Главный кандидат на "Оскар". Фильм-исповедь Спилберга: как заработать имя и миллионы на катастрофах
Главный кандидат на "Оскар". Фильм-исповедь Спилберга: как заработать имя и миллионы на катастрофах

Главный кандидат на "Оскар". Фильм-исповедь Спилберга: как заработать имя и миллионы на катастрофах

Автобиографическая картина Стивена Спилберга "Фабельманы" о себе и своей семье по мнению критиков – главный претендент на премию "Оскар" в категории "Лучший фильм года".

Related video

Стивен Спилберг снял кино о себе, любимом. И раскрыл, пожалуй, практически все карты. Спилберг – певец катастрофы и преодоления ее последствий – это главное шоу, которое он успешно снимает всю жизнь. Картина была высоко оценена критиками, но при 40-миллионном бюджете взяла в прокате всего $31 млн. Однако главное в этом 2,5 часовом фильме – высокий градус исповедальности, который задал голливудский "отец блокбастера".

Фокус разбирается с плюсами и минусами самого личного произведения 76-летнего классика американского кино.

Fullscreen
76-летний Спилберг в фильме "Фабельманы" поделился своим главным рецептом успеха в Голливуде
Фото: Getty Images

В декабре 1952-го родители уговорили маленького Сэмми Фабельмана посмотреть фильм "Величайшее шоу мира" Сесила Б. Демилля. Хотя вообще-то фильм о цирке, но мальчика впечатлили не номера с акробатами и зверями, а всего одна сцена. Бандиты на авто останавливают и грабят поезд. Как вдруг они видят, что мчится другой состав, не зная, что этот уже стоит на его пути. Один из преступников, осознавая, что в движущемся поезде — его любимая девушка, выезжает на рельсы на машине с зажженными фарами, чтобы попытаться его остановить. Расширенными от ужаса и восторга глазами Сэмми смотрит, как состав сбивает машину, а затем врезается в другой поезд: вагоны сходят с рельс, люди падают с полок, из клеток выскакивают цирковые хищники. Мальчишку буквально заворожил этот эпизод – его размах и огромное эмоциональное воздействие.

Сэмми тут же ночью устраивает крушение, спровоцировав столкновение игрушечного автомобиля и своего детского паровоза. Папа-инженер расстроен (ему чинить!), а мама-пианистка, ставшая ради семьи домохозяйкой, понимает намерения сына, она шепчет: "Вот зачем он желал увидеть катастрофу – он хотел ее контролировать". Она дает маленькому Сэмми папину 8-миллиметровую камеру, чтобы заснять действо: "Ты снимешь катастрофу один раз, а потом можешь ее пересматривать сколько угодно". Вот главное шоу, которое Спилберг будет снимать всю жизнь – глобальные катастрофы, перемежающиеся с личными. Но не будем забегать вперед.

Стивен Спилберг, идеальная семья и катастрофы

Папа Сэмми – любитель технологий. Перед первой картиной в жизни Сэмми он выдал все про "24 кадра в секунду". Мама – тонко чувствует искусство. Сэмми унаследовал и папину технологичность, и мамину чувствительность. В школе он снял любительский вестерн-катастрофу, где главный герой остался в финале один, потому что по его вине – убили всю его семью. Короткометражка принесла Сэмми успех среди школьников и их родителей.

фабельманы, спилберг фабельманы, фильм стивена спилберга, фабельманы рецензия, фабельманы отзыв, фабельманы оскар, фабельманы лучший фильм
Fullscreen
Кадр из фильма "Фабельманы"
фабельманы, спилберг фабельманы, фильм стивена спилберга, фабельманы рецензия, фабельманы отзыв, фабельманы оскар, фабельманы лучший фильм
Fullscreen
Кадр из фильма "Фабельманы"
фабельманы, спилберг фабельманы, фильм стивена спилберга, фабельманы рецензия, фабельманы отзыв, фабельманы оскар, фабельманы лучший фильм
Fullscreen
Кадр из фильма "Фабельманы"
фабельманы, спилберг фабельманы, фильм стивена спилберга, фабельманы рецензия, фабельманы отзыв, фабельманы оскар, фабельманы лучший фильм
фабельманы, спилберг фабельманы, фильм стивена спилберга, фабельманы рецензия, фабельманы отзыв, фабельманы оскар, фабельманы лучший фильм
фабельманы, спилберг фабельманы, фильм стивена спилберга, фабельманы рецензия, фабельманы отзыв, фабельманы оскар, фабельманы лучший фильм

Первая половина фильма затянута и скучна, потому что Спилберг пытается показать свою семью идеальной – буквально на уровне глянцевого журнала. Однако лента сразу оживает, когда случается каскад личных катастроф в этой идеальной еврейской семье.

Первая катастрофа – Сэмми-подросток с ужасом обнаруживает, что друг его папы Бенни – скорее всего мамин любовник (Спилберг смело достает из семейных шкафов все скелеты — проветриться).

Катастрофа вторая. В новой школе, в Калифорнии, Сэмми подвергается буллингу со стороны двух одноклассников – красавца-атлета Логана и отвратительного типчика – Чада, причем это террор с антисемитским душком.

Третья катастрофа. Сэмми Фабельмана мощно берет в оборот очаровательная христианка-одноклассница, девочка-катастрофа Моника. Она приглашает его домой, чтобы "по-христиански помолиться", но все сводится к поцелуям в окружении налепленных на стены изображений Иисуса и кинозвезд. Моника – это восхитительная смесь набожности и дерзости, наглости и очарования, воле этой красотки невозможно противостоять. Впоследствии она жестко обломает чувства парня, но именно она сделает общую школьную катастрофу Сэмми контролируемой и даже управляемой.

Именно Моника сделает и судьбоносное предложение. Она попросит Сэмми снять выходной их класса на пляже – перед выпускным балом. Более того, девочка сумеет так все устроить, чтобы мальчик сделал это при помощи камеры экстра-класса ее отца – "Аррифлекса".

Fullscreen
Моника – это прекрасная девочка-катастрофа

Сэмми с новым фильмом ждет триумф на выпускном вечере. Он поступил мудро: этим фильмом он столкнул своих врагов, разрушив их дружбу. При своего искусства Сэмми все свои неудачи перевел в победу. И осуществил пророчество своего дяди Бориса: "Искусство даст тебе корону на небе и лавры на земле".

Метод Спилберга

Стивен Спилберг этой лентой-исповедью открыл все свои карты и техники. Причем приемы несложные. Как говорит в фильменапутственно юному дарованию режиссер вестернов Джон Форд, которого колоритно сыграл легендарный режиссер Дэвид Линч: "Когда горизонт внизу – это интересно. Когда вверху – интересно. Когда посередине – это офигительно скучно".

Fullscreen
Дэвид Линч в роли режиссера Джона Форда очень колоритен

76-летний Спилберг действительно в этом фильме поделился своим главным рецептом успеха в Голливуде. Большинство его успешных картин — о какой-нибудь катастрофе и способе ее преодолеть. Судите сами. В первом же блокбастере "Челюсти" главная "катастрофа" – это акула-людоед, в "Парке Юрского периода" – воскресшие динозавры, в "Списке Шиндлера" – Холокост, в "Войне миров" — марсиане, в "Спасти рядового Райана" — Вторая мировая, в "Первому игроку приготовиться" — опасная компьютерная игра OASIS.

Спилберг в этих картинах с "катастрофами" никогда не забывает о хэппи-энде, поэтому и стал в Голливуде синонимом коммерческого успеха. Основная идея его творчества: как уцелеть после глобальных и личных катастроф? И даже выйти из них победителем. Хотите узнать рецепт – смотрите фильмы Стивена Спилберга.

Трейлер фильма "Фабельманы"
Важно Главный номинант "Оскара". Зачем смотреть великолепный мультфильм "Пиноккио" Гильермо дель Торо
Теги за темою
Кіно
Джерело матеріала
loader
loader