Миллионы украинцев из-за войны были вынуждены переехать в более безопасные регионы страны, а то и перебраться за границу. Дома многих из этих людей разрушены или полностью уничтожены врагом. О том, как вернуть беженцев в Украину, как обеспечить новым жильем тех, кто в нем нуждается, и как сделать украинские города безопасными и комфортными, в интервью "Апострофу" рассказала глава комитета Верховной Рады по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства ЕЛЕНА ШУЛЯК.
Новое жилье вместо разрушенного
- Один из самых обсуждаемых вопросов в контексте послевоенного восстановления – возвращение домой украинцев, которые сейчас находятся за границей. Что, по-вашему, для этого нужно?
- По последним данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, сегодня за пределами своего государства находятся около 8 миллионов украинцев. Это около 20% населения. Причем многие из них это люди, которые необходимы для того, чтобы восстановить страну, - женщины, дети, студенты...
Чтобы они вернулись в Украину, необходимо выполнение трех главных условий. Первое – это, конечно, безопасность. Люди, которые выехали, спасаясь от войны, вернутся тогда, когда поймут, что она им больше не угрожает.
Второе условие – это достойная работа. И третье – это решение проблемы с жильем. Сегодня сотням тысяч семей буквально некуда возвращаться. Их жилье либо полностью разрушено, либо значительно повреждено, либо находится на временно оккупированных территориях.
Чем лучше мы сможем выполнить эти три условия, тем больше стимулов будет у людей вернуться на родину.
– Как же мы планируем обеспечить выполнение необходимых условий?
- Над решением первой задачи без устали работают ВСУ.
Вторая требует эффективных действий от исполнительной и законодательной власти. Ведь одним только предоставлением грантов нельзя решить вопрос развития экономики. Необходимо создать независимое правосудие, способное обеспечить соблюдение права собственности. Кроме того, принимаются законы, направленные на развитие предпринимательства. В частности, создан режим "Дія.Сіті" для IT-сектора. Продолжается строительство современных индустриальных парков. Сегодня их зарегистрировано уже 68. И у 18 из них уже есть работающие резиденты, которые создают рабочие места.
И, конечно, жилье. Разрабатываются многочисленные решения для того, чтобы люди, пострадавшие от российской агрессии, не ждали судов и репараций от России, а могли получить жилье уже сейчас. Запущена программа "єВідновлення", которая позволяет получить средства на ремонт жилья, которое получило относительно небольшие повреждения. По этой программе люди могут получить до 200 тысяч гривен. И правительство уже получило почти 60 тысяч соответствующих заявлений.
С 1 января (2024 года) запускается программа для людей, которые уже отремонтировали свои дома за свой счет. Они смогут получить денежную компенсацию от государства.
Также расширяется программа "єВідновлення". Если до сих пор люди могли получить компенсацию ремонта на сумму до 200 тысяч гривен, то теперь к программе смогут подключиться люди, убытки которых достигают 500 тысяч гривен.
Также с декабря 2023-го украинцы смогут отоваривать полученные от государства жилищные сертификаты за уничтоженное жилье. Более того, с недавних пор люди могут подавать заявления на компенсацию за уничтоженное жилье в совместной собственности.
– Это все программы для тех, кто имеет жилье, которое еще можно отремонтировать. Но не всем так повезло . Целые города сегодня стоят в руинах.
– Правительство работает и над этой проблемой. Запускается проект обеспечения жильем граждан, чьи дома разрушены оккупантами. В качестве пилотного проекта взят город Мелитополь. Его жители, чье жилье было разрушено, смогут получить жилищные сертификаты и приобрести новое жилье.
– Но как человек может доказать, что у него в Мелитополе разрушили дом? Пока что украинские органы власти не имеют возможности направить туда своих инспекторов.
– В современном мире это уже не обязательно. Космические технологии позволяют нам не только убедиться, что жилье было разрушено, но и установить промежуток времени, когда это произошло.
После того, как этот механизм обеспечения жильем будет отработан на Мелитополе, правительство сможет масштабировать его на другие временно оккупированные города, некоторые из которых разрушены до основания. Мы видим в Мариуполе или Бахмуте десятки тысяч семей, которые утратили собственные дома и нуждаются в помощи государства для приобретения жилья.
– А где им будет предоставляться жилье? Предлагается разместить их компактно, создав Новый Мелитополь? Или они расселятся отдельно по всей стране?
– Мы не можем ограничивать людей в выборе места жительства. Поэтому каждая семья получит сертификат на сумму, которая соответствует рыночной стоимости уничтоженного жилья, и сможет сама выбрать новый дом там, где считает нужным, и такой, какой хочет: новостройку, использовавшуюся раньше квартиру или отдельный дом.
– Мало дать людям сертификаты. Нужно жилье, которое можно купить за них. И это жилье еще предстоит построить.
– Эта проблема имеет огромный масштаб. По данным правительства, на сегодняшний день повреждены или разрушены почти 40 миллионов квадратных метров жилья. Для сравнения: до полномасштабного вторжения в Украину за год строилось 10 миллионов квадратных метров. Таким образом, даже если представить, что сегодня война закончится, а масштабы строительства удастся восстановить до прежнего уровня, потребуется четыре года только для того, чтобы восстановить разрушенный жилищный фонд.
– Это требует не только много работы, но и денег. Откуда правительство возьмет средства на финансирование программы обеспечения жильем?
– В прошлом году создан фонд ликвидации последствий российской агрессии. Первыми поступившими в него деньгами были 17 миллиардов гривен, которые принадлежали российскому "Сбербанку" в Украине. Туда же попали средства других российских банков. Абсолютно справедливо, что эти деньги пошли на то, чтобы помочь пострадавшим от агрессии украинцам восстановить жилье.
В следующем году будет также активизирована работа по передаче Украине российских активов, арестованных за границей. Надеюсь, удастся найти юридический механизм, который позволит использовать эти деньги для восстановления Украины.
Фото: пресс-служба Елены Шуляк
100 миллионов тонн мусора
– Во многих городах, которые побывали под оккупацией, разрушено не только жилье, но и практически вся инфраструктура. Как будет восстанавливаться она?
– Для этого ведется работа над созданием планов комплексного восстановления населенных пунктов, пострадавших от агрессии. В ней принимают участие общины, военные администрации, международные партнеры, местный бизнес и т.д. На сегодняшний день разрабатывается 365 таких планов. Первым завершила создание такой программы Киевская область. Его можно видеть на портале Единой государственной электронной системы в сфере строительства.
При создании планов учитываются все изменения, которые произошли на территории общин: как изменилось население, какие предприятия закрылись или выехали, а какие, наоборот, заново созданы, каковы перспективные направления развития местной экономики.
Немаловажное значение уделяется и вопросам экологии. Ведь война сильно влияет на состояние окружающей среды. В результате массовых разрушений в Украине образовалось более 100 миллионов тонн строительного мусора. И их нельзя просто зарыть, поскольку это нанесет огромный вред.
Поэтому одной из отраслей, которая в ближайшее время будет очень актуальна для Украины, является переработка строительного мусора, чтобы его можно было использовать для нужд хозяйства: строительства, дорожных работ и т.д. Такого опыта в контексте количества и масштабов еще не было в мире, поэтому Украина должна предложить собственное решение данной проблемы.
- Огромный объем работ по восстановлению потребует большого количества стройматериалов. Справится ли с этими потребностями наша промышленность?
– Это действительно огромный рынок. Исходя из масштабов разрушений, он оценивается в 65 миллиардов долларов. И, конечно, лучше было бы, если бы эти деньги тратились не на импорт, а на продукцию отечественного производства.
Специальное исследование показало, что это вполне посильная для нас задача. Украинские производители способны обеспечить 90% потребностей в стройматериалах.
Правда, есть и узкие места. Мы видим дефицит мощностей по производству стекла. Сейчас в Украине нет ни одного производства окон для стеклопакетов. Также может возникнуть дефицит бетона, щебня, профиля ПВХ, минеральной ваты.
Появление таких мощностей в Украине позволит создать 100 тысяч рабочих мест, обеспечить 6 миллиардов долларов на заработные платы, создание 16 миллиардов долларов дополнительной стоимости и увеличение доходов бюджета на 1,4 миллиарда долларов в год.
– Кажется достаточно очевидным, что восстанавливать советские города или села так, как было, нет смысла. Они были неудобными и безнадежно устаревшими еще до войны. Планы восстановления дают шанс создать в этих городах новую, более современную и комфортную среду. Предлагают ли планы прогрессивные решения?
– Конечно. Возьмем, к примеру, Харьков. Город активно сотрудничает с ведущими архитекторами, например с мастерской лорда Нормана Фостера (британский архитектор, автор многих всемирно известных зданий, в частности, Рейхстага в Берлине, небоскреба "Сент-Мэри Экс 30" в Лондоне, виадука Мийо во Франции - "Апостроф") и лучшими украинскими архитекторами.
Полностью пересматривается концепция развития Харькова. В частности, предлагаются оригинальные решения, которые позволят разместить в центре крупные промышленные предприятия, сохранив при этом экологию и городскую среду. Также разрабатываются современные общественные пространства, которые позволят Харькову сохранить образ современного молодежного города.
Разрабатываются также концепции энергоэффективности. Имея бешеного соседа, нам нужно позаботиться об обеспечении энергией и об энергосберегающих решениях. Позволять себе отапливать атмосферу мы больше не можем.
Также проекты предполагают создание безбарьерной городской среды.
Первоочередным является, конечно, фактор безопасности. Ни одна страна в мире еще не подвергалась нападению с использованием таких вооружений, которые применяет Россия. Поэтому приходится предлагать принципиально новые решения в плане гражданской защиты.
– Ближайший к нам образец, пожалуй, Израиль.
- Опыт Израиля нам тоже не годится. Они строят в жилых домах защищенные бетонные помещения, куда люди прячутся в случае опасности. Такие хранилища защищают от ракет ХАМАС. Но от мощных российских ракет или авиабомб они не спасут.
– Какие же решения предлагаются для Украины?
– В первую очередь, это подземные укрытия. Активно разрабатывается концепция сооружений двойного назначения, которые могут в мирное время использоваться для других нужд, а на случай войны стать надежными бомбоубежищами с прочными стенами, вентиляцией и другими системами жизнеобеспечения.
Есть, например, идея, которая сейчас активно обсуждается с киевскими властями, - размещение бомбоубежищ под широкими улицами. Во то время, когда нет опасности, такие сооружения могут использоваться как паркинги, а при тревоге - как бомбоубежища.
- Помимо беженцев за пределами Украины мы имеем также большое количество внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) - по сути тех же беженцев, но таких, которые не пересекли границу. Они также нуждаются в специальном статусе и помощи. Однако сегодня представители правительства уже говорят, что статус ВПЛ нужно ограничить во времени. Есть ли план их адаптации на новых местах, чтобы можно было считать их не беженцами, а местными жителями?
– Это действительно масштабная проблема. По разным оценкам в Украине от 4 до 6 миллионов ВПЛ. И сегодня обсуждается вопрос о том, на какое время человеку предоставляется такой статус. Есть предложения ограничить его пятилетним сроком. На сегодняшний день парламент ждет предложений правительства по этому вопросу.
– Однако вряд ли можно просто лишить человека государственной поддержки, не обеспечив ему возможности нормально жить.
- Безусловно, прежде чем отменить статус ВПЛ, государство должно обеспечить людей всем необходимым, в первую очередь, жильем и работой.
И в Украине уже есть примеры успешного решения этих вопросов. Мне известен пример предприятия, которое после полномасштабного вторжения переместилось в Закарпатье вместе со своими сотрудниками. Конечно, возник вопрос, где их поселить. Арендовать жилье – дорого, а построить его за свой счет предприятие не имело возможности.
Выход был найден в кооперации. Областная власть, местная община и предприятие профинансировали строительство в равных долях. Такое решение стало выигрышным для всех сторон: и для переселенцев, и для бизнеса, и для общества. Думаю, такой опыт заслуживает максимального распространения.
Также нужно поддерживать бизнесменов, которые остались без своих предприятий. Недавно я разговаривала с человеком, который из-за российской оккупации потерял два кирпичных завода. Он готов построить в другом месте новое предприятие, но из-за ограничений в программе "5-7-9" не может получить недорогой кредит. Поэтому сейчас мы с коллегами работаем над изменениями, которые позволят получить кредиты людям, которые из-за войны потеряли свой бизнес, но обладают необходимым опытом и знаниями для того, чтобы основать новый.
Кто хочет получить компенсацию за все имущество, будет ждать денег от России – Елена Шуляк
Хочешь строить – договорись с компьютером
- Строительство – отрасль, которая находится в центре внимания общества. По всей Украине регулярно разгораются конфликты между застройщиками и местными жителями, в которых нередко доходит до драк. Новый закон "О градостроительной деятельности" должен решить эту проблему. Однако многие считают, что он лишь усугубит ее из-за того, что значительно снизит роль местных советов в принятии решений.
– То, что в обществе продолжается оживленная дискуссия по этому поводу, говорит, что ситуация в градостроительстве сегодня не удовлетворяет никого – ни застройщиков (в Украине не работает ни одна международная строительная компания), ни жителей городов, ни власть.
Отрасль стала рассадником огромной коррупции. Все знают, что в каждом большом городе есть закрытый круг допущенных местными властями застройщиков. Существующее законодательство позволяет закрывать глаза на нарушения, чем пользуются местные чиновники при выдаче разрешений на строительство. Результатом этого стало огромное количество строительных афер. Один только скандально известный застройщик Анатолий Войцеховский совершал в Киеве около 50 незаконных строек. Городские власти этого "не видели", в результате чего тысячи семей остались без жилья.
Поэтому и был создан новый закон о градостроительстве, радикально меняющий правила в этой сфере. И это всколыхнуло всех причастных – местную власть, застройщиков, гражданское общество.
– На какой стадии сегодня находится этот документ?
– Он принят парламентом, но еще не подписан президентом.
- Между тем, Еврокомиссия уже обнародовала замечания к нему, которые предостерегают от снижения роли местных властей при планировании строительства.
– Еще раз напомню, что нынешний порядок породил огромную коррупцию на всех стадиях согласования и осуществления строительства.
У нас впереди большое восстановление. И мы не можем позволить, чтобы ее осуществляла кучка людей, приближенных к местной власти.
– Но община может быть против, если вопрос о целесообразности тех или иных новостроек будет решаться без нее.
– Новый закон полностью запрещает строительство без всех необходимых разрешений. Напротив, он обязывает местные власти мониторить все стройки. И если на территории общины появился незаконный объект, вносить информацию о нем в базу данных, чтобы все контрольные органы знали об этом и принимали соответствующие меры.
- Кто же будет выдавать разрешения?
- Главная концепция, которую мы внедряем, - вся информация о строительстве должна быть в цифровом виде: сведения о собственности на земельные участки, вся проектная документация, все ограничения на строительство, результаты всех экспертиз. При этом анонимные документы не допускаются. На каждом из них должно быть имя человека, который поставил свою подпись.
Когда застройщик захочет построить какое-нибудь здание, он должен будет заполнить заявку на специальном портале. А система в автоматическом режиме проверит по базам данных всю информацию по данному участку. И если найдется какое-либо несоответствие (на участке находится арестованное имущество или здание, имеющее историческую ценность, застройщик хочет построить вместо жилого дома АЗС или залезть на "зеленую" зону и т.п.), то система автоматически выдаст отказ.
Таким образом, выдачей разрешений не будет заниматься ни местный, ни государственный чиновник. Это будет делать автоматическая система на основе имеющихся документов.
– Но все же Еврокомиссия увидела в законе нарушение прав местного самоуправления. Планируется ли внесение в него поправок, чтобы снять эту обеспокоенность?
– Думаю, можно обойтись без этого. Сейчас мы переводим этот закон на английский язык, чтобы представители Еврокомиссии могли увидеть первоисточник. Ведь на сегодняшний день они знают о нем преимущественно из пересказов Ассоциации городов и мэров. А при знакомстве с оригиналом их замечания, скорее всего, исчезнут.
- Однако вряд ли исчезнут замечания со стороны местных властей...
– Да, мэры городов возмущены. По их мнению, такой порядок – удар по децентрализации. Ведь только местные власти знают, что действительно нужно общине.
Тем не менее, мы сейчас видим в наших городах множество архитектурных монстров, которыми возмущена общественность. И все же они прошли через сегодняшнюю разрешительную процедуру с участием местных властей. Это как раз свидетельствует, что нынешняя система не работает. Поэтому может стоит остановить это и дать попробовать решить проблему Министерству цифровой трансформации?