Украинские оружейники изобрели необычный способ для производства снарядов для вооруженных сил. По сообщениям западных СМИ, в Украине занимаются печатью противопехотных бомб для ВСУ на 3D-принтере. И хотя такие боеприпасы не могут заменить реальные, они обладают рядом своих преимуществ: оболочки дешевле, а производство корпусов не требует больших затрат. Как происходит печать бомб на 3D-принтере и насколько эффективными могут быть такие боеприпасы – рассказал эксперт по вооружениям, главный редактор Defence Express Олег Катков.
Это супер вариант на самом деле. Когда мы говорим о 3D-печати, это новая технология, которая решает огромное количество вопросов, для которых необходимо было бы привлечь отдельные отрасли промышленности.
Когда мы говорим о таком боеприпасе, пусть это будет даже сброс для дрона – это все равно мини-бомба. Микроавиабомба, давайте так. Но все равно нужно изготовить корпус из металла. Для этого нужно иметь соответствующие прокатные возможности, уровень обработки, чтобы это было готовое изделие. Затем присоединить снаряд к хвостовикам, также имеющим соответствующую конструкцию. Все это металлообработка на станках. Желательно привлекать, конечно, станки с частично программным управлением, чтобы было банально меньше брака. На станках 60-х годов сложно произвести современное вооружение.
Но когда мы говорим о сбросах с дрона, о небольшом боеприпасе, то 3D-принтер решает эту задачу. И решает его в промышленных масштабах – можно печатать даже в комнате однокомнатной квартиры. И на самом деле многие так и делают. Загружается соответствующая готовая модель и принтер печатает. Естественно, он печатает не взрывчатку, не детонатор, а сам корпус, хвостовую часть. Далее в этот "футляр" можно разместить боевую часть, которая будет специально создана из другого боеприпаса или провести ее заливку – в данном случае, скорее всего, прессование – и присоединить к детонатору. И после этого уже можно говорить, что такой боеприпас существует и его можно использовать.
По себестоимости он будет значительно дешевле, чем из металла. Его можно производить быстрее. И если поставить дело на поток, то да, это, скажем так, результат современной цифровой индустриальной революции.
В конце концов, надо понимать, что вообще сейчас 3D-принтеры – совершенно новая тема. Есть принтеры, которые способны печатать не только из пластика, а могут производить металлические изделия. Во многих передовых армиях мира, в том числе в США, эти технологии уже начинают интегрироваться непосредственно в армию. Например, в США 3D-принтеры, позволяющие производить металлические изделия, уже применяются для того, чтобы в авиационных летно-эксплуатационных частях была возможность производить необходимые детали прямо на месте. Это крайне важно для поддержания летной способности, когда не нужно ожидать соответствующие детали в течение месяца, а их можно напечатать прямо на месте.
Здесь огромное преимущество в том, что когда мы говорим о, например, технологии 3D-печати, то вместо концентрации производства в одном месте – как эти советские заводы, которые занимают целые кварталы в городах, где автобусы ходят между цехами… Почему так было сделано? Потому что необходима концентрация всех производственных мощностей в одном месте. Когда речь идет о 3D-печати, то на самом деле благодаря этим принтерам можно организовать разветвленное производство. Это будет гораздо эффективнее, несмотря на объективно более сложную логистику.
Не все можно с помощью 3D-принтера сделать, но определенную часть задач можно решить. Вопрос в необходимости, а нужно огромное количество. Мы понимаем, что речь идет о десятках тысяч единиц изделий для дронов.
Но надо понимать, что такие вещи как, например, детонатор – а это высокотехнологичная вещь сама по себе – на 3D-принтере не сделаешь никак. То есть еще два компонента - детонатор и взрывчатку - необходимо производить на промышленных мощностях. Но их можно получать из-за границы через межгосударственные поставки.