В НБУ готовы вернуться к политике плавающего валютного курса, когда для этого сложатся определенные факторы.
О каких факторах идет речь и когда это произойдет?.
Возвращение будет контролированным.
У регулятора говорят, что во время первых месяцев войны политика фиксированного курса позволила сохранить макроэкономическую стабильность в стране.
Но со временем НБУ вернется к рыночному курсу.
“НБУ неоднократно говорил о том, что политика фиксированного курса, которая очень важна в первые месяцы войны, первые полтора года войны, позволила нам сохранить макроэкономическую, финансовую стабильность в нашем государстве”, - отметил член совета НБУ Василий Фурман в эфире национального телемарафона.
Однако в НБУ уверяют, что в долгосрочной перспективе политика фиксированного курса является не до конца правильной, потому что очень много может накапливаться дисбалансов в экономике.
Поэтому возврат к рыночному курсу неизбежен, в то же время он будет контролируемым.
“Даже если Нацбанк и будет переходить к плавающему обменному курсу, то этот курс будет под жестким наблюдением НБУ.
Никто не будет поступать так, чтобы ситуация была неконтролируемой.
Ситуация будет максимально контролируема.
Гривна может и усиливаться, может и ослабляться.
Но выскажу свою точку зрения как эксперта: это будут незначительные колебания”, – спрогнозировал Фурман.
По его словам, украинцы уже привыкли, что гривна была относительно стабильной валютой.
В отдельные периоды она усиливалась, в отдельные смягчалась, но вместе с тем курс гривны был более или менее понятен.
Если мы говорим о переходе сейчас к политике плавающего обменного курса, то чтобы это каждый из нас понимал: во-первых, это не в том понимании, что курс будет вообще определяться рынком.
Для принятия решения о возвращении к рыночному курсу нужно, чтобы совпало несколько факторов.
По словам Фурмана, для нас чрезвычайно важна именно макроэкономическая стабильность, финансовая стабильность, международная финансовая помощь, ситуация на фронте, инфляция (она у нас уменьшается, и это очень положительный фактор), ситуация в банковской системе – очень много факторов.
Если они сложатся, мы будем переходить к плавающему обменному курсу.
По мнению Александра Охрименко, президента Украинского аналитического центра НБУ уже понемногу отпускает гривну в свободное плавание.
“Фактически уже есть плавающий курс, потому что на межбанке курс 37,12 грн, хотя официальный - 36,6 грн”, - говорит эксперт.
В то же время, он считает, что нет смысла официально отменять фиксированный курс, потому что НБУ продает валюту для Министерства обороны (МО) по фиксированному курсу, и это проще.
Если будет гибкий курс, то придется МО закупать валюту по по более высокому курсу, что не стоит делать во время войны.
В свою очередь Александр Болтян, аналитик компании Esperio говорит, что в военное время фиксированный курс валюты полезен, поскольку он может помочь сохранить стабильность экономики и снизить влияние внешних шоков, таких как изменения цен на товары и услуги.
В то же время эксперт считает, что у фиксированного курса есть минусы.
Он может ограничивать возможности центрального банка для адаптации к изменениям в экономике, в частности, к инфляции.
Первые шаги уже делаются.
Регулятор уже готовит почву для возврата к рыночному курсу.
По словам Фурмана, принимая стратегию валютных смягчений, НБУ уже предусмотрел возможность перехода к политике плавающего обменного курса, то есть по существу той политики, которая проводилась до войны.
Напомним, правление НБУ в конце июня утвердило стратегию смягчения валютных ограничений, перехода к большей гибкости обменного курса и возвращения к инфляционному таргетированию.
Подготовка этого документа является одним из структурных маяков в рамках программы расширенного финансирования с МВФ, выполнение которого было предусмотрено до конца июня текущего года.
“Утверждение стратегии, предварительно согласованной с экспертами МВФ, означает выполнение Украиной очередного структурного маяка.
Разработка и реализация стратегии также направлена на выполнение положений основных принципов денежно-кредитной политики на период военного положения, утвержденных Советом НБУ в апреле 2022 г.”, - говорят в НБУ.
Положения основных принципов денежно-кредитной политики предполагают возврат к инфляционному таргетированию, ведь этот режим позволяет обеспечивать одновременно достижение целей НБУ по ценовой и финансовой стабильности и поддержанию устойчивого экономического роста в длительной перспективе.
Каждое из трех направлений утвержденной стратегии содержит общее описание последовательности этапов, ключевых приоритетов, принципов и надлежащих предпосылок реализации.
В то же время Фурман отметил, что когда НБУ говорит о стратегии валютных смягчений, то временных рамок на этот счет нет.
“НБУ будет внедрять стратегию последовательно и постепенно, делая упор на наличии необходимых предпосылок.
Так, например, сложившиеся надлежащие предпосылки позволили НБУ смягчить целый ряд валютных ограничений в июне.
В то же время, предпосылки для последующих шагов еще формируются”, - отмечает финрегулятор.
Напомним, НБУ уже смягчил некоторые валютные ограничения, в частности, разрешив резидентам осуществлять переводы за границу для обслуживания и возврата новых внешних кредитов.
Охрименко считает, что политика снятия валютных ограничений очень важна, и она будет способствовать возвращению к плавающему курсу.
“НБУ постепенно снимает ограничения по валютным операциям.
Разрешили покупать валюту для оплаты услуг за границей, ранее запрещали.
Сняли ограничения по покупке валюты для банков и страховых компаний.
Обещают снять ограничения по выплате дивидендов за границу.
Может быть отменено и ограничение перечислений валюты за границу частным лицам или хотя бы увеличат лимиты.
Это все шаги, способствующие возвращению к гибкому курсу”, – говорит эксперт.
Ситуация стабильная.
Сегодня, по словам Фурмана, существует дисбаланс на валютном рынке, и НБУ даже в нынешних условиях вынужден выходить с интервенциями, продавая из золотовалютных резервов около 1,7-2 млрд долл.
Вместе в тем, объем резервов на сегодняшний день находится на историческом максимуме - около 42 млрд долл.
по состоянию на 1 августа.
Нынешнюю ситуацию на валютном рынке представитель регулятора охарактеризовал как стабильно контролируемую.
Он подчеркнул, что простые граждане вообще не должны переживать по поводу валютно-курсовой политики, поскольку НБУ обеспечит максимальный контроль ситуации.
“И я думаю, что как раз за полтора года войны, уровень доверия к действиям НБУ был у населения достаточно высоким.
Если мы говорим о доверии к банковской системе, то остатки средств физических и юридических лиц во всех валютах увеличились более чем на 600 млрд грн за полтора года войны.
Это является “голосованием гривной” в поддержку действий НБУ населением и бизнесом.
И депозиты увеличиваются, и средства на текущих счетах – я говорю о сумме”, - добавив Фурман.
Соответственно НБУ и впредь будет сохранять жесткие монетарные условия путем поддержания достаточно высокого уровня процентных ставок в реальном измерении: это будет обеспечивать высокую привлекательность гривневых активов и таким образом позволит минимизировать риски для курсовой устойчивости.
Виктория Хаджирадева.