Габриэль Бонер Шанель родилась в 1883 году во французском городе Сомюр. Девочка недолго прожила в родном доме, ведь после смерти матери ее определили в монашеский приют, из которого будущая легенда моды уйдет только в 18 лет.
В том же возрасте Шанель перебирается в Париж и устраивается в магазин одежды, параллельно подрабатывая певицей в местном кабаре. Кстати, именно там она получает свое прозвище Коко — ведь ее любимой песней была «Qui qua vu Coco».
Работа с богатыми клиентками, среди которых жены, любовницы и дочери высокопоставленных французских дельцов, дала Шанель понять, как общаться с обеспеченными людьми, и чего они ждут от моды. Поэтому уже в 1910 году, подкопив средств с работы в кабаре, и воспользовавшись помощью богатых поклонников, Габриэль открывает первую мастерскую женских шляпок Chanel Modes в Париже. Далее пошли и другие бутики в Довиле и Биаррице, а за ними и Дом моды в Париже, а также стилистические инновации, которые первыми ввела Шанель.
Отличный взгляд на моду, смелость и трудолюбие привели бренд Габриэль к всемирному успеху. Однако сама Мадемуазель могла бы с нами поспорить, ведь она была убеждена, что половина ее заслуг принадлежит магическим силам, тайным знакам и высшим покровителям. На этом остановимся подробнее — какие символы занимали особое место в жизни и бренде Габриэль Шанель, и почему она их особенно ценила?
7 главных символов модного Дома Chanel и их история
Цветок камелии
Одним из первых символов модного Дома Chanel стал белоснежный цветок камелии — одно из немногих растений, которое вообще не имеет запаха. Легенда гласит, что однажды Шанель прогуливалась по пляжу во французском городе Этрета, где заприметила этот цветок и приколола себе на пояс. Благодаря отсутствию аромата он не перетягивает на себя внимание и позволяет женщине создать образ «с чистого листа». А четкие геометрические формы, простота и свежий белый цвет — это то, чем дизайнер оперировала в дальнейших коллекциях модного Дома. Если говорить про сегодняшний день, то цветок камелии по-прежнему является частью украшений высокого ювелирного искусства, а также сопровождает жакеты, пояса-цепи и фирменные балетки Дома.
Лев
Лев олицетворяет власть и является одним из непобедимых представителей животного мира — однако Шанель любила царя зверей не только за эти качества. Преданная астрологии, Шанель знала, что ее звездным покровителем является Лев, а потому включала его изображение во многие коллекции. Так, фигура Льва украшала кольца и кулоны дизайна Габриэль, величественное изображение животного можно найти в косметике от модного Дома, а на показе Chanel 2017 года золотой лев стоял посреди подиума. Но куда больше астрологического защитника было в доме самой Габриэль — например, статуи львов располагались на ее рабочем столе и, как верила дизайнер, защищали ее от неудачи.
Цифра пять
Габриэль считала пятерку своим счастливым числом — она замечала цифру в удачных для нее моментах, а еще была рождена под пятым знаком зодиака. Поэтому у Коко было пять любимых цветов: черный, который был цветом для прислуги, а стал воплощением элегантности; красный, который Шанель называла «цветом жизни»; белый, который ассоциировался с чистотой и простотой — качествами, которые ценила Габриэль; бежевый — оттенок пляжей Франции; а еще золотой — цвет церковных одеяний, среди которых Коко провела свое детство. По той же причине первым ароматом, который выпустила Габриэль, стали духи Chanel № 5. Причем, когда парфюмер Эрнест Бо пришел к ней с кипой разработанных им запахов, она без пробы выбрала именно пятый — который до сих пор является одним из самых продаваемых и популярных у модного Дома.
К слову, цифра пять принесла удачу не только парфюму от Габриэль, но и легендарной сумке 2.55. Цифра два означает февраль — месяц, в который этот аксессуар был придуман. А 55 отсылает нас к 1955 году, в котором Коко разработала сумку (читайте также: 8 дизайнерских сумок, в которые нужно инвестировать, пока не поздно).
Комета
Когда Chanel 2.55 и твидовые костюмы нашли место в сердце всех модных девушек от Нью-Йорка до Лондона, Габриэль решила создать первую коллекцию высокого ювелирного искусства. В нее вошли ожерелья и броши с пятью мотивами — в виде банта, ленты, бахромы, пшеничного колоса и кометы. Последняя олицетворяла сам характер Шанель — дизайнер придавала серьезное значение астрологии и изучала звезды, восхищаясь астрономией. К слову, тогда ювелирная коллекция Габриэль Шанель произвела настоящий фурор: она стала первой, кто обличил простые фигуры в драгоценные камни (читайте также: Любимые украшения королевских особ и их потрясающие истории).
Хрусталь
Горный хрусталь — это камень, который создает иллюзию прозрачности, на самом деле не являясь таковым из-за своих помутнений и вкраплений минералов. За это, сродни магическому, свойство, Габриэль Шанель ценила хрусталь даже выше бриллианта и активно использовала его в своей жизни. Например, друзья Коко уверяли, что она могла часами смотреть на хрустальный шар в номере отеля Ritz, который отвели специально для нее. Кроме того, Шанель настояла, чтобы люстра в ее апартаментах была сделана только из хрусталя. Он же стал названием для одного из ароматов, который выпустила Габриэль — Chanel Cristalle.
Chanel Boy
Эта сумка достаточно грубой и лаконичной формы стала одним из бестселлеров Дома, а еще была названа в честь главной любви Габриэль Шанель. Игрок в поло Артур Эдвард Кейпел по прозвищу Бой «отбил» Шанель у своего друга, с которым она состояла в любовной связи. С этого момента началась их 10-летняя история, больше напоминающая американские горки. Артур и Габриэль сходились и расходились, изменяли друг другу, а Кейпел даже успел жениться, после чего все же вернулся к Шанель. Роман оборвался автокатастрофой, после которой Бой не выжил, оставив Габриэль с раной на сердце. Однако сумку Chanel Boy, а затем и косметику под этим названием, придумала вовсе не Габриэль Шанель, а другой креативный директор Дома Карл Лагерфельд.
Твид — главный материал Дома
В 1954 году Габриэль Шанель вернулась в мир моды после затяжного молчания, которое совпало со Второй Мировой войной. И хотя Chanel уже успел стать знаковым брендом, 70-летней Коко нужно было придумать нечто, чтобы вновь сделать его популярным. На помощь пришли твидовые костюмы, которые стали прорывом в женской моде. Они позволяли женщинам не «семенить» при передвижении, а чувствовать себя свободно, отличались лаконичным дизайном, а еще были выполнены из одной из самых надежных в мире тканей — поэтому костюмы Chanel в европейских странах передаются по наследству и достигают баснословной стоимости даже на ресейле. Ко всему прочему, на показе 1954 года пуговицы упомянутых костюмов украшало изображение льва — еще один случай, когда небесный покровитель принес удачу Габриэль.
Фото: Getty Images