Об украинской печали и нашей трагической истории.
Я давно считаю этот дискурс немного странным. И вредоносным. Ибо он очень сильно уродует реальность и ожидания. Хотя бы потому, что понятие «счастливая история» как противоположность «трагической истории» – это то, чего в принципе не существовало ни для одного этноса, народа, государства, нации до 20 века.
Это в 20 веке (в отдельных регионах – в 19 веке) появились общества с относительно равными правами, полноценной демократией, с высокой долей среднего класса с высоким уровнем жизни и сравнительно низким уровнем насилия. И их существование в отдельных регионах планеты по сей день до сих пор на масштаб истории – скорее исключение, чем тенденция.
Часто говорят, что несчастье украинского народа в том, что у нас никогда не было своего государства. И вот он как 33 года существует. Но здесь тоже есть два нюанса:
Народов без собственного государства – куча. И гораздо многочисленнее украинцев.
Наличие государства, во-первых, не свидетельствует, что его населяет определенный один народ, во-вторых, не свидетельствует, что тому народу от этого есть какой-то позитив.
Давайте на примере старой, успешной страны с длинной историей государственности. Франция. 12 веков непрерывной государственной традиции. Была ли жизнь французов сладкой, а их история менее трагической, потому что у них был король?
Ну, во-первых, история кого? Французов? А кто такие французы и когда они появились? Когда у них появился более-менее общий язык? Как? Многие столетия, единственное объединявшее пространство современной Франции – это сначала номинальная, затем реальная власть короля и его административного аппарата. А жители Аквитании и Нормандии едва понимали друг друга.
А во-вторых – история какая? Не трагически? Вся история Франции – это набор трагедий и катастроф разного масштаба, от религиозных войн и народных восстаний до банального голода или оккупации. Ну, кроме 5 революций, гражданской войны и роли во всех больших конфликтах за последние 500 лет. Европа залита кровью французов.
Так, параллельно с тем была отстроена огромная культура, гораздо более масштабная, чем украинская и русская вместе взятые, но что от того было тем десяткам поколений французских селян и горожан, которые существовали в мире бесконечной войны, нестабильности и страданий?
О немцах и итальянцах примерно то же самое можно сказать. У них до 19 века вообще не было государства, а их территории были местами самых кровавых войн своего времени. Что если не Тридцатилетняя война, за время которой население Германии сократилось на треть (и не от миграции), определяют трагичность и печаль германской истории? Но на самом деле нет, история как история.
Об Ирландии я уже много раз писал. За всю историю острова более или менее нормальными можно назвать разве что последние 40-50 лет. Все остальное – это треш и ужас, от нашествия викингов до геноцида от Оливера Кромвеля, от Кромвеля до большого голода, от голода до гражданской войны и кризиса, растянувшегося на многие десятилетия. Заглядывать в этом контексте в Африку или Азию просто бессмысленно. Там повсюду так.
До времени массового образования, демократизации, а – более широко – до начала перехода в развитую индустриальную и постиндустриальную экономику «успешная история» – это почти без исключения об успехе элит, к которому большинство населения отношения не имело. И – чаще всего – не имела от этого никаких бенефитов. Скорее наоборот.
Да, нам не удалось, что мы не запрыгнули в то меньшинство стран и народов, которые имели относительно долгий период относительного благополучия и время на построение институтов. Но надо понимать, что большинству обществ такое даже близко не светило. А у нас все еще есть шанс, если наша цивилизация уцелеет, это получить. И попасть примерно в 1% тех сообществ, народов и государств, у которых будет хотя бы несколько страниц, не преисполненных трагедий.