КСУ признал неконституционным предписание закона о перерасчете пенсий госслужащим
КСУ признал неконституционным предписание закона о перерасчете пенсий госслужащим

КСУ признал неконституционным предписание закона о перерасчете пенсий госслужащим

Конституционный Суд признал неконституционным предписание закона "О государственной службе" от 10 декабря 2015 года № 889-VIIІ, которым был невозможен перерасчет размеров пенсий отдельным государственным служащим.

Соответствующее решение КС принял по делу по конституционной жалобе Мосюрчака Василия Ивановича, сообщает пресс-служба суда.

В решении говорится, что заявитель обратился в КСУ с ходатайством признать не соответствующим статье 22, части первой статьи 46, части первой статьи 58, статьи 64 Конституции Украины (является неконституционным) подпункт 1 пункта 2 раздела XI „Заключительные и переходные положения“ Закона № 889. Оспариваемым предписанием закона № 889 закон № 3723 признан утратившим силу, кроме статьи 37, применяемой к лицам, указанным в пунктах 10 и 12 раздела XI „Заключительные и переходные положения“ закона № 889.

Субъект права на конституционную жалобу утверждал, что отказ в перерасчете назначенной ему пенсии является нарушением его права на социальную защиту.

Оценивая конституционность подпункта 1 пункта 2 раздела XI „Заключительные и переходные положения“ закона № 889, КСУ отметил, что регулирование пенсионного обеспечения государственных служащих в зависимости от времени назначения пенсий осуществлялось или будет осуществляться в соответствии с нормативными актами, прежде всего, законами Украины, в соответствии с которыми были подвержены изменениям формы, виды, основания и условия пенсионного обеспечения государственных служащих.

Со дня вступления в силу Закона № 889 пенсионное обеспечение субъекта права на конституционную жалобу и других государственных служащих нормировано законом № 1058 как общим законом, регулирующим отношения между всеми субъектами системы общеобязательного государственного пенсионного страхования.

В то же время право на назначение пенсии на основании статьи 37 закона № 3723 как специального закона сохранено для лиц, определенных в пунктах 10, 12 раздела XI „Заключительные и переходные положения“ Закона № 889. Однако этим лицам не предоставлены права на индексацию и перерасчет размера назначенных им пенсии.

Отмечается, что в данном случае у субъекта права на конституционную жалобу и других государственных служащих были определенные правомерные ожидания по поводу их пенсионного обеспечения на основании предписаний статьи 37 Закона № 3723.

КС пришел к выводу, что гарантированное статьей 46 Основного Закона право на социальную защиту основывается на том, что размеры пенсий, других видов социальных выплат и пособий, являющихся основным источником существования, должны быть определены с учетом потребностей человека, человеческого достоинства и других конституционных ценностей, а также на том, что при наличии экономических и других предпосылок размеры пенсий, других видов социальных выплат и пособий должны быть своевременно индексированы и/или перечислены.

КСУ в решении указал, что "юридический механизм индексации и перерасчета размеров пенсий, других видов социальных выплат и пособий является одной из конституционных гарантий действенности права на социальную защиту".

Суд подчеркнул, что Верховная Рада Украины для развития, конкретизации и детализации предписаний статей 3, 8, части первой статьи 24, статьи 46 Основного Закона должна нормировать в законах основания, порядок и условия индексации и перерасчета размеров всех видов пенсий для всех групп пенсионеров.

В связи с тем, что в подпункте 1 пункта 2 раздела XI „Заключительные и переходные положения“ Закона № 889 отсутствует ссылка на статью 371 Закона №3723, для субъекта права на конституционную жалобу и других лиц, которым предоставлено право на назначение пенсии на основании статьи 37 Закона № 3723, невозможен перерасчет размеров пенсий, то есть их осовременивание. В результате существует различие в размерах пенсий государственных служащих, назначенных на основании статьи 37 Закона № 3723, в зависимости от времени назначения пенсий.

Признанное неконституционным предписание Закона теряет силу через три месяца со дня прекращения или отмены в Украине военного положения, введенного Указом Президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года № 64/2022 с изменениями.

Также Конституционный Суд обязал Верховную Раду привести нормативное регулирование в соответствие с Конституцией и этим решением.

Теги за темою
Конституційний суд
Джерело матеріала
loader
loader