, индустрия ПК вынуждена поднимать среднюю цену продажи, несмотря даже на падение спроса. Снижение в объеме рынка ПК доли хромбуков, которые, как правило, стоят недорого, а также смещение спроса в сторону премиальных продуктов также помогло увеличить среднюю продажную стоимость компьютеров. Однако наращивание складских запасов, особенно в канале потребительских продуктов, может привести к снижению цен, поскольку производители будут пытаться сократить накопленный товар", - добавил Китагава.
В исследовании отмечено, что в сложившейся ситуации больше других пострадал регион EMEA, в который входят Европа, Ближний Восток и Африка. Здесь поставки ПК рухнули на 1% - до 17,8 млн единиц. При этом в сегменте ноутбуков зарегистрировано падение отгрузок на 20%, а в сегменте хромбуков - более чем на 50% в годовом исчислении.
Поставки ПК в США в апреле-июне рухнули на 17,5% из-за обвала спроса на хромбуки на 50%, при этом поставки стационарных компьютеров и ноутбуков выросли. Самыми популярными марками в Штатах являются местные Dell (доля рынка 27,2%) и HP (22,3%), на третьем месте следует Lenovo (16,4%).
Если говорить о лидере всего рынка персональных компьютеров, то им остается китайская компания Lenovo, на которую во втором квартале 2022 года пришлось около 24,8% продаж. Поставки ПК под брендом Lenovo за год сократились на 12,5% - с 20,4 млн до 17,9 млн штук. За Lenovo с 13,5 млн проданных компьютеров и 18,8-процентной рыночной долей следует американская компания HP. Третье место занимает бренд Dell, компьютеры которого в прошлой четверти разошлись тиражом в 13,3 млн экземпляров, а рыночная доля за год выросла с 17% до 18,5%.