Один из интереснейших музеев коммерческого автотранспорта в мире находится в австралийском городе Сиднее. И хотя он называется Sydney Bus Museum, но в его экспозиции, кроме местной автобусной экзотики, демонстрируются и раритетные грузовики.
Корреспонденту “Автоцентра” в свое время удалось там побывать, несмотя на, что на тот момент музей был закрыт для посетителей по причине аварийности здания. Выручила одна зацепка. Два раза в неделю там еще работал Bus Shop – магазинчик по продаже автобусной литературы и моделек.
В старом депо
Музей расположен на территории ныне действующего автопарка, в здании бывшего трамвайного депо, которое было построено еще в 1912 году. Когда-то оно вмещало до сотни трамвайных вагонов. В 1957 году было перепрофилировано в автобусный парк, а в 1988-м здесь открылся музей. Сегодня в нем насчитывается свыше 90 редких автобусов и грузовиков.
Кроме того, здесь представлены различные вещи, связанные с эксплуатацией автобусов, – от проездных билетов разных годов выпуска до формы кондукторов. Интересный экспонат – проходная автопарка 60-х гг., оборудованная устройством Time Clock, которое отбивает на личной карточке точное время прихода и ухода с работы.
Самый первый в Австралии автобус – английский Сlemsford (1905 г.). Двигатель – паровой; воду в котле подогревали керосиновые горелки.
У истоков
Первый в Австралии автобусный маршрут открыли 4 декабря 1905 года в Сиднее. Его протяженность составляла 1,8 км. Здесь работало два одноэтажных паровых омнибуса Сlemsford. Правда, пассажиров было немного, и 7 апреля 1906 года маршрут закрыли. Однако уже 28 числа открылся новый маршрут, длиной 2,8 км. На него выпустили два паровика той же фирмы, только уже двухэтажных. Но из-за высокой себестоимости перевозок и этот маршрут просуществовал недолго – до 29 мая.
По-настоящему развитие автобусных перевозок в Австралии началось лишь в 20-е годы. К 1930 году в Сиднее работало уже 587 автобусов с двигателями внутреннего сгорания, в Ньюкастле – 126. Все они принадлежали небольшим частным компаниям.
Старейший австралийский автобус, доживший до наших дней (1924 г.). Шасси – Ruggles (США), мотор – Hercules. Кузов на 22 места – сиднейской фирмы Syd Wood.
Пассажирский салон разделен на два отсека. Задний, с надписью Smoking, – для курящих. Некоторые окна – съемные, целлулоидные.
На рабочем месте водителя – деревянная панель с минимумом приборов и деревянный же обод руля.Обшивка борта – дощатая.
Первая государственная автобусная линия начала работать в 1932 году. В Англии закупали шасси преимущественно двухэтажных автобусов известных компаний: AEC, Albion, Leyland и Thornycroft с дизельными двигателями. Исключение составлял лишь Dennis – с бензиновым мотором. Кузова изготавливались австралийскими фирмами: Syd Wood, Weddington, Commonweath Engineering (Commeng), Motor Body Assembles (MBA) и др. К 1941 году парк Департамента дорожного транспорта насчитывал 375 двухэтажных автобусов (т. н. дабл-деккеров) и 84 одноэтажных.
Dennis Lancet II (1938 г.). Кузов на 34 места – Waddington. Мотор – Dennis (82 л. с.). Пятая передача – ускоряющая.
«Аскетический автобус» – Ford FCB 194 «Austerity» (1942 г.). Кузов – Properts Pty Ltd. (г. Ньютаун). Мотор – Mercury V8 (85 л. с.). Кузов предельно упрощен: деревянный каркас, брезентовая крыша. Мест – 52 (сид. – 26).
Дабл-деккеры Leyland Titan OPD 2/2 (1952 г.). Кузов – Clyde Engineering Co. (г. Сидней). Дизель – Leyland. У машины справа – КП Wilson с предварительным выбором передачи и пневмоусилителем.
Капотник в английском стиле (1939–1957 гг.). Шасси – Bedford ОВ, дизель – Perkins (70 л. с.). Кузов Syd Wood – с оцинкованными панелями. Мест – 48 (сид. – 33).
Автобус на американском шасси White WC16 (1948 г.). Своеобразный по дизайну кузов – Syd Wood. Мотор – бенз. (114 л. с.). Мест – 66 (сид. – 44).
Автобус на американском шасси White WC16 (1948 г.). Своеобразный по дизайну кузов – Syd Wood. Мотор – бенз. (114 л. с.). Мест – 66 (сид. – 44).
На новом этапе
Во время Второй мировой войны поставки шасси из Англии прекратились. Постепенное изнашивание парка вынудило закупать бензиновые шасси в США. Построенные на их базе автобусы известны как Austerity, т. е. «аскетические». Они окрашивались в цвет хаки и были упрощены до примитивизма. Всего изготовлен 61 такой автобус.
В годы войны обрели популярность тягачи с пассажирскими полуприцепами – т. н. bendi-buses («гибкие автобусы»); 123 таких автопоезда работало с 1939 вплоть до 1984 года. В экспозиции представлен один из них (см. фото вверху). Это тягач на базе White (1943 г.) c полуприцепом фирмы Parramatta Bus Co. (1947 г.). Кабина грузовика доработана в ателье Motor Body Assemllers (MBA): ее удлинили, смонтировали 4 кресла, туалет и гардероб.
Автобус для перевозки солдат – AEC Regent 0661 c кузовом Waddington (1940 г.). Камуфляж, вместо оконных стекол – стальные листы. Дизель – 130 л. с. На первом этаже – 27 мест, на втором – 30.
В период Второй мировой многие автобусы были выкрашены в стандартный защитный камуфляж. При этом краска покрывала не только панели кузова, но и окна. И лишь белая продольная линия была проведена по нижней кромке кузова – для безопасности пешеходов в вечернее время.
Автобус с кузовом фирмы MBA (Motor Body Assemblers) (1957 г.). Шасси – AEC Reliance. Дизель – 104 л. с. Мест – 46. Панели кузова выполнены из алюминиевых листов.
После окончания войны парк дабл-деккеров вновь стал пополняться. В 1945–1948 гг. в Англии закупили более 700 шасси. А кузова для них по-прежнему делали австралийские фирмы. Все эти машины, как и английские оригиналы, имели характерную узкую кабину водителя, расположенную рядом с капотом. Она называлась half-cab («полукабина»). Эти автобусы служили до 1976 года.
Эволюция автобусов AEC c кузовами фирмы Сommonweath Engineering. На фото справа – капотник Regal III с «полукабиной» (half-cab) (1952 г.). Слева – Regent III вагонной компоновки (1954 г.). Мест – 54 (сид. – 31/32). Дизель – 125 л. с.
Бескапотный дабл-деккер с двигателем сзади – Leyland Atlantean PDR 1A/1 (1969 г). Кузов – PMC (Pressed Metal Corp.). Мест – 71 (сид. – 66). Дизель – 150 л. с.
Самый первый в Австралии автобус на шасси Volvo – модель B58 (1971 г.). Кузов изготовило местное ателье Сustom Coaches. Мест – 44.
Эволюция автобусов AEC c кузовами фирмы Сommonweath Engineering. На фото справа – капотник Regal III с «полукабиной» (half-cab) (1952 г.). Слева – Regent III вагонной компоновки (1954 г.). Мест – 54 (сид. – 31/32). Дизель – 125 л. с.
Уже в первые послевоенные годы необходимость снизить эксплуатационные расходы привела к отказу от кондуктора, что вызвало интерес к одноэтажным автобусам бескапотной компоновки, где водитель сам обилечивал пассажиров, входящих через переднюю дверь. В 1950 году были заказаны 100 шасси с передним расположением двигателя, а еще 100 – с мотором под полом, в центре машины. «Подпольщики» зарекомендовали себя лучше – и с 1950 по 1973 г. изготовили 1583 такие машины. В 70-е гг. стали появляться и автобусы с задним расположением двигателя.
Уникальный прототип (1964 г.). Кузов Сhullora Bus Workshop с алюминиевым каркасом. В салоне – легко заменяемые антивандальные кресла из пластика. Шасси – Leyland Leopard PSU3/2RT.
Ветеран Первой мировой – Leyland R.H.E. (1916 г.). В английскую армию было поставлено 3000 таких машин. Грузо- подъемность – 2,5 т. Скорость – 20 км/ч.
Известный английский тягач AEC Matador (4×4) хорошо показал себя на дорогах войны. В экспозиции – поздняя версия MKIII (1946 г.) в роли эвакуатора автобусов. Дизель – 95 л. с. Груз – 5.0 т.
Большая редкость – 2,5-тонный автокран марки Alan Clothier на американском шасси Federal A6 (1928 г.). Запатентованная система поворота стрелы на 360 град.
Типичный «англичанин» 50-х – грузовик Foden FG 6/12, выпущенный в 1952 г. Дизель – Gardner (112 л. с.). Эмблема грузовика Foden – cтилизованное изображение факела. Это память о славном прошлом: с 1887 по 1933 год фирма была лидером по выпуску паровых тягачей и грузовиков.