В вопросе торговли между двумя соседними странами: Польшей и Украиной наметились положительные для нашей страны сдвиги.
Во-первых, Еврокомиссия отказала Польше, просившей возобновить квоты на украинский агроимпорт.
А во, вторых – временно прекращена блокада польскими перевозчиками границы.
Чего ждать дальше?.
Еврокомиссия стала на сторону Украины.
Польша пыталась восстановить тарифные квоты для некоторых украинских продуктов.
Мотивировала она это защитой своих производителей и интересов страны.
В то же время, стало известно, что Еврокомиссия отказала Польше в ее просьбе.
“Мы обратились в Европейскую комиссию с просьбой восстановить тарифные квоты на некоторые чувствительные продукты, но это было отклонено ЕК”,- сказал министр по вопросам сельского хозяйства Польши Чеслав Секерский в комментарии Business Insider.
Он подтвердил, что ЕК готовит проект постановления о продлении беспошлинной торговли с Украиной до июня 2025 г.
В то же время, Польша не собирается смиряться с таким положением вещей.
По словам министра, он в ближайшее время поговорит с еврокомиссаром по вопросам торговли Валдисом Домбровскисом о текущей ситуации, связанной с чрезмерным импортом сельскохозяйственных товаров из Украины, а также о проекте и изменениях в постановлении ЕС, которое продлит беспошлинную торговлю с Украиной до июня 2025 г.
В этой ситуации польское министерство продолжает настаивать на внедрении механизма, который защитил бы польских фермеров.
“Минагрополитики выдвигает требования изменить положение в постановлении, среди прочих, по ускорению процедур защитных положений, включая возможность применения региональных защитных мер - если рыночная проблема касается не всего ЕС, а отдельного государства-члена или региона”, - сказал Секерский.
На позитив настраивает тот факт, что в Еврокомиссии провели успешную встречу с польскими министрами Чеславом Секерским и Кшиштофом Гетьманом по поддержке ЕС для Украины, включая торговые мероприятия.
Там рассчитывают соглашение между Польшей и Украиной путем введения импортных сертификатов.
Сейчас Польша ведет переговоры с Киевом по поводу введения лицензий на импорт, что может стать решением для польских фермеров, опасающихся чрезмерного импорта продукции из Украины.
По словам министра, уже видны первые результаты польско-украинских переговоров по этому вопросу.
“В нынешней сложной ситуации мы хотим выработать приемлемый для всех участников способ защиты от негативных последствий импорта сельскохозяйственной продукции из Украины.
Мы анализируем и проводим внутренние консультации относительно, в частности, предложенного украинской стороной механизма лицензирования экспорта сельскохозяйственной продукции в Польшу”, – сказал министр.
По его мнению, такое решение “при соответствующей поддержке ЕК” могло бы быть приемлемым.
Блокада границы временно приостановлена.
Еще одной хорошей новостью является то, что блокада пропускных пунктов на украинско-польской границе прекращена, движение возобновлено в обычном режиме.
Напомним, блокада, инициированная польскими дальнобойщиками, стартовала в начале ноября прошлого года.
Прекратить ее удалось только после того, как правительство согласилось на выполнение некоторых их требований, о чем было заключено соответствующее соглашение.
В настоящее время движение грузовиков через пункты пропуска “Ягодин - Дорогуск”, “Рава-Русская - Хребенное” и “Краковец - Корчёва” разблокировано.
Организаторы блокады заверили, что понимают, насколько “важной для обеспечения непрерывной цепи поставок, а также общественной безопасности и безопасности дорожного движения является правильная и беспрепятственная работа пропускных пунктов”.
В то же время нужно понимать, что это не окончательное решение проблемы, а только передышка.
Перевозчики оставляют за собой право возобновить протесты с 1 марта.
Вся техника, которая использовалась для обеспечения блокады, остается на границе.
“Протест прекращен, но это не конец”, - сказал Томаш Борковский из Комитета защиты перевозчиков и работодателей транспорта Польши.
В Варшаве заявили, что впереди еще очень много работы, чтобы окончательно завершить протесты.
Польские компании добились выполнения всех своих второстепенных требований и теперь готовятся к главной битве - против продолжения транспортного безвиза с Украиной со второй половины текущего года.
Напомним: в рамках транспортного безвиза в июне 2022 г.
ЕС на год отменил необходимость получения разрешения для украинских перевозчиков, а летом 2023-го продлил действие этой нормы до июня 2024 г.
По мнению польских перевозчиков одномоментный, без всякого переходного периода, допуск украинских перевозчиков разбалансировал рынок.
Так что главная битва для Украины еще впереди.
Какой ущерб нанесла блокада?.
Из-за блокирования польскими перевозчиками украинской границы Украина понесла большой ущерб.
Подсчитать точно трудно, в то же время консенсусная цифра общего ущерба составляет более 1 млрд.
“Масштаб вызова велик.
Я согласен с людьми, которые говорят, что это может стоить 1% роста ВВП”,– сказал Тарас Качка, торговый представитель Украины и замминистра экономики.
По его словам, срыв очень очевиден.
Это резкое понижение; будто одна пятая нашего месячного импорта застряла на границе.
В то же время, Украине удалось частично компенсировать падение поставок на западных сухопутных границах благодаря морскому экспорту и альтернативным путям для импорта.
Украинские чиновники говорят, что снижение поставок привело к росту цен на некоторые товары, в том числе на сжиженный газ (LPG) - он вырос на 30%.
В свою очередь первый заместитель министра сельского хозяйства Тарас Высоцкий сообщил, что снижение поставок мясомолочной продукции привело к удорожанию этой продукции на 5%.
По его мнению, цены на некоторые продукты питания могут вырасти на 10%.
Поэтому для Украины хорошо, что протесты перевозчиков в Польше хотя бы временно прекратились и что они разблокировали границу, в то же время расслабляться не стоит, потому что конфликт окончательно не разрешен.
Виктория Хаджирадева.