Сейчас за модой следить легко: последние тренды мы моментально узнаем из глянцевых журналов, социальных сетей и диджитал-изданий, где можно рассмотреть снимки с показов в Париже, Милане и Нью-Йорке, изучить коллекции мировых брендов и прочитать экспертные обзоры. Во времена Советского Союза дела обстояли иначе — журналов практически не было, а купить импортную одежду казалось невозможным простым девушкам.
Поэтому, когда в 1959 году в Москву прилетела команда бренда Christian Dior во главе с Ивом Сен-Лораном, местные модницы были впечатлены. Как прошел первый показ в истории СССР и чем он запомнился?
Почему шоу Christian Dior должно было пройти в СССР?
К концу 50-х годов товара в СССР по-прежнему не хватало, так как государство отдавало все силы на развитие тяжелой промышленности. Ткани производили в основном в белом цвете из-за высокой цены на краску. Женщины, устав от однотипной одежды, стали шить ее самостоятельно — это разнообразило фасоны платьев, юбок и блуз, однако смастерить что-то стильное по последним мировым тенденциям удавалось не каждой. Более того, менталитет Советского Союза предполагал равенство (и не только социальное): за модную одежду осуждали, а особо агрессивные люди могли даже избить несчастного «стилягу».
Зато в Париже наступал расцвет модной индустрии. После смерти Кристиана Диора его позицию в модном Доме занял Ив Сен-Лоран, тогда еще молодой 22-летний дизайнер. Перед ним стояла задача сохранить наследие Диора и привлечь в бренд новых клиентов. Именно поэтому он решил познакомиться с женщинами СССР и отправился на самолете с командой в 1959 году в Москву (читайте также: Модницы за железным занавесом: как женщинам в СССР удавалось стильно одеваться).
Стоит отметить, что Ив любил славянскую культуру и впоследствии часто использовал национальные мотивы в собственном бренде. Однако на тот момент Советский Союз стал новым горизонтом для дизайнера, и было непонятно, как воспримут его творения у нас.
Ежедневные шоу, литры духов и сотня чемоданов — как проходили показы
10 июня в Москву прилетели 12 моделей, парикмахеры, визажисты и сам Ив Сен-Лоран. Борт самолета насчитывал 120 чемоданов с одеждой, обувью и аксессуарами, а также почти 500 литрами духов, незначительная часть которых ушла на манекенщиц, а вся остальная подарена чиновникам, их женам и влиятельным лицам СССР.
За несколько дней до события по всей столице развесили афиши с изображением элегантной женщины и надписью «Французские моды. Парижский дом моделей. Кристиан Диор». Безусловно, такое мероприятие не могло остаться незамеченным, поэтому в общей сложности оно собрало около 11 тысяч зрителей, среди которых были и представители власти, и работники ателье.
Модные шоу проходили в Доме культуры «Крылья Советов» строго по приглашениям по 2-3 раза в день, поэтому за пять дней показов манекенщицы прошли по подиуму около 140 раз, но зрителям все было мало — они без устали примеряли на себя глазами необычные образы и сравнивали советскую и французскую моду (читайте также: Особо секретно: где одевалась элита СССР).
Противоречивая реакция и недоступная мода
Но могли ли вписаться парижские тренды в гардероб советских дам? Французский Дом моды устроил моделям фотосессию на улицах Москвы, на снимках которой был четко виден контраст: роскошные костюмы заметно выделялись на фоне простых женщин, ограниченных в выборе одежды. Тем не менее, не стоит забывать, что Christian Dior всегда был ориентирован на элитарность и люкс, а потому, позволить себе его могли и далеко не все парижанки.
Смотря на фотографии, можно сказать, что наряды модного Дома никого не оставили равнодушными. Некоторые восхищались, а кто-то завидовал, и завидовать, действительно, было чему. Манекенщицы ходили по Москве в шелковых чулках, дефицитных в СССР, носили шляпы и туфли-лодочки, в то время как местные девушки были в косынках и сетчатых сандалиях.
Французскую моду в Советском Союзе посчитали странной и непрактичной. Вот что о показе Christian Dior писали авторы «Огонька»: «Зачем платья из плотной шерсти так сильно открыты? Ведь это почти сарафан. Для нас, северян, это не особенно практично. А летом, даже вечером, будет жарко в таком платье. Платья коротковаты. Полных и низкорослых это вряд ли украсит. Ручная вышивка по тюлю — это, конечно, очень красиво, но кто может позволить себе такую дорогую вещь?»
Влияние на моду СССР
Тем не менее, Ив Сен-Лоран все же повлиял на моду Советского Союза. В 1967 году в Москве состоялся первый Международный фестиваль мод, в котором приняли участие 1700 фирм с разных уголков планеты: Японии, Польши, нынешних стран СНГ. Впоследствии было подписано торговое соглашение, что увеличило разнообразие одежды на рынке (читайте также: Дефицитом не напугать: 5 модных лайфхаков из СССР, которыми пользовались все — их стоит взять на заметку).
Для дизайнеров тоже нашлись плюсы: они получили разрешение ездить за границу и показывать свои работы за рубежом. В числе таких счастливчиков был и Вячеслав Зайцев, изменивший советскую моду и вошедший в историю как талантливый модельер. Его мастерство заключалось не только в умении шить безупречную по крою одежду, но и в том, что творил он в стране со строгими порядками.
Именно Зайцев показал гражданам СССР моду с новой стороны и показал, как можно одеваться по-другому. И если в 1959 году к коллекции Сен-Лорана отнеслись с долей пренебрежения из-за «буржуазности», то советского дизайнера приняли тепло и радушно. Во многом благодаря ему нынешняя мода остается самобытной, а российские дизайнеры продолжают представлять коллекции на международной арене (читайте также: «Красный Диор»: самые роскошные модные творения Вячеслава Зайцева, которые навсегда войдут в историю).
Фото: Getty Images, Legion Media