Flawless Victory. Путь "Смертельной битвы" от скепсиса до классики игровых экранизаций
Mortal Kombat – одна из самых любимых видеоигровых серий среди кинематографистов. Только за последние годы по ее мотивам вышли три анимационных фильма и игровой фильм-перезапуск от режиссера Саймона МакКвойда. Последний побил рекорд сервиса HBO Max по просмотрам и уже в следующем году получает сиквел.
Мощный фундамент такой востребованности "Смертельной битвы" на больших и малых экранах заложила уже первая экранизация 1995 от режиссера Пола В.С. Андерсон. Liga.tech разбиралась в том, почему геймеры все еще любят ее как лучший пример адаптации видеоигры в формате фильма.
Из аркадных салонов в кинотеатры
В 1993 году кинопродюсер и деловой партнер Джеймса Кэмерон Лоренс Касанофф посетил нескольких своих друзей в студии Midway Games. Разработчики дали ему поиграть в файтинг Mortal Kombat, который тогда как раз доминировал в залах аркадных автоматов. Уже через полтора часа игры Касанофф заявил, что хотел создать фильм по ее мотивам. Однако глава Midway Games Нил Никастро идею забраковал, ведь не считал, что МК может быть чем-то больше, чем просто аркадная игра. Недоверие было ожидаемым: в том же году состоялась премьера "Супербратьев Марио", которая получила ужасные отзывы и с треском провалилась в прокате. И это при том, что в ее основе лежала еще более узнаваемая игра.
Касанофф проявил назойливость и в течение следующих трех месяцев продолжал убеждать разработчиков. В конце концов Midway сдались под натиском продюсера, но согласились продать права только на очень ограниченный срок. Как позже упоминал геймдизайнер МК Эд Бун, он не относился к проекту серьезно и был убежден, что дальше разговоров дело не пойдет. И тут внезапно в студию начали звонить по согласованию кастинга ленты.
Следующим вызовом для Касаноффа стал поиск режиссера. После фиаско "Супербратьев Марио" более или менее опытные постановщики наотрез отказывались работать над еще одной экранизацией видеоигры. Это и стало удачливым билетом для Пола В.С. Андерсона, в активе которого на тот момент была всего одна лента – независимая криминальная экшен-драма "Шоппинг". Она попала в программу фестиваля Санденс, что позволило молодому британцу впервые обратить на себя внимание американских продюсеров. Кстати, Шоппинг также запустил карьеру актера Джуда Лоу, для которого это была первая главная роль в полнометражном кино.
Скорее всего, Касаноффа и других продюсеров экранизации Смертельной битвы убедил тот факт, что первая работа Андерсона содержала очень много жестоких сцен, из-за чего Шопинг отказались крутить некоторые кинотеатры, а на носителях вышла урезанная версия. МК же заработал себе репутацию во всех смыслах именно благодаря крайне высокому уровню насилия. К тому же Андерсон рассказал, что неплохо разбирается в визуальных эффектах, что было преувеличением. Позже он вспоминал, что обегал книжные магазины и скупал всю литературу о спецэффектах и CGI, так что к началу съемок его слова уже перестали быть таким преувеличением.
Для Андерсона постановка была двойной удачей. Во-первых, это был большой студийный фильм, а значит, в случае его успеха режиссер мог закрепиться в Голливуде. Во-вторых, со Скорпионом или термином "фаталити" британец был знаком из первых рук. В начале карьеры он частенько приезжал в Лондон для собеседований и часты были ситуации, когда одна встреча была назначена на 10:00, а другая – на 15:00. Поскольку в столице Пол никого не знал, время между ними проводил в залах аркадных автоматов, где одной из любимых его игр стало именно МК.
Дрим-тем, несостоявшийся
"Смертельная битва" могла получить настоящий ансамбль звездных исполнителей. Роль Джонни Кейджа интересовался Жан-Клод Ван Дамм. Ирония, что персонаж был придуман в качестве небольшой мести Midway Games актеру. В свое время студия хотела привлечь бельгийца к созданию игры, но тот предпочел другую команду. Поэтому разработчики и добавили в МК самовлюбленную звезду боевиков о восточных единоборствах с созвучным именем Джонни Кейдж. Если бы Ван Дамм согласился, это был бы интересный пример циркуляции аллюзий, но бельгиец предпочел другую экранизацию другого файтинга – Street Fighter.
В сети циркулируют слухи, что роль Кейджа мог сыграть еще один мастер восточных единоборств – Брэндон Ли (сын Брюса Ли). Андерсон подтвердил, что такой вариант рассматривался, но даже до официального предложения дело так и не дошло. Роль Джонни Кейджа получил американский актер Линден Эшби.
Соню Блейд могла сыграть Кэмерон Диаз, которая после "Маски" считалась одним из самых перспективных старлектом Голливуда. Актриса уже даже приступила к тренировкам, на одной из которых травмировала запястье. Продюсеры не стали ждать ее возобновления и передали роль Бриджетт Уилсон.
Интересная история связана с выбором Скорпиона. Каскадеру и мастеру восточных единоборств Крису Касамасси на прослушивании сказали, что уже набрали актеров на все роли, остались только бойцы массовки. Однако его презентация так поразила продюсеров, что его пригласили еще на несколько проб. В конце последней к нему подошел Андерсон и поздравил с получением роли мстительного ниндзя.
Исполнитель роли Лю Канга гонконгский актер Робин Шу сначала вообще не хотел сниматься. Хотя это и был блокбастер, артиста отблагодарила глуповатое по его мнению название. Однако под давлением агента согласился и не прогадал.
В качестве бога грома и защитника Земного царства продюсеры видели Шона Коннери. Первый Бонд даже не стал читать сценарий и отказался по крайней экстравагантной причине – не хотел отвлекаться от игры в гольф, которая тогда всерьез его увлекла. Роль отошла звезде трилогии "Горец" Кристофер Ламберт, чье имя на афише стало главным стимулом для зрителей, незнакомых с игрой. Как и режиссер, актер увлекался МК и считал, что сценаристы ленты провели хорошую работу. Также Ламберт, имеющий французские корни, озвучил своего персонажа во франкоязычном дубляже.
Импровизации, сломанные кости и поездки на лодке
Пол В.С. Андерсон не стал строго соблюдать сценарий и позволил актерам изменять или выбрасывать то, что они считали ненужным. Не сдерживал постановщик и чувство юмора на съемочной площадке: большинство комических эпизодов с Рейденом и Джонни Кейджем были придуманы самими актерами. Правда, в студии решили, что комического получилось многовато, поэтому часть эпизодов "зарезали" на монтаже.
Также для Андерсона было важно снимать на фоне аутентичных декораций, поэтому в качестве места был выбран Тайланд, где было немало идеально подходящих пейзажей и пляжей. Единственной проблемой было то, что до некоторых мест можно было добраться только на лодке, поэтому актерам и съемочной команде приходилось каждый день кататься с необходимым оборудованием.
Один из главных антагонистов фильма Горо для своего времени являлся вершиной технологий визуальных эффектов и аниматроники. Четырехрукий чемпион Смертельной битвы выглядел словно живой на экране, но это имело большую цену. Движения модели были ограничены, а некоторые части часто ломались, что привело к многочисленным задержкам съемок. Съемочная команда частенько шутила, что Горо – типичная привередливая прима, которая отказывается работать.
Согласно оригинальному сценарию, экранизация должна стать такой же брутальной как и начальный МК. Однако в студии не хотели взрослого рейтинга R, так что режиссеру пришлось переписывать сценарий и уменьшать уровень насилия, пока не был получен желаемый подростковый PG-13. Несмотря на это, всевозможных травм и ушибов на съемочной площадке было с избытком. Линдону Эшби отбили почку, а Робину Шу – сломали два ребра. Последний очень боялся, что съемки могут прекратить и не подавал вид, только попросил напарников не бить по месту травмы. В больницу он уехал уже после окончания съемок. Стоит сказать, что актеры страдали не зря – даже сейчас экшен в фильме смотрится довольно прилично.
Наиболее эффектными эпизодами считаются поединки между Лю Кангом против Рептилии и Джонни Кейджа против Скорпиона. Интересно, что добавили их уже после тестовых показов, участники которых сказали, что в фильме мало тех же битв. Интересно, что Рептилию сыграл Кот Кук, также воплотивший Саб-Зиро. Это можно считать определенной данью уважения, ведь и в игре эти персонажи имели одинаковые модели, отличавшиеся только цветом. Непривычным для боевика 90-х отсутствие романтической линии, только намеки. По словам Шу, она была в оригинальном сценарии, но не попала в финальную версию.
Что было дальше
Поначалу критики встретили ленту довольно прохладно, что очень огорчило Пола Андерсона. Однако печаль быстро развеялась после первых отчетов по кинотеатрам: "Смертельная битва" стала одним из лидеров проката и по результатам собрания собрала $120 млн при бюджете в $20 млн.
Не в восторге были и зрители-геймеры из-за некоторых разногласий с сюжетом игры – например, Горо побеждал Кейдж, а не Лю Кан. Но с течением времени и выходом других экранизаций они изменили мнение.
Студия запустила в работу сиквел с подзаголовком "Истребление", но Андерсон отказался его ставить, отдав предпочтение космическому хоррору "Сквозь горизонт". Кристофер Ламберт и Бриджит Уилсон тоже не стали возвращаться к своим ролям. Предчувствие их не подвело: сиквел обернулся масштабным провалом и титулом одной из самых плохих видеоигровых экранизаций. Шлейф негатива был настолько мощным, что о новой полнометражной экранизации задумались только в 2016 году. Хотя полностью с экранов МК не исчезал: выходил сериал и анимация.
Отсылки к MK можно увидеть и в антологии "Черное зеркало". В 2019 году вышел пятый сезон с серией "Гадюки атакуют" (Striking Vipers). Эта виртуальная игра с характерными героями и пейзажами, прототипом которой выступает Mortal Kombat, вырывает персонажей из реальной жизни.