/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2Fcbcef0025e3720aee3d463a36f06b234.jpg)
Как будет начисляться пенсия после проведения реформы
На июль текущего года в Украине запланирован старт реформы солидарной системы пенсионного обеспечения.
Что изменится, как это будет происходить и почему это нужно делать?.
В чем суть реформы?.
В Украине планируется проведение пенсионной реформы.
Старт намечен на июль текущего года.
В настоящее время в Украине работает солидарная система.
Все работники и работодатели платят взносы в Пенсионный фонд, и эти средства идут на нужды нынешних пенсионеров.
Пенсии тем, кто трудится сейчас должны обеспечивать последующие поколения украинцев.
Эта система дает сбой, потому что доля пенсионеров растет, а трудоспособных – нет.
Реформа назрела давно и вот, наконец, должна стартовать.
“В 2025 г.
Украина планирует запустить пенсионную реформу, которая сделает выплаты более справедливыми, учитывая стаж и размер взносов.
Основное внимание будет сосредоточено на поддержке уязвимых групп и уменьшении специальных пенсий, что позволит направить больше ресурсов на общую систему”, - сообщила министр социальной политики Оксана Жолнович.
В результате реформы каждый человек в будущем сможет получить замещение своего заработка не ниже 60%.
“Это уровень хороших европейских стран.
Ты платишь определенные взносы в накопительную систему или в солидарную, и на пенсии из этих сбережений тебе выплачивают примерно 60% того заработка, который ты имел на протяжении жизни”, – отметила Жолнович.
Известно, что реформа будет состоять из двух основных этапов: первый – реформа солидарной системы.
Ожидается, что изменения в солидарный уровень пенсионной системы вступят в силу с 1 июля 2025 г.
Эти изменения предполагают переход ксистеме, при которой пенсионные взносы будут перечисляться в баллы, что сделает ее более прозрачной и защищенной от инфляции и девальвации.
Второй – введение накопительной системы.
Планируется, что с 1 января 2026 г.
в Украине заработает обязательная накопительная пенсионная система.
Эта система предусматривает, что работники, работодатели и государство будут вносить вклады на индивидуальные пенсионные счета граждан.
Это позволит будущим пенсионерам самостоятельно накапливать средства на пенсию, дополняя выплаты из солидарной системы.
По словам Жолнович, пенсии будут более адресными и будут учитывать два ключевых критерия: продолжительность трудового стажа: чем больше лет человек работал, тем больший размер пенсии он получит и размер взносов в Пенсионный фонд: те, кто вносил больше взносов, будут иметь более высокую пенсию.
“Пенсионная система станет более прозрачной и справедливой, ведь прекратится ситуация, когда специальные пенсионеры получают десятки тысяч гривен, тогда как обычные граждане вынуждены выживать на минимальные выплаты”, - заключает Жолнович.
От чего будет зависеть размер пенсии после реформы.
Первая заместитель министра социальной политики Дарья Марчак сообщила, что в новой реформе размер пенсии будет зависеть не от заработной платы, а от размера взноса, который человек уплатил с зарплаты.
“Мы предполагаем, что в новой реформе размер пенсии будет зависеть от размера взноса, который человек уплатил из зарплаты.
Не от зарплаты.
Потому что, когда мы говорим, о зависимости от зарплаты, то у человека, который получает теневую зарплату или получает зарплату как ФЛП 3 группы, но платит взнос с минималки, возникает недоразумение”, – пояснила Марчак.
Поэтому, по словам заместителя министра, формула предусматривает размер пенсии в зависимости от уплаты взносов и периода уплаты взносов.
Она также рассказала, что в Минсоцполитики проводили тесты и оказалось, что люди, имеющие, например, самые большие доходы сегодня, будут иметь самые низкие пенсии.
Потому что они работают как ФЛП в сфере IT и аутсорсинга, и платят взносы только с минимальной заработной платы.
И они не знают, что их размер пенсии зависит не от их заработной платы, которую они получают на руки, а от объема взносов, которые люди платят.
По ее словам, значительное количество граждан не понимают, как их пенсия зависит от результатов работы сегодня.
“На сегодняшний день мы как министерство разработали проект закона о реформе солидарной системы, проект закона о внедрении накопительной системы.
Мы сейчас работаем над тем, чтобы эти законопроекты представить на рассмотрение правительства и после этого на рассмотрение ВР.
И мы работаем над тем, чтобы предложить в этом году разработать дизайн того, как может выглядеть система профессиональных пенсий в будущем”, – добавила Марчак.
Требования МВФ к реформе.
Известно также, что МВФ выдвинул Украине ряд требований по проведению пенсионной реформы, направленных на упрощение и стабилизацию пенсионной системы.
Основные обязательства включают, во-первых, упрощение пенсионной системы.
Украина должна создать устойчивую пенсионную систему, отвечающую законодательству ЕС.
Это предполагает упрощение существующей сложной системы, сокращение специальных пенсионных механизмов и минимизацию правовых рисков.
Во-вторых, предполагаются законодательные изменения: до конца марта 2025 г.
правительство планирует подать в парламент изменения в законодательство, которые обеспечат немедленное вступление в силу части 5 статьи 61 Закона 3354 и запретят внесение изменений в пенсионную систему из-за несвязанных законодательных актов.
В-третьих, Украина по требованию МВФ обязалась воздерживаться от введения новых специальных пенсий или льгот, а также от изменений, которые могли бы привести к снижению законодательно определенного пенсионного возраста.
В четвертых, планируется ограничить размер дополнительных выплат отдельным категориям пенсионеров и предложить единый подход к ежегодному повышению всех пенсий через механизм индексации.
В-пятых, предполагается улучшение адресности социальной помощи.
При поддержке Всемирного банка власти работают над усовершенствованием механизмов поддержки незащищенных слоев населения и введением второго уровня пенсионной схемы.
Эти меры направлены на обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы Украины и ее соответствия международным стандартам.
Опыт стран ЕС.
Интересно, что в Европе нет единой для всех системы пенсионного обеспечения.
Они используют несколько систем одновременно.
Среди них: солидарные, накопительные, правительственные, негосударственные, страховые.
Пенсионеры могут участвовать сразу в нескольких.
Для этого учитывается стаж, размер зарплаты, общий доход семьи, прожиточный минимум, индексация, должность и т.
В каждой европейской стране разные параметры, влияющие на размер пенсий.
Однако, так или иначе, чем больше стаж, тем больше размер пенсии.
Минимальная пенсия начисляется тем пенсионерам, у которых стаж не менее 40 лет (в Германии, Франции, Дании, Швеции, Норвегии), 37 лет – в Испании, 20 – в Польше.
Самые высокие средние пенсии в таких странах как Норвегия (2 тыс.
евро), Дания (1800), Германия (1400) и Франция (1200).
В то же время, самые низкие - в таких странах, как Болгария (130 евро), Румыния (175), Литва (220) и Эстония (230).
В ЕС продолжают реформировать систему пенсионного обеспечения.
Реформы в странах Европы, как правило, связаны с увеличением пенсионного возраста.
Виктория Хаджирадева.

