Украинцы экономят на всем
Украинцы экономят на всем

Украинцы экономят на всем

С началом полномасштабной войны России в Украине население нашей страны стало меньше тратить денег почти на все категории товаров.

На чем экономят больше?.

На чем экономят больше, на чем меньше?.

Результаты исследования компании “Делойт Украина” показали, что с началом полномасштабного вторжения украинцы стали меньше тратить деньги и реже покупать почти все категории товаров.

Больше экономят на развлечениях вне дома (86%), алкогольных напитках (82%), косметических средствах (82%) и покупке готовой пищи, в частности в кафе и ресторанах (80%).

Высокий процент экономии также на покупке одежды и обуви (79%), товаров домашнего обихода и бытовой химии (77%), электроники и бытовой техники (77%).

Меньше всего экономят на лекарственных средствах (47), детских товарах (66%) и товарах двойного назначения (68%).

Эксперты объясняют тот факт, что украинцы вошли в режим экономии последствиями войны - потерей работы и доходов.

“Из-за войны экономическая ситуация в Украине ухудшилась.

Реальные доходы украинцев упали, некоторые остались без работы, некоторые вообще ее потеряли.

В тоже время цены подросли.

Все это заставило отказаться от разных благ, в первую очередь от походов в рестораны, кино и приобретения дорогих товаров, таких как бытовая техника и электроника”, - говорит Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

В свою очередь Максим Орыщак, аналитик компании “Центр биржевых технологий” (ЦБТ) считает, что снижение спроса среди украинцев на разные товары связано не только с войной, но и с высокими ценами и отсутствием возможности получить более оплачиваемую работу.

Согласно исследованиям уже в 2019-2022 г.

около 50% населения стабильно отвечали, что ничего не откладывают “на черный день” и живут сегодняшними потребностями.

И только 10% населения говорили, что у них есть денежные накопления и они регулярно формируют запасы.

“При таких условиях, с учетом роста цен в прошлом году и наличием тенденции роста в 2023 г., а также понимая высокий уровень задолженности отдельных лиц перед кредитными организациями, понятно, что спрос на продукты питания и другую продукцию в стране будет стабильно снижаться”, - резюмирует эксперт.

В то же время в НБУ считают, что темпы роста потребительских цен в 2023 г.

замедлятся из-за жестких монетарных условий, снижения мировой инфляции и более слабого спроса до 18.7%.

Поэтому есть надежда, что спрос понемногу среди населения на товары будет понемногу увеличиваться.

Меньше покупают еды.

После вторжения России в Украину украинцы начали тратить на продукты питания на 8% меньше, чем раньше, а экономия стала обычным делом.

Согласно исследованию “Делойт Украина”, украинцы начали экономить даже на продуктах питания и безалкогольных напитках - 70%.

Довольно много людей отказались от доставки еды (79%).

80% украинцев уже успели произвести запасы пищи на длительное время.

Интересно, что на продуктах питания и готовой пище экономят больше жители северных областей (80% и 85% соответственно), меньше - западных (65% и 78%).

Орыщак говорит, что тенденция экономии на продуктах питания наметилась с самого начала войны Украины с РФ.

Уж тогда рос спрос на товары длительного хранения, и падал на продукты не первой необходимости.

Так, сразу просели продажи на кондитерские изделия в виде тортов и пирожных, а также свежую рыбу, мясо говядины и баранины.

По официальным данным, за 2022 г.

средний чек украинцев на продукты питания сократился на 8%.

Сейчас люди продолжают экономить на продуктах питания, которые подорожали больше всего за год, хотя и были в привычной продуктовой корзине каждого украинца.

В частности, яйца подорожали больше, чем на 70%, что способствует сокращению спроса.

Также на 70% за год подорожали фрукты, и спрос вырастет на них только с появлением на прилавках отечественной продукции, которая дешевле импортной.

По данным Госстата, в феврале 2023 г.

по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом продукты питания подорожали на 31,5%.

Цены на хлеб и хлебопродукты выросли на 26%, на яйца сразу на 80,3%, фрукты подорожали на 74,9%, рыба и продукты из рыбы – на 44,1%, овощи – на 36,2%, макаронные изделия – на 25,8%, растительное масло – на 24%, мясо и мясопродукты – на 23,2%, сыр твердый и кисломолочный – на 23%, хлеб – на 19,3%, молоко – на 17,4%, подсолнечное масло – на 14,1%.

Орыщак говорит, что стоимость продуктов питания в Украине меняется из-за того, что бизнес закладывает расходы на транспорт в конечную стоимость товара, делает налоговые отчисления, учитывает сезонные факторы.

По его словам, из-за высоких цен на продукты питания не все украинцы могут позволить себе даже базовый продуктовый набор.

Вероятно, что внешняя гуманитарная помощь иногда расходится коррупционными каналами, существующие запасы продают по завышенным ценам, чтобы бизнес мог жить на грани достаточности личной прибыли, а запасов у населения нет.

В свою очередь Охрименко считает, что результаты опроса по продуктам питания нельзя считать репрезентативными.

“Исследований много и разных.

Но предприниматели, занимающиеся торговлей, говорят, что у них количество покупателей такое же, как до войны.

Хотя цены выросли, украинцы по-прежнему покупают много еды”, - говорит эксперт.

По его мнению, цены не поднимались бы, если бы не было покупателей, которые могут приобрести товары.

Поэтому рост цен показывает, что покупателей достаточно.

Зарплаты сейчас немного подросли в среднем на рынке труда по сравнению с началом войны, поэтому большинство может позволить себе не экономить, по крайней мере на продуктах питания.

По словам эксперта, в начале войны опасались, что будут проблемы с продуктами, но теперь видно, что их нет.

Рынок сработал идеально и дефицита нет ни в чем.

Молодежь тратит больше.

Существенное отличие среди разных возрастов существует относительно среднего чека за один поход в магазин.

Больше всего тратят респонденты в возрасте 18–27 лет, их средний чек составляет 1380 грн, что на 16% больше, чем в прошлом году.

В то же время тенденция на уменьшение среднего чека с увеличением возраста респондентов сохранилась.

Украинцы младшего возраста тратят на одну покупку на 42% больше, чем среднестатистический украинец, и в 3,1 раза больше, чем пожилые люди.

Средний чек выехавших за границу украинцев выше, чем у внутренне перемещенных лиц и у тех, кто не менял место жительства, и превышает средний среди всех опрошенных на 14%.

Однако эта категория респондентов реже покупает продукты – почти на 19% реже, чем внутренне перемещенные лица (ВПЛ).

Интересно, что 70% украинцев отказываются от продукции производителей, которые как-то связаны с Россией.

“Полномасштабная война повлияла на отношение граждан к брендам.

К примеру, большинство опрошенных отказываются покупать товары, связанные с РФ, а более трети респондентов готовы покупать дороже у социально ответственного бизнеса, который поддерживает ВСУ”, - рассказал руководитель “Делойта” Александр Ямпольский.

Виктория Хаджирадева.

Теги за темою
Росія українці продукти
Джерело матеріала
loader
loader