Совет бизнес-омбудсмена отметил, что по сравнению с первыми месяцами войны жалобы предпринимателей заметно изменились.
На смену вопросам критического импорта, релокации, логистики пришли, присущие довоенным временам, “налоговые” проблемы бизнеса, действия правоохранительных органов и пробелы законодательства в сфере регулирования деятельности участников медиарынка.
Некоторые проблемы вышли на второй план.
По словам бизнес-омбудсмена Романа Ващука, в третьем квартале 2022 г.
мы наблюдали изменения в тенденциях обращений в учреждение.
Предпринимателей уже почти не беспокоил вопрос расширения перечня товаров критического импорта – правительство отменило валютные ограничения на большинство категорий товаров в июне 2022 г.
Отошел на второй план и вопрос бронирования работников, который был острым в первые месяцы войны в связи с мобилизацией.
Многие компании, оказавшиеся в зоне боевых действий и/или на временно неподконтрольных территориях, перевезли свой бизнес в более безопасные регионы Украины или за границу еще в первые месяцы войны.
Вместе с тем, со стабилизацией ситуации на фронте и адаптацией предпринимателей к вызовам войны на смену релокации пришли новые решения, среди которых перепрофилирование компаний и выход на новые рынки.
В июле 2022 г.
снова заработала система регистрации и сбора НДС.
Таким образом, в июле-сентябре мы наблюдали возвращение бизнеса к традиционным проблемам, присущим довоенному периоду.
Налоговые проблемы – лидеры жалоб.
Совет бизнес-омбудсмена (СБО) в свежем отчете констатирует, что на первое место как в довоенное время вышли “налоговые” проблемы бизнеса.
Регистрация налоговых накладных, включение в перечень рисковых плательщиков и невыполнение судебных решений составили две трети (68%) обращений в Совет.
Также бизнесмены жалуются на отсутствие официально определенного перечня территорий, где ведутся боевые действия, и территорий, временно оккупированных вооруженными силами РФ.
Плательщики с таких территорий, в том числе деоккупированных областей, не могут воспользоваться налоговыми льготами.
“Уже более полугода украинско-российской войне, однако до сих пор государство официально не определило перечень территорий, где ведутся (велись) боевые действия, и территорий, временно оккупированных вооруженными формированиями РФ”, - констатируют в отчете.
С этой проблемой в СБО обратились сразу несколько предприятий, в частности – с Черниговщины и Харьковщины.
Проблема состоит в том, что без такого перечня компании не могут воспользоваться рядом налоговых льгот.
В соответствии с изменениями в Налоговом кодексе, вступившими в силу в марте-апреле 2022 г., на период военного положения и в течение некоторого времени после его завершения плательщики могут быть временно освобождены от начисления налогов на недвижимое имущество, землю и экологический налог.
Однако эти нормы применяются к предприятиям, размещенным на территориях, на которых ведутся или велись боевые действия, и/или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями РФ.
Плательщики с таких территорий (в частности, из уже деоккупированных ныне Черниговской, Житомирской, Киевской, Харьковской и других областей) имеют право частично откорректировать ранее начисленные суммы и в текущем году платить меньше налогов в бюджет.
Однако этому помешало отсутствие определенного перечня территорий”, - говорится в отчете.
Наличие проблем с налогами у бизнесменов фиксируют и результаты опроса исследовательской компании Gradus Research, проведенного по заказу Киевской школы экономики.
Во время войны бизнесу снова пришлось приспособиться к новым условиям.
Чтобы выжить, компании просят правительство предоставить им налоговые каникулы.
Эта просьба лидирует среди других.
Согласно исследованию к этому стремятся 37% опрашиваемых.
Исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко среди просьб предпринимателей тоже называет изменения в налоговом контексте.
“Предприниматели просят: не увеличивать фискальную нагрузку, возобновить процедуру возмещения НДС и т.
д.”, - рассказала Деревянко.
В то же время Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра считает, что украинские власти в целом очень много льгот сделали для бизнеса.
Сейчас практически любой бизнес может перейти на упрощенный режим, где налог составляет всего 2% от оборота.
При этом упрощенцам 1-2 группы разрешили не платить налоги с зарплаты вообще и не платить Единый социальный взнос (ЕСВ).
Фактически власти очень снизили налоговую нагрузку для бизнеса.
Поэтому на саму систему налогообложения вряд ли можно жаловаться - украинцы платят налогов значительно меньше, чем в странах ЕС.
Если жаловаться, то на действия самой Налоговой, инспекторы которой порой злоупотребляют своими полномочиями.
Жалобы на правоохранителей и неурегулированность медиарынка.
Предпринимателей также беспокоили случаи недобросовестного поведения, в частности, бездействия и процессуальных злоупотреблений со стороны правоохранительных органов - 4%.
Действия правоохранительных органов стали второй распространённой категорией обращений на линию поддержки Совета.
Обращения предпринимателей касались неэффективности досудебного расследования в уголовном производстве, невозвращения изъятого имущества, процессуальных злоупотреблений и давления со стороны правоохранительных органов на бизнес.
Недостатки в сфере государственного регулирования – еще одна важная категория, оказавшаяся в тройке лидеров обращений предпринимателей в отчетном квартале.
Исходя из жалоб, полученных на линию поддержки СБО, выявлена потребность безотлагательного устранения пробелов законодательства в сфере регулирования деятельности участников медиарынка, а также необходимость правового регулирования на территориях, которые были и остаются под прицелом войска агрессора.
Чего еще нужно бизнесу?.
Согласно исследованию компании Gradus Research, среди основных проблем бизнесмены называют: недостаток заказов (50%), проблемы с логистикой (29%), недостаток сырья (21%) и недостаточность работников (17%).
Если говорить о том, что требует бизнес у правительства, то это помощь с организацией логистики (17%), доступ к удешевленным финансам (16%), помощь в продвижении продукции (16%), помощь в сохранении сотрудников (15%).
В свою очередь команда Kyivstar Business Hub тоже провела опрос среди предпринимателей.
Согласно ему, треть опрошенных компаний жалуется на то, что у них увеличились расходы на 20-50%.
Это свидетельствует о том, что объем продаж упал, в то же время налоги и зарплаты выплачивались из финансовых резервов компании.
В меньшинстве остались те предприниматели, которые сумели сократить расходы – около 7-10%.
Тех, кто не ощутил влияние войны на расходы всего 3-8%.
Почти у всех украинских компаний уменьшились из-за войны прибыли.
Микрокомпании более незащищены от кризисных трудностей, более чем у 40% доходы сократились вдвое.
Такая же ситуация и у трети малых компаний и четверти средних.
В то же время ответы представителей крупных компаний разделились.
33% сказали, что доходы сократились на 20-50%.
Однако есть и от 1% до 4% компаний, которые смогли увеличить свои доходы более чем вдвое.
Виктория Хаджирадева.