Кто пришел к власти.
Через полтора года после капитуляции нацистской Германии, в декабре 1946-го, в Риме было основано Итальянское социальное движение – партия, официально основывавшаяся на идеологии неофашизма.
Ее основателями и спонсорами стали сторонники казненного в апреле 1945 лидера фашистов Италии Бенито Муссолини.
После этого партия прошла ряд преобразований, политических слияний и разводов; она заходила в дискуссии о приемлемости идеологии фашизма и исходила из них (не отказываясь, впрочем, от своего прошлого); иногда даже имела относительно неплохие политические рейтинги – но никогда как самостоятельная партия не была у власти.
Итальянские неофашисты привыкли к роли оппозиционной, а чаще всего внепарламентской партии – пока в сентябре 2022 года партия "Братья Италии" (Fratelli d'Italia) не ворвалась на властный олимп, получив первое место на парламентских выборах.
Лидер "Братьев" Джорджия Мэлони теперь будет премьер-министром Италии.
25 сентября парламентских выборах победу в обеих палатах парламента одержала коалиция правых вместе с партиями-"друзьями Путина".
Партия "Братья Италии" получила свой исторически самый высокий результат и набрала больше всего голосов - 26%.
Партия имеет в ЕС имидж праворадикалов и "неофашистов", от которого сейчас пытается избавиться.
В частности, она поддерживала Украину во время войны.
Их соратники - "Лига" Маттео Сальвини и "Forza Italia" Сильвио Берлускони, лидеры которых известны симпатиями к России - набрали по 9% и 8% соответственно.
Лидер коалиции, "Братья Италии" выступают против признания гей-браков и гражданских союзов гей-пар, не согласны упрощать процедуры, связанные с абортами, и имеют чёткую антииммигрантскую политику.
Партия долгое время считалась одной из самых лояльных к Кремлю в Италии, но сейчас публично выступает строго за поддержку Украины.
Отметим, что Джорджа Мэлони после победы на выборах пообещала поддержку Украине.
Об этом она написала в Twitter в ответ на поздравления президента Владимира Зеленского с победой на выборах.
"Уважаемый президент Зеленский, вы знаете, что можете рассчитывать на нашу верную поддержку в деле свободы украинского народа.
Оставайтесь сильными и сохраняйте свою веру непоколебимой!", – написала Мелони.
Стоит сказать, что после вторжения России в Украину Сальвини заявил об изменении своего отношения к президенту России Владимиру Путину.
"Мое мнение о Путине изменилось из-за войны.
Потому что, когда человек начинает бомбить, посылает танки, вторгается в чужую страну, это уже совсем другое дело", - сказал Сальвини в интервью Bloomberg за неделю до выборов.
Берлускони за несколько дней до выборов также заявил, что "агрессия против Украины не оправданна и неприемлема, позиция партии "Вперед, Италия" четкая.
Мы всегда будем с ЕС и НАТО".
Отметим, что до результатов выборов министр обороны Италии Лоренцо Гуэрини во время встречи с Алексеем Резниковым заверил, что государство будет продолжать поддерживать Украину в борьбе с агрессором, несмотря на результаты голосования.
Он подчеркнул, что главное – это скорейшее достижение справедливого мира, построенного на принципах международного права и уважения к суверенитету Украины.
"Ваше сопротивление является примером для всех нас.
Ваша борьба за свободу – это также и наша борьба.
Именно поэтому Италия находится рядом с Украиной вместе с другими странами.
Эти месяцы мы все вместе пытались сделать все возможное для того, чтобы Украина могла бороться за свою свободу.
И в этом смысле мы приняли очень много важных решений и будем продолжать это делать" – сказал Лоренцо Гуэрини.
Что будет дальше.
После выборов в Италии, вероятно, существенных изменений для нас не будет.
Об этом рассказал директор программ практической политики Института политического образования Александр Солонтай.
Он отметил, что Украине нужно, чтобы поддержка Италии нарастала – мало, чтобы все оставалось так, как было.
Поэтому наибольшей угрозой этих выборов для Украины является то, что ничего не изменится.
"Конечно, без шансов для Путина, что Италия развернется в поддержку России.
Без шансов, что Италия станет ослаблять поддержку Украины.
Нет, Италия была и будет оставаться с Украиной, это однозначно", – констатировал Солонтай в комментарии СМИ.
Эксперт предупредил, что после выборов пройдет период некоторой турбулентности, когда наращивание действий в поддержку Украины со стороны Италии будет на паузе.
Это связано с объективной причиной – итальянцы всегда очень много времени уделяют внутриполитическому процессу.
К тому же он у них довольно разнообразный, даже если побеждает одна политическая сила, а не три, как в этом случае.
"В этом плане можно сказать, что итальянцы похожи с нами.
Когда в Украине проходят парламентские выборы, на квартал можно забыть о всех процессах.
Пока делят должности, пока соберут рабочие экспертные группы, пока привлекут экспертов, пока определятся, какой приоритет, куда бюджет…", – объяснил Солонтай.
Впрочем, Венгрию-2 в ЕС сделать не получится, рассказал директор Института мировой политики Евгений Магда.
"Нужно понимать, что Джорджия Мэлони имеет возможность стать первой премьером-женщиной в истории Италии.
И те заявления, которые звучали во время избирательной кампании, в принципе коррелируют с позицией нынешнего премьера Марио Драги по поддержке Украины.
И потому я думаю, что здесь не стоит считать, что Италия развернется и станет полностью пророссийской", – заявил эксперт в эфире СМИ.
В качестве аргумента он приводит факт, что Италия так активно не получает российский газ и нефть, как это делает Венгрия.
Впрочем, западные аналитики отнюдь не так оптимистичны.
Научный сотрудник итальянского Института международных политических исследований (ISPI) Элеонора Тафуро в интервью изданию Newsweek заявила, что приход к власти Мелони — это лучший результат, на который мог рассчитывать Кремль.
По мнению эксперта, Россия долго считала Италию одной из наиболее дружественных стран в среде Евросоюза, преимущественно из-за того, что Рим долго играл роль посредника в делах, касающихся поставок энергоносителей.
Конечно, при прежнем премьере Марио Драги, это было не столь очевидно, однако с приходом Мелони правительство Италии может пойти на множество компромиссов с Москвой.
"Учитывая нынешнюю политическую обстановку, это лучший результат, на который мог рассчитывать Кремль.
Путин видит это и считает Мелони лучшим вариантом в рамках плохих политических отношений с Италией по двум причинам", — сказала Тафуро.
Во-первых, Мелони себя позиционирует как "защитница итальянских интересов", которые якобы страдают из-за усталости от войны в Украине, и вызванного ею скачка цен на энергоносители.
Во-вторых, политические партнеры нового премьера в лице Сильвио Берлускони и Маттео Сальвини менее агрессивны в антироссийской критике, а по мнению некоторых политологов, с Путиным их даже связывают давние дружеские отношения.
С чем связан рост популярности ультраправых партий в ЕС.
Энергетический, финансовый и другие кризисы последних лет, негативно сказывающиеся на благосостоянии европейцев, привели к росту популярности популистских политических сил правого толка среди населения.
"Кризис стоимости жизни подрывает правительства и европейские институции.
Конечно, война в Украине усугубила ситуацию, но такие вещи, как Европейский зеленый курс и монетарная политика Европейского центрального банка подталкивали инфляцию и к войне.
Ухудшение уровня жизни означает, что люди естественно становятся недовольны своими правительствами.
и политической верхушкой", – считает Гуннар Бек, член Европейского парламента, представляющий "Альтернативу для Германии» (AfD).
Кризис всегда создает возможности для оппозиционных партий независимо от их политической идеологии.
Но политика страха в контексте кризиса, как правило, более удобна для правых популистов, отмечает CNN.
"В случае с Мэлони и ее партией она смогла раскритиковать как Марио Драги, неизбранного технократа, назначенного премьер-министром, так и популистов, поддерживавших его коалиционное правительство", - считает Марианна Гриффини, преподаватель отдела европейских и международных исследований в Королевском колледже Лондон.
CNN отмечает, что нынешняя популистская волна представляет потенциальную опасность.
Во время серьезного кризиса политики, которые утверждают, что имеют решение, могут сделать все гораздо хуже для своих граждан.
И ухудшение ситуации неизбежно приведет к новым кризисам, что ухудшится, а это означает еще большее усиление ощущения страха, вместе с дальнейшими возможностями для популистов.
Если европейский кризисный цикл будет продолжаться, то вполне вероятно, что через несколько лет на политической арене появится еще один крайний популист, использующий страхи граждан.
Валерия Шипуля.