Украина до конца года планирует выполнить все требования ЕС по вступлению в его ряды.
Дальше через два года мы хотим стать полноценным членом союза.
Насколько готовы обе стороны к такому шагу?.
Амбициозная Украина.
Амбиция Украины – максимум за два года стать полноценной частью Европейского Союза.
Об этом заявил премьер-министр Украины Денис Шмигаль.
По его словам, основной вывод после 200 дней этой кровавой войны – Украина победила стратегически.
Мы победили в отстаивании своей свободы, нашей демократии.
Мы победили в нашем стратегическом векторе в Европе.
"До конца года мы настроены выполнить все условия Еврокомиссии по статусу кандидата, после чего - перейти к переговорному процессу по членству", - сообщил премьер.
Ранее о том, что Украина готова быстрыми темпами выполнить условия ЕС, говорила вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина.
По ее словам, ЕС начал с нами работать не 23 июня (именно в этот день Украина официально получила статус кандидата на членство в ЕС и теперь должна выполнить ряд требований для начала переговоров о членстве.
- Ред.) Мы подготовили почти 6 тысяч ответов на вопросник и мы это делали вместе с ЕС, потому что все реформы, которые мы проводили, мы делали совместно для выполнения Соглашения об ассоциации.
То есть понимание Украины очень велико.
“Поэтому определенные процедуры – такие как скрининг, оценка рынков, законодательство – это не то, что потребует лет, а это уже работа, которую нужно оформить.”, - отметила Стефанишина.
Готов ли ЕС принять Украину?.
Эксперты согласны с представителями украинских властей в том, что Украина способна выполнить условия ЕС в достаточно быстром темпе.
Однако проблема не в нас, а в том готов ли сам ЕС так быстро принять нас в союз.
Так, Александр Болтян, аналитик компании Esperio говорит, что.
Украине несложно выполнить условия, необходимые для получения статуса кандидата в члены ЕС.
Мы и раньше могли проделать необходимые шаги, но они тормозились самой властью.
Украинские элиты раньше не были готовы идти на уступки и ослаблять свои полномочия.
Пока в стране были бюджеты, которые можно было распределять по коррупционным схемам, требования были невыгодными.
Сейчас интересы элит изменились.
Кроме этого, есть некоторые морально-этические, не для всех украинцев приемлемые, требования ЕС, но в период войны внимание общества будет ослабленным и противостояния не будет.
Что еще предстоит сделать? Во-первых, необходимо ввести антиолигархический закон в соответствии с мнением Венецианской комиссии.
Во-вторых, необходимо адаптировать отечественное законодательство относительно медиа к европейским нормам.
В-третьих, уже много лет ЕС требует ввести рекомендации Венецианской комиссии по национальным меньшинствам.
Нам необходима и защита свободы слова, и гендерное равенство, и признание прав ЛГБТ-сообщества, а также представителей нравственных и религиозных меньшинств.
Евросоюз призвал Киев как можно быстрее ратифицировать Стамбульскую конвенцию – конвенцию Совета Европы против насилия в отношениях женщин и домашнего насилия, а также Римский устав Международного уголовного суда, являющийся обязательством Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС.
Также нам необходима судебная реформа и продолжение борьбы с коррупцией.
Отметим, что вопросы коррупции были "камнем преткновения" для получения международной финансовой поддержки в прошлые годы.
Если говорить о прогнозах, что максимум через два года наша страна может стать полноправным членом ЕС, то, по нашему мнению, они являются программой моральной поддержки населения в период войны.
Никто не имеет ориентира относительно временных рамок завершения войны, а именно война и территориальные споры являются значительными факторами, по которым Украину не имеют права принимать в члены ЕС.
В свою очередь Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра считает, что проблема не в способности Украины выполнять условия ЕС по вступлению в его ряды, а в самом ЕС.
“Сложность вступления Украины в ЕС заключается не в возможности нашей страны быстро выполнить условия вступления, а в готовности самого ЕС к интеграции с нами.
Даже если Украина выполнит все требования, которые предъявляются к нам, как кандидату в члены, то для окончательного решения нужно, чтобы все 27 стран-членов ЕС согласились с вступлением Украины в его ряды, а это может быть проблематичным”, - говорит эксперт.
Дело в том, что некоторые страны могут быть против вступления Украины в ЕС и постоянно мешать нам это сделать.
Даже если только одна страна, например, Венгрия, у которой к нам много претензий, будет против вступления Украины в ЕС, нас туда не возьмут, потому что внутри союза действует принцип всеобщего согласия.
И это самая большая проблема ЕС, как государственного института.
Поэтому нам самим еще нужно подумать, нужно ли нам членство в союзе, в котором любая страна из-за своих собственных интересов может заблокировать любое хорошее для большинства решение.
Что думают в Европе?.
В то же время в самой Европе очень осторожны высказываются по поводу сроков вступления Украины в ЕС.
Так, Посол Германии в Украине Анка Фельдгузен недавно заявила, что процесс вступления долгий.
“Я всегда думала, что Украина должна быть в ЕС.
Но это все же долгий процесс, спросите у ваших соседей – Польши, балтийских стран.
Это не будет завтра.
Но я разделяю надежду Ольги (Стефанишиной.
- Ред.), что уже в следующем году эти переговоры (о вступлении - Ред.) могут начаться”, - сказала А.
Она отметила, что для этого еще предстоит принять несколько законодательных актов, как указано в рекомендациях Еврокомиссии.
В то же время посол ФРГ отметила, что Украина очень активно начала их выполнять.
Если так будет продолжаться, то она будет вполне оптимистично смотрит на наши перспективы.
Однако такую идею в Украине не очень хорошо воспринимают.
“Эта геостратегическая идея президента Франции интересна с позиции международного сотрудничества и поиска точек соприкосновения между странами, уже входящими в ЕС, и которые прокладывают еще путь к сообществу.
Но украинские власти считают, что такой формат может затянуть процесс вступления Украины в ЕС.
Поэтому уже неоднократно наши высокопоставленные должностные лица отмечали, что Украина имеет шанс и право прийти к полноценному членству по особому алгоритму”, - считает глава Центра коммуникационно-контентной безопасности Валерий Король.
По его словам, Украина имеет право задавать этот вопрос, как и ЕС имеет право выдвигать определенные требования, чтобы наша страна отвечала всем заданным параметрам к полноценному членству.
То есть, Украиной должна быть проведена большая законодательная работа, много экономических и общественно-политических изменений.
Виктория Хаджирадева.