Бизнес развивает страницу в Инстаграм или Телеграм-канале, считая, что в интернет-магазине нет необходимости.
Некоторые же открывают сайт только в качестве «визитки», активно не используя его по назначению.
Но может ли соцсеть полноценно обеспечить развитие бизнеса и заменить функционал интернет-магазина?.
В поиске ответа команда Shop-Express, платформы для создания интернет-магазинов, обратилась к своим клиентам и разобрала их личные кейсы.
Все они активно ведут продажи как через соцсети, так и собственные интернет-магазины, поэтому имеют ценный опыт пользования разными каналами продаж.
Своим опытом с читателями поделились:.
Надежда Пташнюк — основательница бренда PTASHKA jewelry.
Ирина — соучредитель и креативный директор бренда TSE TOBI.
Оксана Железко — основательница бренда детской одежды Ripka.
Недостатки соцсетей, которые мешают эффективной онлайн-торговле После беседы с клиентами мы обнаружили несколько общих проблем, вызвавших негативный опыт торговли в социальных сетях.
Хаотичность и сложность заказов.
«К сожалению, в соцсетях невозможно обрабатывать большое количество заявок.
Это становится практически нереальным.
И я думаю, что появление интернет-магазина является обязательным ключом развития любого бизнеса», — Надежда, основатель бренда PTASHKA jewelry.
Стоит понимать, что соцсети априори не предназначены для продаж.
Они были созданы для общения и только потом пользователи начали использовать их для коммерческой деятельности.
Но функционал Телеграма, Вайбера или даже Фэйсбука не предусматривает «удобств» для онлайн-продаж.
Адаптировать соцсеть для торговли пытались владельцы Инстаграма.
Но даже новые фишки, такие как отметки цен на фотографиях товара, добавляют клиентам магазина лишь немного удобств.
«20 % клиентов готовы заказывать исключительно на сайте из-за удобства и отсутствия большого количества переписок.
На сайте человек может просто положить товар в корзину, оплатить и всё.
А некоторым, например, удобно делать заказ ночью.
У нас магазин детской одежды и подавляющая категория — это мамы, которые кормят детей ночью и параллельно со смартфона делают заказы через сайт», — Оксана, основательница бренда детской одежды Ripka.
Сделать заказ в социальных сетях сложнее, потому что вы должны дождаться ответа менеджера, пообщаться с ним, получить номер счета для оплаты.
Для бизнеса тоже много ограничений, потому что все заказы принимаются в директе.
Все обращения в комментариях и личные сообщения должны быть обработаны и зафиксированы (а это непростая задача).
Чем больше у вас клиентов, тем сложнее становится процесс принятия заказов.
Риск блокировки.
Социальные сети являются собственностью компаний, диктующих правила использования платформами.
Если вы случайно нарушите одно из правил — вашу страницу просто заблокируют.
Каждый бизнес, активно ведущий страницу в Фейсбук или Инстаграм, должен осознавать этот риск.
Есть много примеров, когда магазины навсегда теряли профили на тысячи подписчиков.
Меньший уровень доверия.
«Люди гораздо больше доверяют бренду с интернет-магазином, потому что считают, что этот бизнес более надежен», — Надежда, основательница PTASHKA jewelry.
Бизнес теряет часть клиентов, недоверчиво относящихся к брендам в соцсетях без собственного интернет-магазина.
Часто одно лишь наличие ссылки на интернет-магазин успокаивает человека, потому что в его глазах бренд становится более весомым.
Невозможность проведения безопасной оплаты.
Соцсети не оснащены удобными и безопасными сервисами проведения платежей.
Клиент должен платить за товар, просто получив номер карты в переписке (которую, кстати, очень легко удалить).
Такой нехваткой безопасности активно пользуются мошенники, поэтому многие не хотят оплачивать товар без гарантии безопасности.
Краткая информация об ассортименте и характеристиках товара.
Если у вас достаточно большой ассортимент или товар в разных комплектациях и цветах, предоставить полную информацию о нем в соцсетях будет очень трудно.
Здесь нет каталога и удобных фильтров, как в интернет-магазине.
Пользователю приходится листать сотни закрепленных в хайлайтс сториз, чтобы понять, какие позиции у вас представлены.
«В интернет-магазине у клиента есть возможность увидеть весь ассортимент сразу.
Настройка фильтров, ознакомление с характеристиками без ограничений и ожидания ответа от менеджера.
Клиент может сделать заказ круглосуточно, даже в час ночи», — Ирина, креативный директор бренда TSE TOBI.
Ограниченность в проявлениях идентичности бренда.
Соцсети ограничены рамками, в которых вы можете проявить себя.
У вас нет возможности изменить формат страницы в Инстаграм и воплотить собственные уникальные решения.
Все профили стандартизированы, поэтому вы действуете в пределах дозволенного.
Если же для вашего бренда важно делать все «по-своему» — это становится возможным только в интернет-магазине с индивидуально разработанным дизайном.
Как совмещать преимущества интернет-магазина и социальных сетей «Соцсети дают нам возможность общаться напрямую с нашими подписчиками.
Мы можем узнать больше о них, об их интересах и потребностях и, в том числе, учитывать это при создании наших продуктов», — Ирина, креативный директор бренда TSE TOBI.
Коммуникации — главное преимущество социальных сетей и причина того, что там развивается онлайн-торговля.
Клиент общается с менеджером в личных сообщениях, спрашивает советы в комментариях и получает желаемую обратную связь.
Не менее важна поддержка контакта с брендом.
Более тесная связь образуется тогда, когда человек становится вашим фолловером в соцсетях, следит за новостями и обязательно вспоминает ваш бренд при случае.
«Соцсети позволяют здесь и сейчас опубликовать оперативную информацию об акциях и скидках, подготовить за несколько минут креатив, быстро получив коммуникацию и фидбек», — Ирина.
Инстаграм, Пинтерест, Вайбер и другие платформы — важные каналы коммуникации, которые нельзя игнорировать.
Хотя они и не должны быть независимыми площадками для развития онлайн-торговли.
Если вы планируете серьезно заниматься бизнесом, нужно инвестировать в интернет-магазин и наладить его взаимодействие с социальными сетями.
Это можно осуществить благодаря таргетированной и контекстной рекламе, а также построению эффективной воронки продаж.
«Я работаю отдельно с сайтом и отдельно со страницей в Инстаграм.
На самом деле через рекламу больше приходит на Инстаграм.
А уже оттуда переходят и покупают на сайте», — Оксана.
На каком этапе развития бизнеса лучше запускать интернет-магазин Каждый бизнес имеет свой уникальный опыт, поэтому мнения о том, когда лучше открывать интернет-магазин, расходятся.
Многие предприниматели успешно начинали со страницы в соцсетях и лишь впоследствии открыли сайт, когда рамки соцсетей перестали их устраивать.
«Пришли мы к этому решению (ред.
созданию интернет-магазина) примерно через два года после старта нашей работы.
В начале в этом просто не было необходимости.
Но с течением времени, когда увеличилось количество клиентов и товаров, это стало необходимым.
Я считаю, что это важно как для удобства производителя, так и заботы о клиенте», — Ирина.
Другие считают, что наличие интернет-магазина дает больше шансов на успех в самом начале, поэтому запуск сайта и представительство в социальных сетях должны стартовать одновременно.
«Изначально можно развивать соцсети и параллельно интернет-магазин, потому что это значительно повышает доверие к бренду.
Также это отличный инструмент развития, который к тому же облегчает работу менеджеров.
Поэтому я считаю, что открывать интернет магазин нужно сразу», — Надежда.
Как интернет-магазин помогает упорядочить бизнес-процессы Благодаря функционалу интернет-магазина и возможности подключения дополнительных сервисов бизнес имеет возможность оптимизировать процесс продаж и даже перевести некоторые рутинные задачи в автоматический режим.
Перечислим базовые инструменты, помогающие клиентам Shop-Express:.
● CRM система.
Позволяет быстро и удобно обрабатывать заказы, собирать и хранить данные о клиентах (контактная информация, покупки, история обращений и т.
Также CRM позволяет свести в одно место всю коммуникацию с клиентами, в том числе из социальных сетей.
«На финальной стадии работы мы выбрали украинскую CRM-систему KeepinCRM.
Настроили её таким образом, чтобы заказы приходили сразу в нашу базу, а оплаты сразу фиксировались в фискальной системе, появлялся фискальный чек и создавались накладные Новой почты», — Надежда.
● Чат-боты на базе ИИ могут частично или даже полностью заменить менеджера.
Они ответят на любой вопрос, помогут клиенту выбрать товар и оформить заказ.
● Автоматическая выгрузка товаров в файл XML и последующая синхронизация с другими платформами и системами.
«Благодаря интернет-магазину наши клиенты дропшипперы автоматически видят обновление тех или иных позиций.
Также нет дополнительной коммуникации: с нашего сайта товары сразу переливаются на другой сайт», — Оксана, основательница Ripka.
● Умный поиск поможет клиенту найти нужный товар за считанные секунды.
Даже если он точно не знает название, достаточно ввести примерный запрос.
● Система управления запасами (ERP) — важный инструмент координации и организации запасов товаров.
Популярные ERP-системы, такие как SAP и аналогичные решения, автоматизируют процессы учета склада, заказа товаров и производства, способствуя минимизации излишков или нехватки товаров.
Подводим итоги Опыт наших клиентов показывает, что интернет-магазин — это незаменимый инструмент продаж и основной плацдармом для онлайн-торговли.
Социальные сети, в свою очередь, ценны в качестве канала коммуникации с покупателями, реализации маркетинговой стратегии и привлечения новых клиентов.
Но даже при высокой эффективности соцсетей на начальном этапе дальнейшее развитие бизнеса становится возможным только при наличии полноценной платформы для торговли и представительства бренда.