Дональд Трамп с первых же дней своего нового президентства делает шаги, которые могут сигнализировать о начале торговых войн – с Канадой, Мексикой, Европой и, конечно же, Китаем. "Апостроф" разбирался, какие последствия ждут Украину, если все это – всерьез и надолго.
Президент США Дональд Трамп выполнил свое предвыборное обещание о введении заградительных тарифов на зарубежные товары.
Первой под раздача попала Колумбия, которая отказалась принять два американских военных самолета с колумбийскими нелегалами на борту. В ответ на это Трамп ввел 25%-ю пошлину на все товары из Колумбии. Богота на это ответила зеркально, однако почти сразу же согласилась на все условия Вашингтона по принятию соотечественников, депортируемых из Соединенных Штатов. Таким образом, торговая война между США и Колумбией продлилась меньше суток.
Следующими стали соседи США - Канада и Мексика: на их товары Трамп также ввел пошлины в размере 25% (10% на канадскую нефть). Претензии к этим странам касались их неспособности предотвратить проникновение наркотиков через двустороннюю границу в США. В этом сюжете события развивались по похожему сценарию: после телефонных разговоров Дональда Трампа с президентом Мексики Клаудией Шейнбаум и премьер-министром Канады Джастином Трюдо было объявлено о приостановке действия пошлин на месяц для проведения переговоров.
Но Канада и Мексика, не говоря уже о Колумбии, невелики в сравнении с Соединенными Штатами, а потому "битва" с Европейским Союзом и особенно с Китаем обещает быть гораздо более серьезной.
Трамп уже объявил, что "очень скоро" введет 10%-ю пошлину на европейские товары. Претензии к ЕС касаются того, что страны блока якобы покупают мало американских товаров. Кроме того, есть подозрение, что торговые ограничения должны сделать европейцев более покладистыми в вопросе о передаче США Гренландии – пока что большинство стран Евросоюза высказывают солидарность с Данией, которой принадлежит остров.
ЕС существенно меньше, чем Канада и Мексика, зависит от США – единственная серьезная зависимость связана с энергоносителями из-за снижения их поставок из России (вполне возможно, что с угрозами Трампа связан информационный "слив" о том, что в ряде стран Евросоюза высказываются за возобновление поставок российских энергоресурсов – разумеется, в ущерб американским).
При этом ЕС в состоянии дать США адекватный ответ, и в этом случае, как считается, под ударом окажутся американские технологические компании. Дойдет ли дело до полноценной торговой войны между США и Евросоюзом, пока неясно, но исключать такой вероятности никак нельзя.
В зоне особого внимания - Китай
Однако, пожалуй, главной целью торговых санкций американского президента является Китай. Дональд Трамп никогда не скрывал своих планов по сдерживанию все возрастающего в мире влияния Поднебесной, а потому введение заградительных пошлин на китайские товары в размере 10% (в дополнение к уже существующим 25%-м тарифам) сюрпризом не стали.
Пекин ответил на это аналогичным образом, объявив, что вводит пошлину в размере 15% на уголь и сжиженный газ из США, а также 10%-ю пошлину на сырую нефть, сельскохозяйственную технику и грузовые автомобили.
Введение торговых тарифов спровоцировало падение рынков. Правда, продолжалось оно недолго, но с уверенностью можно сказать, что, если настоящая торговая война, особенно в формате "все против всех", начнется, мало не покажется никому.
"Пока что непонятно, насколько эти торговые войны (ведутся) по-настоящему, хотя с Китаем, думаю, как раз по-настоящему. И в краткосрочной перспективе от них будет хуже всем, кто в них будет задействован, - сказал в комментарии "Апострофу" директор аналитического департамента инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий.
Вполне возможно, что до реального противостояния между США и Евросоюзом не дойдет, и все закончится сближением (во основном, со стороны ЕС) позиций по целому ряду вопросов международной торговли.
"Вряд ли Европа, в большинстве стран которой сейчас падает ВВП, и они ищут способы подстегнуть свою экономику, будут делать какие-то резкие движения в сторону США, - сказал в комментарии изданию экономический эксперт Руслан Чорный. - И заявления США в отношении европейских стран мне также кажутся некой профанацией, разве что только для того, чтобы объединить силы против Китая".
Война и мир
По логике, если Украина напрямую не будет вовлечена в эти "разборки", то особо и не почувствует на себе их влияния.
Также немаловажную роль играет фактор войны - реальной, а не торговой.
"Поскольку мы сейчас выведены за рамки рынка капитала, а торговые войны будут бить по тяге к риску, оттока капитала у нас уже не случится, - объясняет в разговоре с "Апострофом" инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса. - В среднесрочной перспективе это (торговые войны) ударит по спросу в Китае на металлы, руду, и это до нас тоже тогда дотянется".
По словам Александра Паращия, сейчас для нашей страны важнее даже не перспективы экономического роста, а гарантии продолжения предоставления западной финансовой и военной помощи.
"И, если Соединенные Штаты, Канада, Европа, Великобритания будут чувствовать себя более бедными (вследствие торговых войн), будет подниматься вопрос, смогут ли они нам оказывать помощь в тех объемах, которые были раньше запланированы", - сказал эксперт.
При этом проблемы у нас могут возникнуть и в случае прекращения боевых действий.
"Бюджетные расходы, по крайней мере, на оборону, скорее всего, сократятся, соответственно, в экономике будет меньше денег, будет меньше потребление, - рассказывает Александр Паращий. - Рано или поздно сокращение потребления перекроется увеличением инвестиций, поскольку и украинский бизнес, и иностранные инвесторы наверняка захотят вкладывать деньги в экономику Украины. Другой вопрос, как быстро они смогут компенсировать потенциальное сокращение потребления. Поэтому у нас возможен такой период, когда экономика сильно просядет, и могут начаться процессы, которые будет сложно компенсировать: например, обвал национальной валюты, какие-то банкротства".
Желающих поучаствовать в послевоенном восстановлении Украины наверняка будет немало, однако торговые войны могут значительно осложнить привлечение в нашу страну инвестиций.
"Если люди ожидают кризис, и тяга к риску падает, то инвестиции приходят менее охотно", - объясняет Сергей Фурса.
В целом же последствия торговых войн чем-то будут напоминать ситуацию с ковидом, считает Руслан Чорный.
"Тогда из-за проблем с логистикой связи между странами начали рваться, в результате чего производство многих товаров просто остановилось. Нечто подобное может произойти и сейчас. У нас многие производства завязаны на другие страны, и они могут просто исчезнуть", - предупредил эксперт.