В конце января в России произошло сразу несколько масштабных сбоев в работе интернета.
Сначала на Дальнем Востоке перестали работать мессенджеры Telegram и Whats.
Потом в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях отключился LTE.
Наконец вечером 30 января сломалась вся доменная зона .ru.
Во всех случаях власти страны-агрессора объясняли случившееся техническими неполадками или профилактическими работами.
Но многие эксперты полагают, что все это связано с продолжающимися усилиями властей по изоляции российского интернета от мирового и построению “суверенной” сети — Чебурнета.
Как в Северной Корее.
Чебурнетом называют вариант полной изоляции российского сегмента интернета.
Полный аналог Чебурнет — северокорейский национальный интранет Кванмён.
Специальным законом Роскомнадзор наделен правом блокировать иностранные интернет-ресурсы, “допускающие дискриминацию в отношении российских СМИ”.
Как обычно формулировка очень размытая и не дает четкого определения того, что понимается под “дискриминацией”.
Закон вводит статус “владелец информационного ресурса, причастного к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ”.
Под действие документа подпадают крупнейшие интернет-ресурсы — You.
Tube, Facebook и Twitter.
Роскомнадзор сможет частично или полностью ограничивать доступ к ресурсам-нарушителям, включая возможность замедлять их трафик.
В интернет – по паспорту.
У российского государства есть много способов ограничивать доступ во “внешний” интернет: пускать туда по паспорту, законодательно регулировать контент, диктовать свои условия интернет-компаниям при помощи экономического давления.
Но чем дальше, тем более вероятным для России представляется самый жесткий сценарий — полная изоляция.
Китайский вариант.
В Китае уже действуют законы, которые блокируют определенный интернет-контент, требуют идентификации пользователей в мессенджерах и хранят данные о населении.
Подобные законы Россия пытается воспроизвести и Россиия.
В китайском интернете во главу угла поставлен тотальный надзор за информацией.
Благодаря размеру рынка Китай смог диктовать зарубежным компаниям свои условия.
Фактически Китай построил собственный самодостаточный интернет, куда неохотно пускает других.
Но когда внешние технокомпании приходят в китайский фрагмент интернета, власти могут им навязывать свои условия: там миллиард пользователей и для доступа к ним компании оказываются готовы на многое.
Россия не так привлекательна: и по числу пользователей, и по ВВП она вдесятеро уступает Китаю.
Кремль предпочел бы пойти по китайскому пути, хотя рынок, отягощенный американскими и европейскими санкциями, стал еще менее привлекательным, а внутренние средства в первую очередь идут на войну.
Но есть и другие проблемы: утечка и нехватка специалистов, низкое качество отечественных альтернатив (например, Ru.
Tube вместо You.
Так что только новая Северная Корея и точка.