Что делает Украина, чтобы вернуть экспорт зерна в соседние страны
Что делает Украина, чтобы вернуть экспорт зерна в соседние страны

Что делает Украина, чтобы вернуть экспорт зерна в соседние страны

Украина пробует разные варианты разрешения конфликта, возникшего на фоне продолжения запрета экспорта нашего зерна в Польшу, Венгрию и Словакию.

Что это за варианты и почему для нас так важно найти общий язык с соседями?.

Иск к ВТО.

Украина пробует разные варианты решения “зернового кризиса” с соседями.

Среди них: иск во Всемирную торговую организацию (ВТО), запрет на импорт некоторых сельхозтоваров из этих стран, двусторонние переговоры с каждой из них, попытки разрешить конфликт с помощью Еврокомиссии.

Рассмотрим каждый из этих шагов по отдельности.

Как известно, Украина подала иск в ВТО на страны, которые в одностороннем порядке отказались прекратить запрет на экспорт некоторых сельхозтоваров из Украины.

Такие действия Украины уже вызвали беспокойство у так называемой Вышеградской группы, в состав которой входят Польша, Чехия, Венгрия и Словакия.

Группа стран призвала Украину отозвать жалобу в ВТО по поводу ограничения импорта украинского зерна.

Министры сельского хозяйства этих стран заявили, что отзыв Украиной жалобы в ВТО из-за эмбарго на зерно улучшит “атмосферу во взаимоотношениях” между государствами.

“С большим удивлением и беспокойством мы восприняли решение относительно жалобы Украины на нашу страну в ВТО и ожидаем, что Украина отзовет это решение”, - сказал заместитель министра сельского хозяйства Польши Ришард Бартосик.

По его словам, на вопрос, отзывает ли Украина жалобу, министр аграрной политики Украины Николай Сольский не ответил.

Эксперты считают, что вряд ли иск в ВТО поможет решить вопрос.

Так, Алексей Кущ, эксперт аналитической компании “Объединенная Украина” считает, что эти шаги ничего не дают, потому что суды могут идти годами.

В то же время и отзывать иск, если мы уже его подали до тех пор, пока не будет отмены эмбарго, не нужно, ведь из заявлений официальных представителей стран-соседей видно, что они этого опасаются.

Это рычаг давления, который не надо упускать.

Ответное эмбарго и двусторонние переговоры.

Также Украина планирует ввести эмбарго на некоторые овощи и фрукты из Польши, в частности лук, помидоры, капусту и яблоки.

Это попытка убедить Польшу сделать шаг назад в своем запрете на импорт зерна, сообщил заместитель министра экономики и торговли Тарас Качка.

По мнению Куща, лучше вместо блокады польских овощей и фруктов ввести пошлины на свинину, молоко, сыры и колбасы.

“Пошлина – более цивилизованная мера, чем блокировка.

На мой взгляд, лучше бы выровнять пошлинами условия конкуренции и, заодно, применить асимметричный ответ: пошлину за блокаду.

Ведь наши производители работают в условиях дефицита электроэнергии, трудовых ресурсов и постоянных обстрелов.”, – говорит эксперт.

В то же время, Украина проводит двусторонние переговоры с каждой из стран, блокирующих наш экспорт.

“Мы не настроены на конфликт.

Мы настроены на конструктив, готовы к переговорам, к консультациям”, - подчеркнул министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

Министры сельского хозяйства Украины, Польши, Венгрии и Словакии регулярно встречаются и пытаются найти выход из кризиса.

Сотрудничество является Еврокомиссией.

Безусловно, пытаясь разрешить конфликт, Украина сотрудничает с Еврокомиссией.

ЕК, как известно, не поддержала продление запрета после 15 сентября.

Сегодня Еврокомиссия проведет заседание координационной платформы по украинскому экспорту.

“Мы пригласили все соответствующие государства-члены, и у нас будет возможность финализировать этот план действий, чтобы он мог начать действовать как можно быстрее”, - сказала спикер ЕК Мириам Гарсия Феррер.

Феррер напомнила о том, что заданный план действия по решению вопроса зернового экспорта был разработан Украиной и имеет различные составляющие, охватывающие: установление более жесткого контроля за экспортом продукции; проведение информационной кампании по разъяснению уязвимости рынков в странах-соседях; обобщение информации о конечных потребителях украинской сельхозпродукции.

Главным элементом является введение лицензирования экспортных операций с аграрными продуктами, на которые ранее распространялись защитные меры со стороны ЕС, включая пшеницу, кукурузу, семена подсолнечника и рапса.

“Этот план действий, представленный Украиной, касается пяти стран: Польши, Венгрии, Словакии, Румынии и Болгарии.

Есть очень конструктивное участие со стороны всех сторон.”, - добавила Феррер.

План Украины и ЕК состоит в том, чтобы контролировать экспорт.

В свою очередь министр агрополитики Украины Николай Сольский разъяснил, как он будет действовать на практике.

“Мы согласовываем с ЕК и странами-импортерами необходимый перечень и объем аграрной продукции четырех культур.

Они в свою очередь определяют, готовы ли принимать эти культуры, когда и в каких объемах.

Только после этого мы выдаем разрешения нашим предприятиям на экспорт той или иной продукции.

То есть, Украина контролирует свой экспорт и согласовывает его с принимающими странами”, - говорит он.

Известно, что Украина уже готовит с Румынией и Болгарией документы по внедрению механизма верификации и согласования четырех групп аграрного экспорта.

По словам премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля, уже есть реакция и со стороны других заинтересованных стран.

“Четыре страны проработали украинский план, высказали свои конструктивные замечания и предложения и готовы к обсуждению.

И только одно государство – против.

К сожалению… У нас нет этому ни логического, ни экономического объяснения”, - заметил премьер-министр.

Он не уточнил о какой стране идет речь.

Но известна реакция Польши.

“Украинская сторона сказала, что если Польша скажет, что ей не нужны четыре зерновых культуры до конца года, то лицензии не будут выдаваться.

Это вопрос, который должна рассмотреть наша сторона, но извне это предложение выглядит как хорошее предложение”, – объяснил министр сельского хозяйства Польши Роберт Телус.

Строить логистику вместо ссоры.

Интересно, что, по мнению некоторых экспертов, есть и другие варианты разрешения зернового кризиса, на которые почему-то ни украинская, ни польская сторона не обращают внимания.

Так, Кущ говорит, что проблемы с экспортом украинского зерна через черноморские порты могли стать отправной точкой общего польско-украинского логистического бизнеса.

“Можно построить “сухие порты” в Польше для украинского зерна на условиях таможенного склада или раздаточный транспортный хаб во Львовской области, где будут созданы точки перехода с украинского на европейский путь, или включить Украину в колоссальный европейский инфраструктурный проект Rail Baltica - железнодорожный коридор на европейской колее из стран Балтии в Польшу через Сувальский коридор”, - говорит эксперт.

На этом каждая сторона могла заработать большие деньги.

Плюс под эти проекты можно подтянуть миллиардное инфраструктурное финансирование из ЕС.

Эксперт говорит, что все эти предложения могли бы создать систему масштабной транспортировки украинского зерна в Польшу и хранение там на условиях таможенного склада без поступления на внутренний рынок и без ущерба для местных фермеров.

Из сухих портов зерно потом можно транзитировать по территории Польши в балтийские порты и продавать на мировых сырьевых рынках по мере улучшения ценовой конъюнктуры.

Продавать в Азии и Африке – на наших традиционных рынках сбыта.

Почему так важно вернуть экспорт?.

Для Украины очень важно добиться возвращения экспорта зерновых в страны-соседи, ведь из-за блокады Россией “зернового коридора” нам нужен европейский рынок сбыта.

Известно, что зерно – одна из важнейших статей нашего экспорта, именно его продажа приносит в бюджет наибольшее количество денег.

К примеру, в прошлом году мы заработали на этом 23 млрд долл.

Именно из этих средств Украина финансирует армию, ведь брать деньги с помощи Запада на оборонные нужды нельзя, только на социальные расходы.

Денис Марчук, заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета подсчитал, что каждый месяц, начиная с апреля, когда начал действовать запрет, не имея возможности импортировать в эти пять стран, мы теряли около 170 млн евро.

А к концу года потеряем до 600 млн.

Виктория Хаджирадева.

Теги за темою
Євросоюз експорт
Джерело матеріала
loader
loader