В марте 2024 года президент США Джо Байден утвердил новую секретную ядерную стратегию, которая впервые акцентирует внимание на стремительном расширении ядерного арсенала Китая.
Об этом во вторник, 20 августа, сообщил The New York Times.
Издание отмечает, что впервые в истории ядерного сдерживания США сразу несколько потенциальных ядерных противников рассматриваются как реальные угрозы.
Документ настолько секретен, что существует лишь несколько его бумажных копий, доступных ограниченному кругу чиновников национальной безопасности и командования Пентагона.
Несмотря на то, что Белый дом официально не объявлял об утверждении этой стратегии, двое высокопоставленных чиновников администрации в своих недавних выступлениях намекнули на произошедшие изменения.
Так, бывший стратег по ядерному оружию Випин Наранг, ранее работавший в Пентагоне, отметил, что президент Байден "недавно издал обновленные указания по применению ядерного оружия, учитывая значительный рост размера и разнообразия китайского ядерного арсенала".
По данным издания, приоритет Китая в новой стратегии отражает быстрые темпы расширения ядерных сил страны под руководством президента Си Цзиньпина, решившего отказаться от предыдущей стратегии "минимального сдерживания" и стремящегося достичь или превзойти уровень арсеналов Вашингтона и Москвы.
В последние годы Китай активно расширяет свои ядерные мощности, сооружая новые шахты для ракет, впервые замеченных на коммерческих спутниковых снимках.
Изменения в американской ядерной стратегии также были вызваны ужесточением ядерной угрозы со стороны Северной Кореи, которая удвоила свой ядерный арсенал, который теперь насчитывает более 60 единиц ядерного оружия.
Расширение этого арсенала делает Северную Корею все более серьезным вызовом для Соединенных Штатов, беря во внимание возможность координации угроз со стороны Москвы и Пекина.
Россия и Китай уже проводят совместные военные учения, и разведка США пытается определить, оказывает ли Россия помощь северокорейским и иранским ракетным программам в обмен на поставки вооружения для войны в Украину.
Документ, утвержденный Байденом, напоминает о том, что новый президент, приведенный к присяге в январе 2025 года, столкнется с кардинально измененной и гораздо более нестабильной ядерной средой, чем та, что существовала еще три года назад.
Глава Кремля Владимир Путин неоднократно угрожал применением ядерного оружия против Украины, а новая ядерная стратегия США учитывает все эти угрозы.
Китай также прекратил диалог с Соединенными Штатами по ядерной безопасности, что ранее рассматривалось как важный шаг в предотвращении риска непреднамеренной ядерной эскалации.
Последний раунд переговоров между США и Китаем состоялся в конце осени прошлого года, незадолго до встреч Байдена и Си в Калифорнии, где они пытались возобновить отношения между странами.
Однако китайская сторона уже тогда намекала, что не заинтересована в дальнейших переговорах из-за американских поставок вооружения Тайваню.
В свете этих изменений стратегия Байдена сосредотачивается на необходимости сдерживания не только России, но и Китая и Северной Кореи одновременно, что является беспрецедентным вызовом американской ядерной политики.
Напомним, в июле США обнародовали данные о своем ядерном арсенале: по состоянию на сентябрь 2023 года арсенал ядерных боеголовок США состоял из 3748 единиц.
Новини від Корреспондент.
net в Telegram та Whats.
me/korrespondentnet та Whats.