Андрей Золотарев. Украина уже продана — что скрывает план Трампа?
Андрей Золотарев. Украина уже продана — что скрывает план Трампа?

Андрей Золотарев. Украина уже продана — что скрывает план Трампа?

3 февраля Дональд Трамп сообщил, что намерен заключить с Украиной соглашение, связывающее американскую помощь с поставками редкоземельных металлов и других ресурсов. Это, по его словам, обеспечит США доступ к ценным материалам и защитит их от захвата Россией. В окружении президента Зеленского предложение восприняли положительно, отметив, что оно соответствует «плану победы» Украины.

From-UA обратился к политологу Андрею Золотареву с вопросом о заявлении Трампа: что это значит для Украины, учитывая, что о такой возможной сделке говорилось давно, но теперь она заявлена официально? Как это повлияет на отношения Украины с США, согласится ли Зеленский на такие условия и как отреагирует народ Украины?

- Во-первых, это можно трактовать как реакцию Трампа на план победы Зеленского, который тот представил в США еще в прошлом году — там тоже был такой пункт. Конечно, это абсолютно не согласуется с Конституцией Украины, где четко прописано, что недра и полезные ископаемые являются не государственной, а народной собственностью. Естественно, народ Украины в этом вопросе никто не спрашивал. Но это лирика, а реальность такова, что большинство таких месторождений на контролируемой Украиной территории принадлежат далеко не простым людям, и возникает вопрос, как их забрать. Это первое.

Во-вторых, 2/3 полезных месторождений редкоземельных металлов, представляющих интерес для США, расположены на территории Днепропетровской, Донецкой, Луганской областей и части Запорожской. За исключением района Кривого Рога в Днепропетровской области, остальная часть находится на неконтролируемой Украиной территории. Что, Трамп отправит американских военных освобождать эти регионы? Мы много говорим о литии, но одно из перспективных месторождений в Шевченко, недавно захваченном российскими войсками, находится на оккупированной территории.

Есть еще технический нюанс. Допустим, по тому же литию, ведь для выхода на промышленную добычу может потребоваться до 10 лет. За это время многое может измениться. Литиевые аккумуляторы могут остаться в прошлом, да и сейчас, вместо инвестирования в украинскую добычу лития, проще купить его в Боливии или Чили.

Но есть еще один момент, который работает в пользу интереса Трампа: 90% рынка редкоземельных металлов контролирует Китай, который, в частности, контролирует треть рынка вольфрама. Этот металл незаменим для военной промышленности и электроники. США не могут игнорировать его дефицит, поскольку без вольфрама не будет ни Ф-35, ни ударных дронов, ни ракет, да и многого другого. Поэтому США будут искать возможности для решения этой проблемы в других странах, чтобы избежать зависимости от Китая, который может поставить их в крайне сложное положение. Поэтому 50 на 50.

Но пока политтехнологически, знаете, на что стоит обратить внимание? Трамп по-прежнему предлагает простые рецепты для решения сложных проблем, включая вопросы, связанные с украинскими недрами. Он не только в строительном бизнесе, но и в шоу-бизнесе знает толк. Пока он работает на эмоции. Например, его заявление о переселении 2 млн палестинцев из Газы. Это явно не соответствует Женевской конвенции, которая запрещает насильственное переселение. Да и арабы не хотят принимать палестинцев. Та же Иордания, помня, как более 50 лет назад Фронт освобождения Палестины поднял мятеж, который подавил отец нынешнего короля Иордании танками, после чего палестинцев изгнали, не готова их принимать обратно. Это громкое заявление прозвучало в ходе встречи с Нетаньягу, и, возможно, оно поможет ему, но как это реализовать практически, не нарушая международное право?

Знаете, у меня иногда складывается ощущение, что Трамп затеял в США нечто похожее на перестройку. Очень много схожих элементов. Точно так же, как в СССР десакрализовали спецслужбы: разоблачение НКВД, КГБ, репрессий, затем разговоры о том, что хватит кормить союзников по всему миру — и все это закончилось Беловежской пущей. У Трампа что-то похожее с USAID, разоблачением ЦРУ и т. д., и я вижу схожие мотивы. Поэтому еще ничего не решено. Пока предложение прозвучало, но вопрос в том, что будет к моменту, когда речь дойдет до практической реализации — будет ли Трамп у власти или в этом мире, и что будет с Зеленским через год-два? Ведь ничто не вечно. Все пройдет, и это тоже.

- А стоит ли говорить о том, что Украина будет продана?

Украина фактически уже продана. За прошлый год внешний долг государства вырос на 20 млрд. При этом ВВП Украины лишь немного превышает сумму долга и остается небольшим. Существуют страны с долгом, превышающим ВВП, но их экономики эффективно функционируют, позволяя справляться с задолженностью. У нас же при долге в 160 млрд ВВП составляет около 190 млрд — это вся экономика. Эти долги придется возвращать нашим внукам и правнукам. По-моему, Саакашвили, шутил, что через 10 лет мы будем жить, как при Януковиче, то есть наступит украинская мечта. То теперь через 100 лет мы будем жить, как в 2022 году, если перефразировать слова Рубио о том, что Украине придется восстанавливаться 100 лет.

Джерело матеріала
loader
loader