Ожидаемое после 18 мая вероятное осложнение в области международных автомобильных перевозок (из-за вступления в силу изменений к закону о мобилизации) никоим образом не повлияет на рынок горючего. В июле же стоит ожидать подорожания горючего, особенно сжиженного газа. Почему это может произойти и какая сейчас ситуация на рынке автомобильного топлива – в эфире Апостроф TV рассказал аналитик Консалтинговой группы А-95 Артем Куюн.
Проблема с автомобильными поставками была очень острой еще с октября прошлого года. Потому, в принципе, способы обхода этих рисков еще остались у операторов на рынке горючего. С дизельным топливом и бензином проблем не будет – автомобильным транспортом поставляется небольшая доля горючего.
Что касается сжиженного газа, то возможна некая турбулентность. Но это будет ограниченная турбулентность. Плюс поставки будут наращиваться не по автомобильным каналам.
К тому же со временем все больше водителей будут получать необходимые справки от ТЦК - и мы пройдем это испытание нормально.
Что касается предпосылок для удорожания цен на топливо. Это изменения в налогообложении нефтепродуктов, которые на голосование в Верховную раду уже подало правительство. Эти изменения предполагают первое повышение с 1 июля 2024 года, а затем с 1 января каждого года до 2028 года. Первое повышение акцизов более резкое, дальше меньше. Но подчеркиваю, что это только проект. Впереди еще голосование и возможные правки.
Если эти поправки будут приняты, нас ожидает существенное повышение цены сжиженного газа. Относительно бензина и дизеля – там не так сильно. То есть акциз на бензин увеличивается примерно на 1,5 грн за литр, на дизель – 1,9 грн. А вот сжиженный газ - около 5,7 грн ожидаю подорожание в той конфигурации, которая сегодня подана в Верховную раду. Но, во-первых, еще будут обсуждения, во-вторых, есть некий маржинальный запас у операторов рынка. Потому не факт, что увеличение акциза на 100 процентов перейдет на розничные цены.
Что касается увеличения количества автомобилей в Украине и увеличения спроса на горючее. В первую очередь спрос на горючее – это показатель работы экономики. К примеру, по показателю потребления дизельного топлива Украина вышла на довоенный уровень. Потому что меньше железнодорожных поставок, а больше автомобильных.
Что касается потребления бензина и сжиженного газа – это на 90 процентов частное потребление, а не коммерческое. В этом случае мы видим тенденцию снижения потребления. Скажем так, снижение произошло традиционно зимой, и не очень вернулось весной. Операторы рынка связывают это с активизацией работников ТЦК, общим ухудшением настроения в обществе. Условно говоря, люди меньше ездят. Кто-то прячется от ТЦК, кто-то работает из дома. То есть в частном секторе потребление нефтепродуктов упало по сравнению с довоенным очень существенно.