Маркеры для мигрантов.
Сейчас больше всего украинских беженцев, около 1,24 млн, живут в Германии.
По данным Института исследования рынка труда и профессий (IAB),средний уровень занятости их там достигнет 45% - только через 5 лет интеграции, а 55% - через 10 лет.
Известно, что часть беженцев по завершении боевых действий планируют вернуться в Украину.
Но чем продолжительнее будет война, тем больше людей будут рассматривать Германию как место постоянного проживания.
Главное отличие украинских беженцев от других мигрантов - в том, что среди них преобладают женщины с детьми, они - не очень молодые, а среднего возраста, имеют не очень хорошее здоровье, в том числе и из-за стресса.
А их образовательный уровень в среднем выше, чем у других групп, что помогает быстрее осваивать языки.
Вместе с тем, многие наши беженцы получают помощь от принимающих стран на уровне, который не ниже или даже выше, чем средняя зарплата в Украине, которая составляет 16 тыс.
грн или около 400 евро.
К примеру, в той же Германии помощь беженцам составляет 502 евро, плюс оплата аренды жилья.
О том, довольны ли украинцы жизнью в странах, принявших их как беженцев - Германии, Польше и Чехии, сохраняют ли они интерес к событиям на родине и намерены вернуться домой - выяснили во время опроса в Киевском международном институте социологии (КМИС), проведенного в течение 20-26 апреля этого года.
В исследовании приняли участие 801 респондент - взрослые люди, выехавшие из Украины после 24 февраля 2022 года.
Выяснилось, что большинство опрошенных украинских беженцев в Германии, Польше и Чехии (66%) довольны своими нынешними условиями проживания.
Впрочем, полностью удовлетворены - 28%, остальные 38% - скорее удовлетворены, а еще 26% респондентов - недовольны.
А 34% имеют только гражданство Украины и не планируют приобретать никакое другое.
Однако почти половина опрошенных, 45%, хоть и не подавали документы на получение гражданства другой страны, но в целом, в перспективе, хотели бы его иметь.
А относительно законопроекта о множественном гражданстве у 23% складывается преимущественно положительное впечатление, у 34% - отрицательное, 37% к нему относятся нейтрально, а 6% не смогли ничего об этом сказать.
Среди респондентов 57% дома общаются преимущественно на украинском языке, 19% - преимущественно на русском, а в равной степени на украинском и русском - 21%.
Еще 3% дома говорят на языке страны, в которой сейчас проживают.
Также у участников исследования спросили, при каких условиях они вернулись бы в Украину.
Относительно больше респондентов, 34%, согласились бы на это при нормальной работе критической инфраструктуры и безопасности.
Дальше следуют жилищные вопросы и завершение полномасштабного вторжения - это важно для 26%.
Относительно немногие участники опроса, 16%, указали на возможность найти работу и условия для детей посещать школу/сад (13%).
Один из маркеров сохранения связи с Украиной - интерес к новостям и последним событиям в жизни страны.
Из опрошенных 56% респондентов получают информацию об Украине.
Среди остальных 11% сказали "затрудняюсь ответить" (что, в частности, является формой уклонения от социально неодобряемого ответа), а 34% прямо ответили, что не интересуются информацией об Украине.
Другой важный маркер: готовы ли респонденты голосовать на возможных выборах, если бы их решили проводить.
Среди украинских беженцев 31% сказали, что голосовали бы на них, еще 33% ответили "трудно сказать наверняка, 50 на 50".
Остальные, скорее или однозначно, - не голосовали бы.
О связи с Украиной.
Социологи обращают внимание на то, что сейчас один из самых актуальных вопросов для страны - какая часть украинских беженцев вернется обратно.
"Понятно, что пока продолжаются масштабные военные действия (с неопределенным результатом) любые оценки ориентировочные и невозможно точно определить, сколько же на самом деле украинцев вернутся.
В этом опросе мы для такой ориентировочной оценки объединили ответы респондентов на рассмотренные три вопроса.
Мы отталкивались от того, что более вероятно могут вернуться те, кто одновременно не имеет и не подавал документы на гражданство другой страны, не полностью удовлетворены условиями жизни в другой стране и выражают определенные условия для возвращения",- констатируют специалисты.
Они предполагают, что согласно такому подходу ровно половина респондентов, 50%, могут быть теми, кто вернется в Украину.
"Украинцы, которые сейчас проживают в Украине, признают, что страна испытала мощный демографический удар и в перспективе надвигается значительная проблема.
В опросе КМИС осенью 2023 года демографическая проблема хоть и уступала другим актуальным "прямо сейчас" вызовам, но была среди топ-ответов респондентов.
Эксперты также постоянно говорят о демографическом вызове и о необходимости обсуждать различные сценарии и возможные мероприятия.
Именно поэтому мы все должны быть заинтересованы в том, чтобы как можно больше наших граждан вернулись в Украину после вынужденного отъезда за границу.
Предыдущие опросы КМИС показывали, что абсолютное большинство проживающих сейчас в Украине нормально относится к украинским беженцам, легально покинувшим Украину, хотя на фоне роста психологической напряженности и усталости могут усилиться тенденции к критическому отношению", - отметил исполнительный директор КМИС Антон Грушецкий.
По его словам, полученные результаты опроса доказывают, что значительная часть украинских беженцев теряют или потеряли связь с Украиной.
К сожалению, это было ожидаемо, в любом случае мы потеряли бы часть граждан.
Однако открытым остается вопрос, какую часть их можно будет вернуть и что для этого надо делать.
С другой, коммуникация не может быть односторонней, то есть украинцы за границей тоже имеют свою "сферу ответственности" и должны иметь мотивацию вернуться и прилагать релевантные усилия для сохранения связи с Украиной",- считает Грушецкий.
Он также добавил, что на личностном уровне многих украинцев за границей ждет непростое решение: укореняться на новом месте или ждать определенного момента для возвращения.
Это решение должно быть честным и с самим собой, с Украиной и украинцами.
Галина Гирак.