10 токсичных мужчин советского кино, в которых раньше были влюблены все женщины
10 токсичных мужчин советского кино, в которых раньше были влюблены все женщины

10 токсичных мужчин советского кино, в которых раньше были влюблены все женщины

Кадры из фильмов «Любовь и голуби», «Девчата» и «Афоня»

В силу того, что в СССР люди жили совсем по-другому, советская модель романтических взаимоотношений тяжело поддается современному психологическому анализу. Все злободневные проблемы того времени режиссеры охотно отражали в своих фильмах. Действительно, если посмотреть на героев кино той эпохи, то на первый взгляд покажется, что отделить «плохих» от «хороших» довольно просто. Однако даже в самых положительных персонажах имеются недостатки, способные превратить их совместное будущее с возлюбленной в кошмар на яву.

Не будем сразу наделять этих мужчин клеймом «абьюзера» и «тирана», но попробуем объективно рассмотреть, что именно герои советских фильмов делали не так, и определимся, с кем из них точно не стоит строить отношения (читайте также: Тест: кто из героев советских фильмов мог бы стать вашим мужем?).

Илья Ковригин («Девчата»)

Кадр из фильма «Девчата»

Отношения Тоси Кислицыной и Ильи Ковригина начались с конфликта. Два амбициозных и импульсивных человека сталкиваются, отстаивая собственные интересы. Тося — бойкая девушка, выросшая в детском доме, остро чувствует несправедливость, она привыкла защищать слабых и поэтому не боится вступать в противостояние с любым соперником. Илья Ковригин — настоящий передовик, первый во всем: он отлично понимает, что для товарищей является примером для подражания, знает, что нравится женщинам — еще бы, такой красавец — поэтому смело устанавливает свои правила «игры», которые в конечном итоге становятся общими.

Кадр из фильма «Девчата»

Чувство Ковригина к Тосе возникло исключительно из спортивного интереса: он не привык слышать отказ, поэтому поспорил с друзьями на меховую шапку, что уже через неделю гордая Кислицына будет его. Уже этот факт говорит о том, что в отношениях Илье важно превосходство над партнером. Будущее пары осталось за кадром, однако ясно, что герои могут погрязнуть в постоянном выяснении отношений. В Тосе Илью зацепила ее гордыня, которая, возможно, впервые оказалась равной его собственной.

Романтическая связь с таким мужчиной будет похожа на вечное соревнование, в котором он всегда захочет оставаться победителем, абсолютно не уважая права и чувства своей женщины. Совсем не факт, что после очередного «раунда» такой партнер не потеряет к вам интерес.

Сергей Сергеевич Паратов («Жестокий романс»)

Кадр из фильма «Жестокий романс»

Фильм «Жестокий романс» был снят по пьесе Островского «Бесприданница», а значит — тип мужчины-нарцисса живет еще с времен русской классики. На языке охотников «паратый» — это быстрый и сильный зверь, и перед нами появляется герой, в котором, и правда, есть нечто хищническое, жестокое и опасное. Сергей Сергеевич Паратов обожает окружать себя роскошью: достаточно вспомнить его эффектное появление с цыганским табором, он любит красивые вещи, но никогда не привязывается к ним эмоционально. Очередной такой «безделушкой» в его руках и оказалась красавица Лариса Огудалова.

Несмотря на виртуозную способность Паратова пускать пыль в глаза, нельзя сказать, что мужчина совсем лишен умения чувствовать. Психологи называют таких мужчин грандиозными нарциссами, их характерными чертами являются:

Кадр из фильма «Жестокий романс»

  • Стремление получать постоянное восхищение
    Только в обществе обожателей, которые смотрят на все действия нарцисса с открытым ртом, такие мужчины чувствуют себя комфортно.

  • Внешняя самоуверенность при очень хрупкой самооценке
    Окружающие считают их бесстрашными и всесильными.

  • Низкий уровень эмпатии или практически полное ее отсутствие
    Такие мужчины не способны сопереживать, они не понимают чувств партнера, поэтому лишены всякого сострадания.

  • Эксплуатация окружающих
    Нарциссы используют других людей для своих целей, совершенно не задумываясь о последствиях и уроне, который нанесут их поступки.

Все эти характеристики присутствуют и в Паратове. Лариса Огудалова полюбила человека, неспособного на искренние чувства (читайте также: 5 признаков того, что вы влюблены в нарцисса). Его жизнь — это праздник, а женщина для него — лишь изящное украшение, благодаря которому можно получить еще большее внимание и уважение в обществе. Возможно, если ли бы девушка была состоятельна, их брак все-таки состоялся, однако такие отношения в конечном итоге всегда заканчиваются трагедией. Такие мужчины, если и борются за любовь, то только исходя из задетого эго: именно поэтому по возвращении Паратов, уже успевший забыть Ларису, вновь вступает в игру — он не может смириться с тем, что его забыли.

Кадр из фильма «Жестокий романс»

Задетое чувство собственной важности толкает Сергея Сергеевича на жестокую месть, что довольно органично вписывается в модель подобных отношений: женщина принимает роль жертвы. Подобную связь можно сравнить с резкими взлетами и падениями: когда партнеры вместе, их связь яркая, страстная и красивая, но как только нарциссу становится скучно, он оставляет возлюбленную наедине с ее страданиями и переживаниями, которые ему откровенно безразличны, а потом возвращается вновь, как только наскучит и в другом месте. Таких мужчин, как Паратов, интересует лишь бесконечный праздник и экстрим, поэтому хотя он и понимает, что виноват в гибели Ларисы, и, кажется, даже жалеет ее, перестроить свою модель поведения он не может и не хочет.

Афанасий Борщов («Афоня»)

Кадр из фильма «Афоня»

Афанасия Борщова можно считать наиболее ярким и типичным абьюзером советского кинематографа. Из-за тяжелого детства у героя сложилась определенная модель поведения в обществе: вызывающим поведением он привлекал к себе повышенное внимание, а непонимание того, чего он хочет от жизни, заставляли мужчину постоянно искать себя. Фактически, Борщов имеет все для того, чтобы построить надежное будущее, но не умеет брать на себя ответственность, поэтому не желает вести себя «по-взрослому».

Кадр из фильма «Афоня»

Мужчина обладает природным обаянием и яркой внешностью, поэтому пользуется популярностью у женщин и знает об этом. Только вот и к прекрасной половине человечества его отношение можно охарактеризовать, как потребительское. Афанасий Борщев — настоящий эгоист с завышенным чувством собственной важности. Медсестру Катю Снегиреву, которая буквально им одержима, он не считает достойным себя вариантом, а потому любезно принимает ее заботу, как должное, но при этом все время держит девушку на расстоянии. Такие мужчины никогда не дают женщинам однозначный отказ: они держат их рядом с собой, нахально используют их чувства, пока те не доходят до выгорания и полного эмоционального опустошения (читайте также: 5 шагов, чтобы вернуться к полноценной жизни после отношений с абьюзером).

Гоша («Москва слезам не верит»)

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Он же Гога, он же Жора — большинство зрителей привыкли считать, что Катерине Тихомировой достался настоящий бриллиант. Не стоит отрицать, что у героя действительно много положительных качеств: он сильный, решительный, готов предложить свою помощь в трудную минуту. Главное, что привлекает в таких мужчинах — настойчивость и предприимчивость. Действительно, как только Георгий Иванович влюбляется в Катю, то смело делает первый шаг. Только вот напускной героизм быстро сменяется бегством от реальности, как только Гоша узнает, что Катерина занимает пост директора крупного предприятия.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Такие альфа-самцы на самом деле боятся сильных женщин, потому что в реальности попросту оказываются слабее. За маской героя скрывается неуверенность в себе и нереализованность собственных амбиций, которые встают на пути к счастью. «Женщина должна быть слабее» — именно вокруг этой аксиомы и строится мировосприятие героя. Именно поэтому он не может принять успешность своей возлюбленной.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

И хотя Катерина Александровна как раз-таки хотела хотя бы раз в жизни позволить себе проявить «женскую слабость», Георгий сбежал от отношений, вновь переложив ответственность на нее. Более того, мужчина искренне считал, что именно Тихомирова виновата в том, что их «идеальные» отношения дали трещину. Такие мужчины пытаются играть роль родителя, но в душе остаются уязвимыми детьми, устраивающими партнеру постоянные эмоциональные качели.

Юрий Самохвалов («Служебный роман»)

Кадр из сериала «Служебный роман»

Появление Юрия Самохвалова в статистическом бюро произвело на всех должное впечатлений: статный, красивый, шикарно одетый, новый заместитель, только вернувшийся из Швейцарии, сумел привлечь к себе внимание. Кажется, что в жизни героя есть все, о чем только можно мечтать: высокая должность, большая квартира в самом центре Москвы, новенькая «Волга» и красавица-жена.

Кадр из сериала «Служебный роман»

Своими поступками Самохвалов показывал, что ради достижения своей цели готов на все, однако его университетская любовь, Оля Рыжова, была настолько очарована появлением бывшего избранника, что, кажется, не замечала (или пыталась не замечать) откровенного равнодушия с его стороны. Стоит отметить, что Юрий изначально не давал Оле надежд на возобновление их связи: он обходился с ней вежливо и даже элегантно, принимал от нее знаки внимания, но довольно четко выстроил границы их взаимоотношений: возродить былое спустя 10 лет у них не получится.

Но, как известно, влюбленную женщину не способна остановить даже откровенная холодность и отказ прямым текстом. Рыжова не чувствовала себя счастливой с мужем, так как всю свою жизнь скучала по Самохвалову. На первых порах действия Ольги тешили самолюбие мужчины, но как только она стала перегибать палку, женщина стала для него раздражителем и проблемой.

Кадр из сериала «Служебный роман»

А с проблемами Юрий Самохвалов привык разбираться жестко: сыграв роль честного человека и преданного мужа, он делает любовные письма Рыжовой достоянием общественности. Таких мужчин не заботят чужие чувства, они расправляются с ними жестоко и безапелляционно. Пожалуй, в том, что герой не ответил Оленьке взаимностью, винить его нельзя: во-первых, он ничего к ней не чувствовал, а, во-вторых, ничего ей и не обещал. Но лицемерие и напускной лоск таких мужчин настолько обманчивы, что по итогу разбивают сердца.

Василий Кузякин («Любовь и голуби»)

Кадр из фильма «Любовь и голуби»

Многие зрители недоумевают: и как вообще покорный Василий пошел на измену? Несмотря на роман на стороне, Кузякина сложно отнести к какому-то устоявшемуся психологическому типу мужчин, которые способны сломать жизнь. Отношения с такими партнерами не стоит строить потому, что для них скорее всего вы всегда будете «мамой»: они готовы выслушать упреки, просить прощение, но никогда не смогут взять на себя ответственность и лидерство в отношениях.

Кадр из фильма «Любовь и голуби»

Василий Кузякин не был для своей Надежды крепким плечом и тылом: когда в семье были финансовые трудности, он продолжал тратить деньги на свое увлечение, а в хозяйстве и родительстве предпочитал оставаться на вторых ролях. В таких партнерах не достает мужественности, однажды сильной женщине надоедает покорность, тогда она сама начинает провоцировать проблемы в отношениях. Быт и холодность делают такой союз настолько скучными, что оживить чувства может только эмоциональный всплеск и кризис.

Ипполит Георгиевич («Ирония судьбы, или С легким паром!»)

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

У большинства зрителей Ипполит обыкновенно вызывает жалость потому, что оказался жертвой весьма странных обстоятельств. Однако для того, чтобы разувериться в этом мнении достаточно посмотреть на поведение Ипполита. Обнаружив в квартире своей невесты постороннего человека, он вместо того, чтобы защитить свою женщину, кидается на нее с обвинениями и начинает выяснять отношения. Такие мужчины, как он панически боятся предательства, поэтому принимают на себя роль жертвы, выставляя виноватыми женщин.

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

В подобных отношениях никогда не будет самого главного — доверия. Ипполит без задней мысли оставляет Надю наедине с незнакомцем, а возвращается лишь для того, чтобы продолжить разыгрывать драму. Поэтому несмотря на статусность, серьезный внешний вид и смелые обещания, мужского в таком партнере вы, увы, не найдете.

Анатолий Новосельцев («Служебный роман»)

Кадр из фильма «Служебный роман»

Анатолий Новосельцев, пожалуй, является самым закомплексованным героем советского кинематографа. Всегда неуклюжий, диковатый, на фоне своего красавца-товарища Самохвалова он смотрится смешно и нелепо. В начале фильма «Служебный роман» Новосельцев предстает в качестве настоящего подкаблучника. В герое борются два начала: с одной стороны он хочет заявить о себе, а с другой — боится быть отвергнутым.

Кадр из фильма «Служебный роман»

Именно поэтому Новосельцев подстраивает свою личность под интересы Людмилы Прокофьевны (читайте также: Самая обаятельная и несчастная: сильные героини советского кино, с которых не нужно брать пример). И снова сильная женщина и слабый мужчина: однако у Анатолия все-таки есть характер, который он способен показать в критической ситуации. Такой партнер способен долгое время подавлять свои эмоции, чтобы угодить другому, но стоит понимать, что в этот момент в нем скапливаются обиды и агрессия. Эти взаимоотношения имеют эффект разорвавшейся бомбы: хорошо, если они, как в фильме, закончатся экспрессивным выяснением отношений и страстью, но в реальной жизни финал, увы, куда прозаичнее.

Игорь Брагин («Влюблен по собственному желанию»)

Кадр из фильма «Влюблен по собственному желанию»

Игорь Брагин, кажется, вполне мог бы побороться за звание главного абьюзера советского кинематографа с героем фильма «Афоня». Перед нами возникает печальная, но, к сожалению, классическая картина: мало что представляющий из себя мужчина самоутверждается за счет женщины, а после будто по взмаху волшебной палочки понимает, что она и есть та самая.

Кадр из фильма «Влюблен по собственному желанию»

Главная проблема этой пары заключается в отсутствии уважения друг к другу. Брагин не упускает повода подшутить над невзрачной и простенькой работницей библиотеки, называет ее «каракатицей», а однажды и вовсе замечает, что в ней нет «ни сучка, ни задоринки, ни бугорка, ни впадинки». Многие зрители недоумевают, почему же Игорь отверг красавицу-Наташу? Все просто: птица такого полета была ему не по зубам. В этих отношениях Брагин вынужден был бы поддерживать свой образ альфа-самца постоянным враньем, а горькую правду эта девушка принять и понять, конечно бы, не смогла.

То ли дело надежная и заботливая Вера. К тому же ради него она даже пошла на перемены во внешности: накрасилась, начала прихорашиваться и наряжаться. Только вот настоящая любовь приходит и в момент, когда ты не «при параде». В Брагине сверкнула искра влюбленности, но неизвестно, насколько ее хватит. Обычно такие мужчины и дальше продолжают критиковать, оскорблять и унижать женщин, чтобы утвердиться за их счет, вне зависимости от того, насколько они хороши, модны и красивы.

Женя Лукашин («Ирония судьбы, или С легким паром!»)

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

История любви Жени и Нади очень романтизирована. И хотя финал фильма остается открытым, большинство зрителей питает надежды на счастливое совместное будущее героев. Хотя, признаемся, возможно оно мало. Казалось бы, с Нади должно быть достаточно Ипполита, который в напряженный момент даже не смог ее защитить, но на ее пути встречается Женя Лукашин.

Такие мужчины очень инфантильны: он до сих пор живет с мамой, во всем с ней советуется, показывает абсолютное неумение принимать важные решения и брать ответственность. Помимо этого Лукашин явно имеет серьезные проблемы с алкоголем, что тоже невозможно не брать во внимание.

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Тем не менее Надю в нем привлекает легкость, готовность на спонтанные поступки, умение веселиться, привычка открыто проявлять эмоции и становиться непосредственным даже в самой напряженной ситуации. Конечно, эти качества можно назвать положительными, однако тогда в паре хотя бы один должен уметь трезво смотреть на вещи и отвечать за последствия. Отношения с таким мужчиной будут похожи на сказку или приключение, но для стабильного будущего такой формат все-таки не подойдет.

Софья Гришина

Фото: кадры из фильмов

Джерело матеріала
loader
loader