Тайны переписки русской царицы Марии и баварского короля Людвига II: какими секретами делились монархи?
Тайны переписки русской царицы Марии и баварского короля Людвига II: какими секретами делились монархи?

Тайны переписки русской царицы Марии и баварского короля Людвига II: какими секретами делились монархи?

Король Людвиг II и Императрица Мария Александровна

Об этом по просьбе Marie Claire рассказывает Ирек Сулейманов, автор телеграмм-канала «Историк выходного дня», кандидат педагогических наук, германист, автор более 30-ти научных и научно-популярных работ, который занимается расшифровкой и переводами на русский язык письменного наследия членов Дома Романовых — урожденных гессенских принцесс (Императрицы Марии Александровны, Императрицы Александры Федоровны, Великой княгини Елизаветы Федоровны) с 2017 года.

Супруга Царя-Освободителя, Александра II, мать восьмерых детей встречалась дважды с эксцентричным баварским монархом, прозванным «сказочным королем» за отрешенность от реальности, разорившую его казну строительством роскошных замков в Баварии и признанного психически нездоровым. Однако переписка двух монархов продлится на протяжении 14 лет!

Мистическим образом именно в письме к Марии Александровне Сказочный Король за 22 года до своей таинственной смерти в водах Штарнбергского озера фактически предскажет, как он закончит свой земной путь: «… если б суждено утопнуть мне под бременем этим, иной бы смерти не избрал себе я!»

Какие тайны скрывает их переписка? Какие темы заботили двух венценосных родственников и друзей?

Баварский Король — сын Русской Царицы?

Начало переписке положило личное знакомство (в 1864 г. в баварском курортном местечке Киссинген) недавно взошедшего на престол 18-летнего баварского монарха с очаровавшей его российской Императрицей. Несмотря на разницу в возрасте в 21 год, Людвиг так сражен красотой, умом и харизмой Марии Александровны, что… провозглашает ее своей «истинной матерью», а себя — ее сыном.

Кстати, делает он это письменно — в путевом альбоме Императрицы, который сохранился до наших дней в Москве. Очевидно, что для многодетной матери такой шаг эксцентричного племянника стал сюрпризом. В первом же письме после расставания она напишет: «…Нужно ли говорить тебе, что я думаю о тебе, молюсь за тебя, желаю помочь тебе во всем, насколько это в моих силах и если то угодно Богу, но для этого он дал тебе мать, которая непременно может делать это лучше меня…»

Портрет короля Людвига II
Король Людвиг II

Теща или возлюбленная баварского Короля?

Людвиг II Баварский слыл «сказочным королем» как человек, живущий в мире средневековых рыцарских историй: в своем мире грез он предстает в образе Лоэнгрина, переносится в сказание о Тристане и Изольде…

Но каждому рыцарю положено иметь Прекрасную даму, Людвиг не станет исключением: «Никто не может обожать тебя, любить и боготворить как я, никто; никого в целом бескрайнем мире я не люблю даже отдаленно так, как тебя, никого, так я больше никогда не смогу полюбить, никого», — такими признаниями изобилуют письма Людвига в адрес своей тетушки.

Если не знать о родственном и социальном положении автора этих строк и их адресата, то вполне можно подумать, что это романтичное признание в любви. Удивительно, но Людвиг, действительно, «положил глаз» на Русскую Императрицу. Сохранилась его фраза: «Родись она чуть позже или я чуть раньше. Теперь я могу долго искать, пока не найду подходящую мне жену, сейчас же все больше думаю о ее дочери Марии» (читайте также: «Романы в письмах: любовная переписка великих людей, покорившая мир»).

О любимице русской Императрицы, ее единственной дочери-тезки Марии, Людвиг будет писать и одному из своих близких друзей. Баварская пресса еще в 1864 году напишет о помолвке Короля и юной Великой княгини. Однако, что-то пошло не так. Королевский двор будет регулярно давать опровержения периодически вспыхивающим слухам, а из опубликованной в 1930 году переписки мистическим образом исчезнет всякое упоминание о Марии Александровне младшей…

Международный политический тандем?

Традиционно Императрица Мария Александровна и Король Людвиг Баварский не рассматриваются в качестве заметных участников международной политики XIX века. Однако эпистолярное общение близких друзей и родственников еще как затрагивало стратегические вопросы как внутренней, так и внешней политики.

В 1869 году Мария Александровна пишет племяннику в связи с ситуацией после баварских выборов и строго наставляет его: «…Я следила с живым интересом за всем… И искренне сожалею обо всех трудностях, которые тебе создали выборы в палату депутатов и вызванный ими министерский кризис. Надеюсь, однако, что ты не позволишь этому сломать себя… Поверь мне, мало найдется стран, где монархическое начало еще так живо и сильно, как в Баварии! Но ты знаешь это лучше меня, только, прости меня, не делаешь всего, что мог бы, чтобы укрепить и сохранить его».

Король Людвиг II
Императрица Мария Александровна

Но и Людвиг разрушает в переписке карикатурный стереотип аполитичного правителя, вполне прагматично рассуждая о европейских политических реалиях: «… Если ты будешь так милостива поставить себя на минуту в мое положение, то поймешь, что, с политической точки зрения, я чувствую себя очень несчастным, я совершенно не согласен с навязанным ходом дел в Германии, и как суверен в принципе не могу быть согласен с этим; все мое существо жаждет избавления от этих злосчастных обстоятельств…».

Сказочный король на страже русского самодержавия?

Принято считать, что Сказочный король слыл поборником либерального подхода во всем. Однако одно из его писем Марии Александровне вполне можно принять за «цензурный донос»:

«….Услышал о недавно вышедшем произведении о Санкт-Петербурге, и при моем увлечении Россией, тотчас же обзавелся книгой. Она содержит много правдивого, но некоторые вещи в корне неверны и в ненавистном тоне, совершенно неверном не монархическом духе. Меня особенно возмутило то, что этот несчастный написал об Императоре Николае и о тебе. Пасквиль издан в этом году в Лейпциге и называется „Из Петербургского общества“. Быть может, удастся схватить этого политического преступника, который заслуживает быть приговоренным Императором к суровому тюремному заключению; не знаю, известна ли тебе эта работа».

Сложно доказать, что письму был дан ход, но факт остается фактом: автора целой серии анонимных публикаций, немецкого журналиста, историка и дипломата Юлиуса фон Эккарта, не только идентифицируют, но и попросят впредь отказаться от подобных публикаций, а также покинуть свой пост в гамбургском сенате.

Пророссийский правитель на баварском престоле?

Письма Короля Людвига II Баварского в адрес Марии Александровны поражают изобилием пророссийских патриотических прокламаций, что может быть не совсем типично для главы суверенного королевства: «Трижды благословенная и восхваляемая Россия, которая по праву называется Святой и для меня является идеалом империи, благословенная земля, в пределах которой живет народ, не похожий ни на один другой на широкой Божьей земле, народ, пылающий верностью и преданной любовью к своему Богом данному Государю».

Что это? Чудачество эксцентричного короля, искренние убеждения или продуманная стратегия, чтобы заручиться поддержкой России как супердержавы? А, может быть, это подготовка к собственной релокации …на Южное побережье русского Крыма?

Последние изыскания в секретном семейном архиве баварского правящего дома Виттельсбахов подтверждают поразительный факт: Баварский Король всерьез рассматривал вариант переезда в другую страну. С этой целю он снаряжает секретную миссию для изучения возможных мест для переселения: на ряду с Канарскими и Греческими островами Король рассматривал и Крым как потенциальное место жительства.

Москва, 1856 год

С диагнозом на троне?

В 70 % писем оба монарха пишут о различных аспектах их здоровья, делясь насущными вопросами — от насморка и растяжения сухожилий, описаний хода лечения вплоть до сложной и откровенной рефлексии их психологического состояния. Мария Александровна фактически диагностирует у Людвига социопатию, которая позднее проявится у баварского монарха в гипертрофированных формах и лишит его престола:

«Боюсь, у тебя есть такая склонность к одиночеству, к отгораживанию от мира и людей, я ее понимаю, потому что она есть и в моей природе, но я думаю, что мы должны побороть ее, так, как нас поставил Бог, мы не имеем права на нее…».

Именно в письмах к возлюбленной тетушке Людвиг предельно откровенно сформулирует осознание этой психической проблемы: «…Я уже начал намного больше выходить за свои пределы, ты знаешь, как мне это тяжко дается мне, так как природа моя замкнутая, все перерабатывающая и углубляющаяся в себя, с Божией и твоей помощью мне удастся стать лучше, ведь выявление неверных поступков, твердое намерение измениться есть первый шаг на пути к улучшению…»

Годы переписки как гладь воды отражают не только яркую сказку этих отношений, но и быль политической жизни, тонкие интригующие линии судьбы, человеческие эмоции и тайны. Всматриваясь в полотно переписки, мы видим, что оно соткано из страстей и чувств, характеров и психологии, амбиций и слабостей живых, реальных людей.

Мария Александровна и Людвиг – люди разных поколений, соединенные не только судьбой и общим языком, но и Россией: Мария Александровна, хоть и рождена в гессен-дармштадтском правящем доме, стала такой подлинно Русской Царицей, что обратила в свою «веру» и Людвига, баварского Сказочного короля.

Ирек Сулейманов
Ирек Сулейманов

Автор телеграмм-канала «Историк выходного дня», кандидат педагогических наук, германист, автор более 30-ти научных и научно-популярных работ, лектор и популяризатор малоизвестного письменного наследия российских императриц и европейских монархов.

Сайт

Фото: Getty Images

Джерело матеріала
loader
loader